Психология личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Изучение личности преступника имеет большое научно-познавательное и практическое значение для успешного решения всего комплекса вопросов, связанных как с конкретным случаем совершения преступления или становления лица на преступный путь, так и с общими задачами борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.
О лицах, совершающих преступления, писали такие известные ученые, как Дж. Говард, Ч. Ломброзо, Э.Ферри.

Файлы: 1 файл

юп контрольная.docx

— 54.79 Кб (Скачать файл)

  Введение.

   Изучение личности  преступника имеет большое научно-познавательное  и практическое значение для  успешного решения всего комплекса  вопросов, связанных как с конкретным  случаем совершения преступления  или становления лица на преступный  путь, так и с общими задачами  борьбы с преступностью и предупреждения  преступлений.

   О лицах, совершающих  преступления, писали такие известные  ученые, как Дж. Говард, Ч. Ломброзо, Э.Ферри. В России изучению этого вопроса были посвящены работы М.Н.Гернета, Е.В.Краснушкина, С.Н.Познышева, М.П.Чубинского. В советский период, с конца 20-х гг. ХХ в., эти исследования оказались под запретом. И только в конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века изучению личности преступника вновь было уделено внимание. Но и эти исследования проводились в рамках идеологических взглядов и под жестким надзором. Идеи Ч. Ломброзо, представлялись наиболее опасными для существующего на тот момент политического режима.

   В советский период  личность преступника изучалась  на описательном уровне, который  получил название феноменологического.  Исследования проводились на  основе анализа социально-демографических  характеристик. Только в 70-е – 80-е гг. прошлого столетия некоторые ученые обратили внимание на необходимость объяснения преступного поведения, что послужило важным условием для познания личности. Позднее появились работы, которые были посвящены непосредственно теории личности преступника. Нужно отметить, что личность преступника по большей части исследовалась на основании личности осужденного (т.е. по рассмотренным судом уголовным делам) или лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.

   Сама категория  «личность преступника» весьма  условна и абстрактна. Наиболее острые дискуссии среди ученых были связаны именно с вопросами, касающимися личности преступника: ученые высказывают противоположные мнения – от отрицания теоретической и практической пользы категории «личность преступника» (Ю.Д.Блувштейн, Я.И.Гилинский, И.И.Карпец, Г.М.Резник, А.М.Яковлев) до придания отдельным особенностям личности криминологически значимых качесив, обусловливающих совершение преступления (Ю.М.Антонян, Н.С.Лейкина, В.В.Лунеев, В.Д.Филимонов).

   Совершенно справедливо (и научно доказано), что лица, совершившие преступления, не обладают специфическими чертами, которые не присущи тем, кто их не совершал. Однако и отказываться от понятия «личность преступника» не вполне уместно, хотя бы из практических соображений. Предупредительное и исправительное воздействия на индивидуальном уровне обычно сосредоточены как раз на личности и заключаются в воздействии на положительные качества индивида. При этом не следует считать преступником человека с врожденными (унаследованными) негативными качествами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  структура личности преступника.

   В уголовном праве  под личностью преступника понимается  вменяемое лицо, достигшее к моменту  совершения преступления указанного  в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника  говорят, когда имеют в виду  лицо, виновно совершившее преступное деяние, что нашло подтверждение в приговоре суда, вступившем в законную силу. Личность преступника и связанное с ним понятие личностные особенности включают в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения. Это та почва, изучение которой необходимо, чтобы понять истоки криминального поведения а затем адекватно оценить степень вменяемости преступившего закон индивида в процессе психолого-психиатрической судебной экспертизы.

   В юридической  психологии личность субъекта, виновного  в совершении преступления, изучается  в целях оказания помощи правоохранительным органам:

- при принятии решений  уголовно-правового, уголовно-процессуального  характера (при квалификации противоправных  действий; избрании меры пресечения  обвиняемому; при назначении наказания  подсудимому с учетом характера  совершенного преступления и  его личности);

- в выборе оптимальных  тактических решений, тактических  комбинаций и приемов воздействия  на обвиняемого в различных  следственных ситуациях;

- в ходе установления  целого ряда обстоятельств, подлежащих  доказыванию, в частности психологических  мотивов преступления, обстоятельств,  характеризующих личность обвиняемого  (подсудимого), обстоятельств, смягчающих  или отягчающих наказание;

- при изучении причин  совершенных преступлений;

- в целях определения в дальнейшем мер воспитательного воздействия.

   Под личностью  преступника понимается определенная  совокупность социальных свойств  и признаков, содержание которых  (соотношение положительных и  отрицательных элементов) позволяет  составить наиболее полное представление  о причинах, механизме преступления  и тех, кто его совершил.

   Как известно, причины  преступности, с одной стороны,  обусловлены негативными социальными  условиями, которые влияют на  нравственное формирование людей,  их взгляды, лежащие в основе  преступного поведения, а с  другой – обстоятельствами, способствующими выражению подобного рода взглядов в преступном посягательстве. Указанные условия и обстоятельства являются внешними по отношению к личности, т.к. находятся вне личности человека, и обретают свою криминологическую значимость только в том случае, когда воздействуют на саму личность.

   Личность является единой целостной системой взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Противоправное деяние – социально значимый поступок человека, проявление его антисоциальной направленности. Невозможно иметь полное представление о личности, не изучив совокупности ее социальных свойств и проявлений. Именно такое объединение качеств личности, соотношение социально-положительных и социально-отрицательных качеств дают не только наиболее полное представление о тех, кто совершает преступления, но и позволяют понять причины их противоправного поведения.

   Для личности преступника  имеют значение характер и  содержание тех общественных  отношений, участником которых она является и под влиянием которых формируется. Личность преступника характеризуется определенными взглядами, убеждениями, установками, побуждениями, целями, ожиданиями, интеллектуальными, эмоциональными и волевыми особенностями.

   Как отмечается  в литературе, личность преступника  отличается от личности законопослушного  гражданина «негативным содержанием  ценностно-нормативной системы и  устойчивыми психологическими особенностями,  сочетание которых имеет криминогенное  значение».* Разделяя такой подход  к данной проблеме, О.Д.Ситковская обращает внимание на то, что суд в каждом случае должен учитывать именно такую совокупность психологических свойств и состояний личности конкретного виновного, которые повлияли на механизм его преступного поведения и значимы для индивидуализации наказания.*

   Принципиальным в  вопросе учения о личности  преступника является вопрос  о роли биологических свойств  человека в преступном поведении.

Еникеев М.И. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2004

 

Возникновение этого вопроса  связано с антропологической  теорией Ч. Ломброзо и его последователей. Традиционно принято полагать, что человек является продуктом двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна, хотя существуют и противники такого подхода.

   Понятие и сущность  личности невозможно определить  в отрывке от такого значимого  элемента, как сознание, являющегося  ее важней характеристикой. Личность  определяется через сознание, т.е.  не может без него существовать. Самосознание личности также  выступает продуктом ее сознания. Процесс становления личности происходит через осознание человеком окружающей действительности и своего места в ней.

   Преступник обладает  антиобщественными взглядами, отрицает нравственные ценности и склонен выбирать общественно опасный способ удовлетворения своих потребностей.*

   Личность преступника  сложившаяся в юридической науке  категория, имеющая свои характеристики. Особенность её изучения, в отличие  от уголовно-правового понятия  «субъект преступления», используемого  для определения оснований уголовной  ответственности, состоит в том,  что она позволяет установить  причины преступлений и способствовать  выработке мер их предупреждения  и профилактики. Для исследования  категории «личность преступника»  используется отдельный инструментарий. Познание особенностей личности осуществляется с помощью целого ряда психологических и социологических методов: тестирование, наблюдение, биографических опрос, анализ документации и др..

   Характеризовать личность преступника – значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида.

Личность преступника  – совокупность типологических качеств  индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.*

   Структура личности преступника.

Личность представляет единую целостную систему взаимосвязанных  и взаимозависимых элементов. Познать  личность преступника возможно путем  изучения ее системной структуры, которая  представляет многообразие личностных качеств, объединенных в определенные группы. Различные

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юристь, 1996.

авторы объединяют эти  качества в разные подструктуры. Поэтому  и структуры личности могут существенно  отличаться. Можно выделить два подхода  к изучению личности преступника: социологический  и психологический.

   Для социологического подхода обычно свойственна оценка социально-ролевого статуса личности. Положение (позиция), которое занимает тот или иной человек в обществе, определяется совокупностью обязанностей и требований. В этом проявляется его статус. Роль является некоторой моделью поведения, направленной на реализацию этого статуса. При этом в обществе человек одновременно выступает носителем различных статусов и исполняет множество ролей. Например, среди преступлений, совершаемых в бытовой сфере, важно уяснение роли субъекта как члена семьи, родителя, супруга. Та или иная социальная позиция предполагает способность и готовность индивида к исполнению определенной социальной роли. Значение статуса и роли состоит в том, что с их помощью можно выявлять причины и условия преступлений, а также отдельные виды преступности.

     Согласно социологическому  подходу структуру личности преступника  составляют социально-демографическая и правовая характеристики.

   К социально-демографическим характеристикам традиционно относят: пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий, трудоспособность и др.. Так, по данным МВД России, ежегодно в стране выявляется около 1,2 млн. лиц, совершивших преступления. Большая часть преступников – мужчины, женщин – около 16%, несовершеннолетних – около 10%. Такая картина свойственна для всей преступности в целом. В некоторых видах преступлений может наблюдаться иное соотношение. Наиболее криминогенной группой являются лица в возрасте 30-49 лет, они совершают почти половину всех преступлений. Возрастная характеристика лиц, совершивших преступления, позволяет установить особенности преступного поведения различных возрастных групп и выделить криминальную активность.

   Образовательный  уровень как один из социально-демографических  признаков, входящих в структуру  личности преступника, является  существенной характеристикой, так  как выступает в качестве антикриминогенного фактора. Чем выше уровень образования человека, тем менее вероятно совершение им преступления. Большая часть осужденных имеет основное среднее и полное среднее образование. Среди отбывающих наказание в местах лишения свободы высшее образование имеют около 5% осужденных. Самый низкий образовательный уровень – у лиц, виновных в совершении насильственных преступлений, а наиболее высокий – среди лиц, совершающих должностные преступления.

   Важная составляющая  в предупредительной работе и  профилактике преступлений –  изучение семейного положения  личности преступника. Семья имеет  большое значение в жизни каждого  человека. Особенно важна роль семьи во время (психологическая и материальная поддержка) и после (социальная адаптация) отбывания наказания. Среди тенденций, затрагивающих семейное положение личности преступника можно выделить увеличение числа преступников, не состоящих в браке и распад семей во время отбывания наказания. Доля состоящих в браке среди всего населения в два раза превышает этот показатель среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, Но все таки главная причина заключается в другом – те личностные качества, которые детерминируют преступное поведение, обычно являются препятствием для создания семьи (например, нежелание ограничивать себя, сдерживать свои потребности, беспорядочная половая жизнь, случайные доходы, употребление алкоголя и наркотиков).

   Изучение трудоспособности  и рода занятий лиц, совершающих  преступления, свидетельствует о  том, что большинство из них  трудоспособны. При этом у 60% из общего числа осужденных не было постоянного источника доходов. Многие из осужденных часто меняли работу, имели перерывы в трудовой деятельности. Сказанное свидетельствует о том, что такие лица избирают противоправный способ существования. Удельный вес учащихся и студентов в общем числе выявленных лиц составляет около 70%. Ограниченную трудоспособность имеет каждый восьмой преступник.

Информация о работе Психология личности преступника