Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:14, реферат
О развитие уголовно-исполнительной системы начали задумываться еще в 90-х годах 20-го века. В 1996 году Президентом РФ была одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 года. В 1997 году был подписан указ Президента №1100 О реформировании Уголовно-исполнительной системы МВД РФ, а в 1998 году тоже указ Президента №904 был подписан о передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение министерства юстиции РФ. Такая реформа - уголовно-исполнительной системы в конце 20-го века в целом не повлияла на е качественное содержание.
О развитие уголовно-исполнительной
системы начали задумываться еще
в 90-х годах 20-го века. В 1996 году Президентом
РФ была одобрена концепция реорганизации
уголовно-исполнительной системы МВД
России на период до 2005 года. В 1997 году
был подписан указ Президента №1100 О реформировании Уголовно-исполнительной
системы МВД РФ, а в 1998 году тоже указ Президента
№904 был подписан о передаче уголовно-исполнительной
системы МВД РФ в ведение министерства
юстиции РФ. Такая реформа -
уголовно-исполнительной системы в конце
20-го века в целом не повлияла на е качественное
содержание. В начале 21-го века достаточно
быстро стало расти количество лиц, находящихся
в уголовно-исполнительных учреждениях.
Это в основном лица, лишенные свободы,
а также лица, в отношении которых еще
нет приговора суда. В 2000 году их количество
составило 925 000 человек, а в 2001 уже примерно
980 000 человек. Всего в мире порядка 8 000 000
таких лиц. В 2001 году было принято постановление
Правительства РФ № 636. О Федеральной целевой
программе реформирования Уголовно-исполнительной
системы министерства юстиции РФ 2002 –
2006. В послании Президента РФ от 2002 года
было указано, что крайне важна гуманизация
уголовного законодательства и системы
наказаний. В 2002 – 2004 годах в уголовное
и уголовно-исполнительное законодательство
было внесено ряд изменений, направленных
на такую гуманизацию. Был изменен порядок
статистического учета. В результате,
в 2002 году стало 877 000 лиц, находящихся в
уголовно-исполнительных учреждениях,
в 2003 примерно 844 000, в 2004 – 763 000.
По прошествии ряда лет с этого заявления
Путина стало понятно, что гуманизация
стала не стратегической целью, а скорее
тактической задачей. В 2005-м году количество
лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной
системы составило уже 823 000 человек и далее
продолжило рост. 2006 год – 871 000, 2007 – 873 000,
2008 – 877 000. В 2006 году было принято постановление
Правительства О Федеральной целевой
программе развития уголовно-исполнительной
системы 2007 – 2016. Таким образом, государство
признало необходимость развития уголовно-исполнительной
системы, но анализ задач и мероприятий
программы свидетельствует о том, что
в ее рамках реализуются только меры по
реконструкции и строительству исправительных
учреждений. Она не затрагивает многие
проблемы исполнения уголовных наказаний.
В конце 2009 года в очередной раз был поднят
вопрос о необходимости реформирования
уголовно-исполнительной системы. На заседании
Президиума Государственного совета Медведев
заявил, что главная цель состоит достижение
необходимого уровня гуманизма в системе
исполнения наказаний. В конце 2009 года
следом за этим заседанием произошли серьезные
кадровые перестановки в Федеральной
Службы исполнения наказаний. К оставшимся
были применены меры дисциплинарного
взыскания. Новое руководство разу же
разработало концепцию реформирования
Уголовно-исполнительной системы России
2009 – 2020. Утверждена эта концепция была
Распоряжением Правительства от 14-го декабря
2010 года. В соответствии с концепцией предусмотрено
три этапа реформирования уголовно-исполнительной
системы. Первый – это 2009 – 2012 год. Он связан
с принятием целевых программ, внедрение
в законодательство и судебную -
практику альтернативных лишению свободы
наказаний, создание государственной
службы пробации и т.д.
Второй этап 2013 – 2016 годы – Перепрофилирование
большей части учреждений уголовно-исполнительной
системы в тюрьмы, создание новых колоний
– поселений, создание сети социальных
центров постпенитенциарной адаптации.
Третий этап 2017 – 2020 – завершение плановых
программных мероприятий. Таким образом,
в концепции делается попытка решить базовые
проблемы исполнения уголовных наказаний.
В результате эти реформы начались
в ноябре 2009 года. К концу 2009 года
количество лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных
учреждениях составило 864 000 человек,
в 2010 уменьшилось и составило 833 000 человек.
Отчасти это связано с введением наказания
в виде ограничения свободы (Федеральный
закон 27.12.2009 №377). Ограничение свободы
относилось к числу отложных наказаний
и почти не применялось. В соответствии
с этим законом суть этого наказания поменялась.
Суд может назначить осужденному ограничение
не менять место работы, учебы, места жительства,
не покидать место жительства, отмечаться
в уголовно-исполнительных учреждениях.
По оценкам специалистов к такому новому
ограничению свободы должно быть приговорено
примерно 100 – 110 тысяч человек, примерно
треть из них уже на первом году ограничения
свободы получит реальные сроки лишения
свободы. Таким образом, основное направление
российской уголовно-исполнительной политики
– это гуманизация системы исполнения
наказаний носит во многом цикличный характер.
В настоящее время в стране пока еще отсутствует
единая долгосрочная научно обоснованная
и эффективная уголовно-исполнительная
политика.
Основные тенденции уголовно-исполнительной политики
Российской Федерации в XXI веке
В основе формирования и развития правовой системы каждого государства, отраслей законодательства, правовых форм и направлений деятельности
находится социальная политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей.
Цели социальной политики РФ закреплены в общей форме в ст. 7 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что общая цель социальной политики Российской Федерации имеет иерархию, кото-
рая зависит от характера и направленности деятельности государства и его органов по реализации данной политики.
Одним из направлений социальной политики РФ является политика в
сфере борьбы с преступностью.
В данном направлении социальной политики в концентрированном виде
выражены задачи и методы контроля государства за преступностью.
Политика в сфере борьбы с преступностью призвана выражать интересы
граждан РФ и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств.
Политику в сфере борьбы с
преступностью принято подразде
Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направления
могут объединяться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или напротив разъединяться.
Нередко из политики профилактики преступлений выделяется пенитенциарная политика (политика предупреждения рецидивной преступности).
Основные формы и методы реализации политики в различных сферах
борьбы с преступностью
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина – обязанность государства».37
Политика в сфере борьбы с преступностью направляет деятельность государства, органов государственной власти и управления по профилактике преступлений, по предупреждению их совершения, реализации ответственности
лиц, совершивших преступления, исполнению наказаний в отношении осуж-
денных и т.д.
Одной из составляющих многоплановости политики государства в сфере
борьбы с преступностью
Политика в сфере исполнения наказаний определяет цели, принципы,
стратегию, направления деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.
Являясь составной частью политики в сфере борьбы с преступностью,
политика в сфере исполнения
уголовных наказаний базируется
на нормах Российского уголовно-
международным сообществом.
Таким образом, мы можем сегодня говорить о стабильном уголовно-
исполнительном
исполнения уголовных наказаний
Одним из ключевых направлений современной уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является соблюдение прав и свобод осужденных.
Согласно ч. 3 ст. 3 УИК РФ: «В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и Конституции Российской Федерации
уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика
его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пы-
ток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство
обращения с осужденными».
Лица, отбывающие наказания, будучи гражданами Российской Федерации, обладают правами и свободами человека и гражданина и, как ранее отмечалось, в соответствии со ст. 2 Конституции являются высшей ценностью 38
государства. Это положение обусловливает наличие особых требований,
предъявляемых к нормативным актам, закрепляющим правовое положение
осужденных.
Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказания.
При исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы
граждан Российской Федерации, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Осужденные – иностранные
правовом положении
Основные права и обязанности осужденных закреплены в ст. ст. 11. 12
УИК РФ.
Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные
законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской
Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения,
требования санитарии и
Осужденные обязаны:
соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и
условия отбывания наказания, а также нормативные акты;
вежливо относиться к персоналу, другим лицам, посещающим учреждения, исполняющие уголовные наказания;
являться по вызову администрации учреждений и давать объяснения по
вопросам исполнения требований приговора суда.39
Основные права осужденных закреплены в ст. 12 УИК РФ:
осужденные имеют право на получение информации о своих правах и
обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания;
осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала
учреждений, исполняющих наказание;
независимо от их согласия – осужденные не могут быть подвергнуты медицинским или иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье;
осужденные имеют право на обращение с предложениями и заявлениями
в органы, исполняющие наказание;
осужденные граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, обращаются с жалобами и заявлениями в правоохранительные органы
и в суд; имеют право на охрану здоровья, включая получение необходимой медицинской помощи в специализированных и в амбулаторных медицинских учреждениях.
Они могут пользоваться услугами адвокатов, а также лиц, имеющих право на оказание юридической помощи.
Осужденные имеют право на личную безопасность. Данные права и обязанности осужденных являются обязательными для органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, независимо от вида учреждения, вида режима исправительных учреждений и вида условий отбывания наказаний осужденными.
Администрации исправительных колоний общего, строгого, особого ре-
жимов, тюрем общего и
строгого режимов выстраивают свою
работу в соответствии с действующим
уголовно-исполнительным законодательством
и правилами внутреннего
провозглашающие и закрепляющие
права и обязанности
Федерации тенденции уголовно-
Несмотря на отдельные случаи, свидетельствующие о ряде нарушений
прав заключенных в отдельных исправительных учреждениях, отраженные в
ежегодном докладе Уполномоченного по права человека в Российской Федерации за 2009 г., общие тенденции на соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях заключения в исправительных учреждениях Российской Федерации позитивны и положительны.
Информация о работе Развитие уголовно исполнительной политики