Шпаргалка по "Криминалистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 19:29, шпаргалка

Описание работы

1) ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ
Криминалистический учет - это система регистрации, систематизации и сосредоточения объектов или сведений о них по их идентификационными признаками с целью использования учетных данных для раскрытия и предупреждения преступлений, которая основывается на научных данных и обобщениях практики борьбы с преступностью.

Файлы: 1 файл

Криминалистика.docx

— 320.06 Кб (Скачать файл)

 

22) СЛЕДЫ НОГ ЧЕЛОВЕКА, СЛЕДЫ  ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАСКРЫТИИ И  РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

На местах происшествия нередко остаются следы ног (обуви) преступника. Они образуются при ходьбе, беге, прыжках, стоянии на месте. По этим следам можно выяснить путь движения лиц к месту происшествия, как они там передвигались, куда ушли, организовать преследование виновных. 

Следы босых ног встречаются на местах происшествия довольно редко. При этом нужно помнить, что в поверхностном следе ступня отображается в виде двух крупных участков - пятки и плюсны, соединенных полосой, передающей свод стопы. Только в объемных следах особенности строения стопы отражаются более полно, так как видны папиллярные узоры и следы – дефекты кожного покрова: мозоли, шрамы, рубца, складки и т.д. 

Предварительное изучение единичного следа обуви производится с целью:

а) выяснения особенностей обуви;

б) сопоставления с другими следами;

в) его правильного измерения и описания в протоколе.

Общие признаки следов:

1) длина следа обуви  – по линии от середины переднего  края носка до середины заднего  края каблука;

2) длина подошвы по оси  следа (если задний ее срез  отчетливо выражен);

3) ширина подошвы в наиболее  широком месте;

4) ширина промежуточной  части в самом узком месте;

5) длина каблука от заднего  края до переднего края по  оси;

6) ширина каблука в самом  широком месте, а босой ноги  – в самом широком месте  пятки.

Частные признаки. К ним относятся особенности отдельных частей следа, дефекты рельефной поверхности (протектора) подошвы, обозначения размера, фирменного знака и др.

В дорожке следов ног отображаются особенности походки, в элементах которой проявляются анатомические и функциональные признаки человека.

У переутомленного, больного или раненого человека элементы дорожки следов существенно варьируют, так как ему трудно выдерживать одинаковый ритм движения. Выяснить по следам темпы ходьбы или бега можно только тогда, когда есть несколько следов, составляющих дорожку.

Длина шага измеряется как расстояние между двумя последовательно оставленными следами по линии направления движения. Ее измеряют раздельно для правой и левой ноги. Длина шага достаточно четко коррелирует с ростом человека. Ширина шагов характеризует расстановку ног при ходьбе.

Фиксацию следов обуви осуществляют разными способами:

- фотографированием  по правилам масштабной фотосъемки;

- подробным  описанием в протоколе;

- изготовлением  слепков с объемных следов;

- изготовлением  копий с поверхностных следов.

Результаты предварительного изучения следов обуви вносятся в протокол, где обязательно указывается:

а) место их обнаружения;

б) вид следов;

в) их размеры;

г) индивидуальные особенности подошв;

д) данные измерения элементов походки;

е) способы изъятия и упаковки.

Следы обуви необходимо сразу же сфотографировать по правилам измерительной съемки, ибо это в определенной степени нейтрализует опасность их повреждения или уничтожения.

Объемные следы обуви копируют путем изготовления гипсовых слепков. Для этого след должен быть подготовлен: из него убирают все инородные предметы (прутики, камешки, окурки и др.), попавшие после следового контакта. 

В зависимости от состояния почвы, на которой оставлены следы, применяются 3 способа изготовления слепков:

- наливной

- насыпной

- комбинированный.

Трасологическая экспертиза следов ног назначается для установления фактических обстоятельств дела, общих и характерных признаков виновного (по дорожке следов), отождествления обуви, изъятой у подозреваемого.

Виды следов ног

На местах происшествий могут быть найдены следы низа, верха обуви и босых ног. Они могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, отслоения и наслоения, окрашенными и бесцветными, маловидимыми и невидимыми.

Объемные следы образуются в результате соприкосновения обуви с пластичной поверхностью (пластичный грунт, снег и т.п.) .

Поверхностные следы образуются на твердых поверхностях за счет отслоения или наслоения следообразующего вещества.

След отслоения образуется в результате прилипания частиц следоносителя к поверхности обуви.

След наслоения - в результате переноса каких-либо частиц с поверхности обуви (частицы почвы, пыли, крови, красителя и т.п.) на следовоспринимающую поверхность.

Поверхностные следы могут быть бесцветными и окрашенными, маловидимыми и невидимыми.

На месте происшествия могут быть обнаружены как единичные так и групповые следы ног. Упорядоченные следы обуви называют дорожкой следов обуви.

 

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям:

  1. в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные;

  1. по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

  1. по механизму образования:

а) следы-отображения (следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

  1. по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

  1. по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки:

  1. индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

  1. особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

  1. расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

  1. ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

  1. база автомашины – расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.

 

23) КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям:

  1. в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные;

  1. по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

  1. по механизму образования:

а) следы-отображения (следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

  1. по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

  1. по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки:

  1. индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

  1. особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

  1. расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

Информация о работе Шпаргалка по "Криминалистики"