Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 00:31, доклад
Так, согласно его п. 1, деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры призвана обеспечить: осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.
Следователь - криминалист
Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" внесены новые изменения: появился п. 40.1 в ст. 5 УПК РФ, которым введен новый участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения - следователь-криминалист.
В п. 40.1 ст. 5 УПК РФ устанавливается: "Следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству"
Как справедливо заметил В.П. Божьев, что законодатель "предпочел упрощенный (специфический) прием, введя эту фигуру в систему уголовно-процессуальных отношений с черного хода, ограничившись включением в текст ст. 5 УПК п. 40.1, представив в нем не только описание понятия нового участника процесса - следователя-криминалиста, но и определив там же (!) его правовой статус
Законодателю даже не потребовалось для этого вносить изменения в главу шестую УПК, посвященную участникам уголовного процесса со стороны обвинения.
Отсутствие в главе 6 УПК РФ такой процессуальной фигуры, как следователь-криминалист, а также указаний в законе на его конкретные права и обязанности, порождает ряд процессуальных вопросов, связанных с его участием в предварительном следствии.
Такие как:
- назначения следователя-криминалиста
- его процессуальный статус
- место и роль следователя-криминалиста в уголовном процессе
А
также возникает главный
Так зачем же введен этот новый участник в уголовное судопроизводство России?
Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на такого субъекта, как прокурор-криминалист. В органах прокуратуры должность прокурора-криминалиста известна с 1954 г. За это время они многократно оказывали эффективную организационно-методическую помощь по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений различной направленности. Между тем уголовно-процессуальный статус прокурора-криминалиста в УПК не был определен. Назначение и роль прокурора-криминалиста заключалась в осуществлении процессуальной функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Фактически прокурор-криминалист участвовал в досудебном судопроизводстве не как надзирающий прокурор, а как методист и аналитик, оказывающий помощь в расследовании наиболее тяжких либо "резонансных" преступлений. Причем в отличие от надзирающего прокурора в подавляющем большинстве случаев при выезде на место происшествия он являлся активным участником собирания и исследования доказательственной информации.
Функциональное предназначение прокурора-криминалиста в ходе досудебного производства достаточно четко определялось Положением от 23 января 1997 г. "О прокурорах-криминалистах" в органах прокуратуры Российской Федерации.
Так, согласно его п. 1, деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры призвана обеспечить: осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.
Анализ назначения прокурора-криминалиста и его обязанностей приводит к следующему выводу: в условиях, действующих до вступления в действие ФЗ от 5 июня 2007 г., прокурор-криминалист не был "классическим" надзирающим прокурором. По существу, он выступал в роли участника расследования со стороны обвинения, участвующего в расследовании конкретных уголовных дел.
В связи с принятием Федерального закона N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <5>, которым был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации,
Произошла передача функции процессуального руководства от прокуроров к руководителям следственных органов, которая закономерно потребовала и передачи института прокурора-криминалиста в следственные подразделения.
Тем не менее думается, что образование должности, именующейся "прокурор-криминалист", в структуре указанного следственного органа не вполне логично, поэтому предлагалось переименовать должность прокурора-криминалиста как сотрудника Следственного комитета при прокуратуре РФ в должность "следователь-криминалист" либо использовать иное наименование, отражающее его следственную принадлежность. Как видим, теперь это предложение оказалось воспринято законодателем.
Изменение терминологии в данном случае имеет не только "техническое значение", оно напрямую связано с процессуальным статусом этого участника уголовного судопроизводства.
По этому поводу А. Гурин также справедливо заметил, что "анализ ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что прокурор-криминалист не подпадает под действие этой статьи, а его деятельность оказалась вне процессуального поля.
Таким образом, прокурор-криминалист не вправе осуществлять уголовно-процессуальные полномочия. В связи с этим находим справедливым замечание о том, что появление в УПК РФ следователя-криминалиста было обусловлено необходимостью предусмотреть такого субъекта уголовного процесса, который при сохранении функций прокурора-криминалиста был бы уполномочен осуществлять и процессуальную деятельность. В подтверждение этому следует отметить, что из всех ведомств, в которых функционируют органы предварительного следствия, в настоящее время должность следователя-криминалиста предусмотрена лишь в Следственном комитете РФ.
Новому
участнику уголовного процесса - следователю-криминалисту
законодателем "предоставлены необычные
процессуальные права, которых нет даже
у настоящего (законным способом регламентированного)
следователя, ни у его руководителя. Имеется
в виду наделение его правом производить
следственные и иные процессуальные действия
без принятия уголовного дела к своему
производству.
Деятельность следователя-криминалиста регламентируется п. 40.1 ст. 5 УПК РФ. Анализ указанной нормы позволяет констатировать, что данный субъект, безусловно, является должностным лицом, наделенным правом осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. Так, следователь-криминалист уполномочен производить предварительное следствие. Приняв уголовное дело к своему производству, он наделяется полномочиями, предусмотренными ст. 38 УПК РФ <6>. В связи с этим следователь-криминалист, как и следователь, вправе осуществлять любые следственные, процессуальные действия, принимать решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, и несет ответственность за ход и результаты расследования. Вместе с тем, учитывая, что предварительное следствие осуществляется следователями, на наш взгляд, в рамках конкретного уголовного дела происходит трансформация следователя-криминалиста в следователя.
Возникает вопрос об основаниях принятия руководителем следственного органа решения о передаче уголовного дела в производство следователю-криминалисту. Необходимо выделить формальные (юридические) и фактические основания принятия такого процессуального решения. Принимая во внимание содержание п. 25 ст. 5, ч. 4 ст. 21, п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, формальным основанием будет выступать процессуальный документ в виде поручения или постановления руководителя следственного органа. В нем должно содержаться решение о передаче уголовного дела в производство следователю-криминалисту. Данный процессуальный акт необходимо приобщить к уголовному делу, поскольку его отсутствие повлечет признание полученных следователем-криминалистом доказательств недопустимыми, а принятых им процессуальных решений - незаконными, так как расследование произведено ненадлежащим субъектом.
В качестве фактических оснований могут выступать конкретные процессуальные обстоятельства. Например, если руководитель следственного органа, изучив уголовное дело, придет к выводу о том, что его расследование представляет особую сложность, то дальнейшее производство может быть поручено следователю-криминалисту.
Таким образом, производство следователем-криминалистом предварительного следствия оправданно в исключительных случаях и должно носить разовый характер.
По
поручению руководителя следственного
органа следователь-криминалист
К фактическому основанию надлежит отнести обстоятельство, указывающее на невозможность выполнения конкретного следственного, процессуального действия следователем, в производстве которого находится уголовное дело. Например, необходимость одновременного проведения обысков в разных местах или внезапное заболевание следователя или отсутствие у следователя достаточного опыта в проведении следственного действия, порядок производства которого представляет определенную сложность (следственный эксперимент).
В данной ситуации следователь-криминалист не приобретает статус следователя, а остается в своем процессуальном положении.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках одного уголовного дела такого рода поручения руководителя следственного органа также должны быть разовыми, а не постоянными. В противном случае следователю-криминалисту необходимо поручать производство предварительного следствия по уголовному делу в целом.
Следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа уполномочен участвовать в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий. На наш взгляд, с учетом назначения прокурора-криминалиста в рамках данного полномочия руководителем следственного органа реализуется криминалистическое обеспечение проведения следственных и процессуальных действий следователем. Например, следователь-криминалист может быть вовлечен с целью оказания помощи следователю в наиболее качественном проведении предъявления лица для опознания. В этой связи фактическими основаниями могут выступать следующие обстоятельства:
-
необходимость
-
необходимость в даче
Трудно не согласиться с мнением В.М. Быкова о том, что следователь должен знать криминалистику не хуже следователя-криминалиста <8>. Вместе с тем нельзя не учитывать и то, что в следственных подразделениях МВД России из-за постоянного значительного оттока сотрудников не успевает сформироваться костяк следователей с достаточным опытом расследования уголовных дел. Уровень подготовленности действующих следователей оставляет желать лучшего, что напрямую влияет на качество предварительного следствия <9>. В этой связи участие следователя-криминалиста в производстве отдельных следственных и процессуальных действий в определенной степени можно воспринимать как вынужденную меру, направленную на улучшение сложившейся ситуации.
В данном контексте такое участие следователя-криминалиста можно рассмотреть как средство осуществления процессуального контроля. Следователь-криминалист по своей сущности является руководителем с ограниченной компетенцией, неким комиссаром руководителя соответствующего следственного органа.
В
подтверждение этого можно