Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:29, курсовая работа
Вещества и материалы окружают нас повсюду. При совершении преступления субъект невольно или намеренно изменяет внешнее строение, состав или структуру этих объектов, которые могут являться следами-предметами или следами-веществами. Интеграция в эту сферу достижений естественных и технических наук позволяет исследовать вещества и материалы, взятые как в макро-, так и в микроколичествах и получать ценную розыскную и доказательственную информацию. Однако вопрос, является ли это исследование криминалистическим или, другими словами, как соотносится исследование веществ и материалов в процессе судопроизводства и исследование этих объектов в науке, технике, промышленности, до сих пор вызывает бурные дискуссии среди специалистов.
1.Понятие криминалистического исследования веществ и материалов
и его задачи…………………………………………………………………………3
2.Обнаружение, фиксация и изъятия вещества и материалов
при производстве следственных действий ………………………………………7
3.Возможность экспертных и предварительных исследований наиболее
распространенных веществ и материалов- вещественных доказательств…….12
3.1 Возможность исследования объектов волокнистой природы…………..14
3.2Возможность исследований стекла и изделий из него…………………….19
3.3 Возможность экспертизы полимерных материалов и изделий из них…25
Список использованной литературы…………………………………………….33
Объектами экспертизы являются:
легковоспламеняющиеся нефтепродукты и их следы на носителях (экспертизы этих объектов производятся в основном по делам о пожарах и взрывах, а также в связи с фальсификациями товарных нефтепродуктов, например, смешиванием высокосортного и низкосортного бензина, добавлением воды к бензину и пр);
смазочные
материалы и их следы (эти объекты
наиболее часто исследуются по делам
о ДТП, по делам, связанным с ношением,
хранением и применением
твердые нефтепродукты (например, асфальт, иные дорожные покрытия).
При этом разрешаются
следующие вопросы
1) является ли данное вещество нефтепродуктом, горюче-смазочным материалом; к какой группе оно относится, какова его рецептура, марка, основное назначение и область применения;
2) относится ли представленная жидкость к группе легковоспламеняющихся жидкостей; каковы ее химический состав и марка;
3) каково количественное содержание нефтепродукта или горюче-смазочного материала в данной смеси; не содержится ли в бензине примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды); не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный; каково содержание в смеси низкосортного бензина;
4) имеются ли на данных объектах следы нефтепродуктов, ГСМ, легковоспламеняющихся жидкостей; каков их состав, к какой группе, марке они относятся; каково их основное назначение;
5) в течение какого периода времени данные нефтепродукты и ГСМ хранились при конкретных условиях; когда эти вещества попали (были нанесены) на представленный предмет; находились ли смазочные материалы в эксплуатации; какие посторонние примеси (загрязнения) в них присутствуют;
6) не находились ли данные объекты, на которых обнаружены следы нефтепродуктов и ГСМ, в непосредственном контакте (например, не находился ли в кармане подозреваемого покрытый смазкой нож или не образовались ли следы ГСМ на одежде потерпевшего в результате наезда транспортного средства).
Общая групповая принадлежность нефтепродуктов и ГСМ и единый источник происхождения могут быть связаны с особенностями технологии производства (на данном заводе, данной партии продукции); условиями хранения (например, бензин в открытом резервуаре), транспортировки, эксплуатации (масло с признаками эксплуатации в двигателе автотранспортного средства), обстоятельствами дела и пр. Однако индивидуальная идентификация конкретных объемов или следов нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов возможна далеко не всегда. При том разрешаются следующие вопросы идентификационного характера:
1) имеет ли данный объем нефтепродукта или ГСМ (наслоение, пятно, след) родовую, групповую принадлежность со сравнительными образцами, представленными на экспертизу;
2) имеют ли сравниваемые вещества в емкостях, пятнах, наслоениях, следах единый источник происхождения;
3) является ли данный след (наслоение, пятно, объем) нефтепродукта или ГСМ частью данного объема вещества.
Объекты, на которых предполагается наличие нефтепродуктов, необходимо упаковывать в герметичные емкости, например запаивать в полиэтиленовую пленку. Жидкие, вязкие нефтепродукты и горюче-смазочные материалы помещают в сухие стеклянные емкости и укупоривают притертыми стеклянными, корковыми, пластмассовыми (но не резиновыми, поскольку резина растворяется нефтепродуктами) пробками. Образцы хранятся в холодильнике или в прохладном темном месте. Если обнаруженная емкость отправляется на экспертизу целиком, необходимо, чтобы она была герметичной, а если это невозможно, следует перелить содержимое в герметично закрывающуюся емкость, а освободившуюся - запаять в полиэтиленовую пленку и все вместе направить на экспертизу.
Нельзя помещать нефтепродукты и ГСМ в бумажные пакеты, спичечные коробки, использовать для упаковки пластмассу, картон, древесину.
Пробы бензина отбирают в количестве около 200 мл каждого образца и упаковывают в стеклянные емкости, как указано выше. Если качество образцов вызывает, сомнение, следует по возможности получить контрольный образец бензина данной марки и партии, который хранится на нефтебазах в течение 45 суток, а на автозаправочных станциях - сутки. К контрольному образцу всегда приобщается паспорт, где указаны основные характеристики бензина.
Вещества, обнаруженные на асфальте, почве, бетоне и пр., изымают с помощью чистых марлевых тампонов (с почвы можно изымать вместе с грунтом) и герметично запаковывают. Одновременно изымают сравнительные образцы дорожного покрытия, почвы, грунта, также используя чистые марлевые тампоны.
Особенно тщательно следует
отбирать и упаковывать объекты,
на которых только предполагается присутствие
легковоспламеняющихся
Эффективность экспертизы во многом определяется тем, предоставлены ли в распоряжение эксперта сведения о происхождении нефтепродуктов и ГСМ, условиях их хранения, транспортировки, расходования, эксплуатации, способах обнаружения и изъятия.
Предварительные и экспертные исследования стекла и изделий из него производятся в целях установления: их принадлежности к конкретному роду, виду, группе, идентификации изделия по частям; механизма разрушения изделия; условий его эксплуатации. Наиболее часто изделия из стекла и осколки исследуются в связи с дорожно-транспортными происшествиями.
Из-за хрупкости объектов обращаться с ними надо с особой осторожностью. Для успешного решения задач экспертизы необходимо изымать все обнаруженные осколки стекла и в том виде, в котором они были найдены, т.е. нельзя очищать их поверхность. При изъятии оконного стекла из рамы необходимо помечать наружную и внутреннюю стороны осколков, места, до которых доходят трещины. Упаковка должна обеспечивать их сохранность при транспортировке. Каждый осколок должен быть упакован отдельно.
В качестве сравнительных образцов эксперту предоставляются изделия из стекла соответствующего вида (сведения о них). В постановлении о назначении экспертизы следует сообщать данные о природе, виде и происхождении осколков (если эти данные имеются), через какое время после происшествия и где (на каком расстоянии от места происшествия) они были изъяты.
Экспертизы данного рода позволяют разрешать следующие вопросы диагностического характера:
1) является ли данный объект стеклом; имеются ли на данном объекте микрочастицы стекла;
2) к какому виду изделий принадлежит данный осколок; скольким изделиям (стаканам, бутылкам и пр) принадлежат осколки стекла; не являлся ли данный осколок частью фарного рассеивателя; на каком транспортном средстве мог быть установлен этот фарный рассеиватель;
3) каков механизм разрушений изделия из стекла (например, каким инструментом вырезано оконное стекло); каково было направление силы, разрушившей стекло.
Вопросы идентификационного характера:
1) принадлежат ли единому целому осколки стекла с места происшествия и осколки данного изделия, например фары данного автомобиля или его лобового стекла;
2) имеют ли общую родовую (групповую) принадлежность данные осколки стекла (например, обнаруженные на месте происшествия) и осколки, изъятые из раны потерпевшего, обнаруженные на одежде подозреваемого, изъятые в автомобиле подозреваемого и т. л.;
3) не имеют ли данные осколки стекла общего источника происхождения (завод-изготовитель, пресс-форма и пр).
Индивидуальная идентификация целого по части (вопрос № 1) для стекла и изделий из него разрешается в рамках комплексной экспертизы данного рода и трасологической. В ряде случаев осколки в совокупности с другими объектами позволяют сделать вывод о контактном взаимодействии предметов.
Возможности исследований металлов и сплавов (металловедческая экспертиза)
Предварительные исследования металлов (сплавов) и металловедческие экспертизы производятся в целях обнаружения металлических частиц и следов металлизации на объектах, исследования качественного и количественного состава металлов и сплавов и изделий из них, установления технологии и времени изготовления изделий из металлов и сплавов, условий их эксплуатации, видоизменений, связанных с обстоятельствами данного события.
Объекты данного рода экспертиз весьма многообразны. Наиболее распространенными являются изделия из стали и их заготовки: самодельные и заводского изготовления ножи, кинжалы, кортики, кастеты и иные стальные предметы, служащие орудиями преступления, их фрагменты, обломки; осколки и детали взрывных устройств, снарядов, мин;
части разрушенных деталей
Они изымаются практически по всем категориям уголовных и гражданских дел и могут быть объектами исследования не только экспертизы данного рода, но и комплексной металловедческой, других классов и родов экспертиз: трасологической, электротехнической, пожарно-технической, баллистической, взрывотехнической, автотехнической. Например, при исследовании оплавленных проводов металловедческая экспертиза устанавливает условия образования оплавлений металла; в комплексе с электротехнической - решаются вопросы, связанные с причинами возникновения аварийных режимов работы электросети, а комплексно с пожарно-технической - наличие причинно-следственной связи аварийного режима в электросети, плавления проводника и возникновения пожара.
Для обнаружения микрочастиц черных металлов используются небольшие постоянные магниты. Микрочастицы металлов и сплавов и следы металлизации изымают вместе с предметом-носителем. Фрагменты электропроводки, содержащие оплавления, маркируются, места их изъятия обозначаются на электрической схеме объекта и его плане.
Металлические объекты упаковываются
каждый отдельно в бумажные пакеты
или картонные коробки и
Наиболее распространенные вопросы диагностического характера:
1) из какого металла, сплава изготовлен данный предмет (фрагмент);
2) какова марка данного металла, сплава; какова область применения данного металла, сплава;
3) имеется ли на представленном объекте металлическое покрытие;
4) каковы его состав и назначение; имеются ли на объекте-носителе, частицы металла; каков их состав; для изготовления каких бытовых изделий этот металл мог быть предназначен;
5) имеются ли на объекте-носителе следы металлизации и какого состава; каков источник их происхождения; предметом какой формы и размеров они могли быть оставлены;
6) является ли представленный на исследование металл (сплав) драгоценным; каково в нем процентное содержание компонентов и какой пробе оно соответствует; относится ли данное золото к самородному или промышленному; изготовлено ли данное ювелирное изделие из самородного или промышленного золота; из какого месторождения происходит данное самородное золото;
7) каков способ изготовления данного изделия; какой обработке оно подвергалось; в течение какого времени происходило окисление (покрытие ржавчиной) предмета; каковы причины и механизм разрушения данного металлического объекта (узла, детали);
8) является ли металлическая монета, медаль поддельной; их какого сплава и каким способом (например, литье в неметаллическую или металлическую форму, штамповка с помощью матрицы и пуансона, изготовленных гравированием и пр.) она изготовлена;
8) имеются ли следы оплавления на представленных металлических объектах; произошло ли оплавление кабельных изделий (электропроводов и кабелей), металлических труб и металлорукавов, корпусов электрощитов и других изделий в результате внешнего термического воздействия или аварийного режима работы электросети; если оплавление возникло из-за аварийного режима, то при каких условиях (например, до пожара: комнатная температура и отсутствие в воздухе продуктов сгорания, или в процессе развития пожара: в условиях повышенной температуры и задымления);
9) каким способом разделен на части данный металлический предмет (например, дверца сейфа); не использовался ли для этого аппарат термической резки, вид этого аппарата; какие сварочные материалы использовались при резании; какова была квалификация лица, производившего электродуговую (газокислородную) резку.
К вопросам идентификационного характера относятся:
1) имеют ли общую групповую принадлежность по составу металл или сплав, из которого изготовлены изделия и сравнительные образцы (например, кольцо и слиток золота); имеют ли общую групповую принадлежность по особенностям изготовления и эксплуатации металлическое изделие (фрагмент) и сравнительные образцы;