Федеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования.
«Уральская государственная
юридическая академия»
Факультет вечернего
образования.
Контрольная работа
По криминологии.
Вариант № 2 (Б, Х, Щ)
На тему «Детерминанты преступности».
Выполнил: студент 33гр.
Харченко А.С.
Проверила: Думанская Е.И.
Екатеринбург 2013
Примерный
план
1. Теории причинности
в криминологии. Факторы, влияющие
на преступность.
Классификация
причин и условий преступности.
2. Характеристики
основных факторов преступности
на современном этапе развития
нашего общества и механизм
их действия.
3. Детерминанты
различных видов преступности.
4. Функционирование
системы уголовной юстиции, правоохранительных
органов как фактор сдерживания
преступности. Его реальная значимость.
Определение криминологической
детерминации является одной из наиболее
острых проблем в криминологии. И
отечественные и зарубежные криминологи
настолько по разному понимают дифференциацию факторов,
детерминирующих преступность как свое
следствие, что до сих пор в современной
криминологии однозначно не решен вопрос
о необходимости выделения собственно
причин и условий в общей совокупности
таких факторов.
Известны несколько групп теорий преступности и отклоняющегося поведения, с позиций
которых отчасти возможно объяснить истоки
преступности, понять природу ее происхождения:
1. Теория факторов
Анализ и учет большого
количества различных по природе
факторов, детерминирующих организованную преступность,
составляет суть теории многофакторного
подхода, берущего свое начало от так называемой
теории факторов”. Современная трактовка
этой концепции причинности представляет
собой анализ совокупности различных
объективных (социальных) и субъективных
(личностных) факторов-причин, проявляющихся
совместно и в динамике. При этом объективные
факторы занимают доминирующее положение,
поскольку они формируют личность и стимулируют
ее поведение (Криминология: Учебник /
ред. Г. Шнайдер - М, 1994).
Между тем, ущербность теории
факторов состоит не в перечислении
этих разнообразных обстоятельств,
а в том, что все они рассматриваются
как однопорядковые явления. При
этом не выявляется механизма их влияния
на воспроизводство и развитие транснациональной организованной преступности.
2. Теория рационального
выбора
Более рациональное объяснение
широкому распространению преступности
принадлежит неоклассической школе
криминологии, и в частности теории
рационального выбора. Сущность данной
концепции заключается в том, что человек не
потому становится преступником, что его
мотивация отличается от мотивации других
людей, а потому что из анализа затрат
и выгод от своих действий он делает иные
выводы для принятия своих решений. Потенциальный
преступник принимает вполне рациональное
решение: он проверяет в пределах своих
информационных возможностей все свои
шансы и выбирает такое действие, которое
обещает ему при наименьших затратах и,
в особенности, при наименьшем риске наказания
наибольшую выгоду в личном плане (Беккер
Г. Экономический анализ и человеческое
поведение // Теория и история экономических
и социальных институтов и систем //1993.
Т.1. Вып.1)
3. Теория аномии.
Наиболее распространенной
социологической теорией в зарубежной
криминологии является теория аномии. Аномия - это состояние
беззакония, отсутствие правовых норм.
Согласно этой концепции явление аномии
возникает во время кризисов и резких
социальных перемен, когда многие общепринятые
нормы социального поведения перестают
соответствовать ожидаемым результатам.
Общество распадается и раскалывается.
Когда единство социума нарушается, а
изолированность его элементов увеличивается,
социально отклоняющееся поведение и
преступность возрастают (Э. Дюркгейм
Э. Социология и теория познания // Новые
идеи в социологии. Спб., 1914. №2. С. 63.)
Основоположник этой
теории Э.Дюркгейм считал, что преступность
- это плата за социальные изменения.
Его современный последователь
Р. Мертон, опираясь на основные положения
теории аномии, основной причиной преступности считал разрыв между культурными
ценностями общества и социально одобряемыми
средствами их достижения.
4. Теория дифференциальной
ассоциации
Необходимо отметить,
что в основе многих социологических
теорий лежит объяснение причин преступного
поведения с точки зрения обучения, усвоения такого
поведения. Наиболее понятно объясняется
возможность усвоения преступного поведения
не всеми людьми, а только определенной
группой теорией дифференциальной ассоциации.
Согласно Сатерленду основная часть усвоенного
преступного поведения встречается внутри
тесных групп лиц. Степень усвоения зависит
от интенсивности, частотности и длительности
ассоциации. Через ассоциации, через внутренние
психические образные связи исполнитель
преступления усваивает технику совершения
преступления, а также побуждения, установки
и рационализацию, что является благоприятным
предварительным условием для преступного
поведения. Таким образом, чаша весов между
непреступным и преступным поведением
склоняется в пользу последнего.
Центральная идея теории дифференциальной ассоциации
сводится к тому, что преступное мышление
порождает преступное поведение, а значит,
криминальная вербализация возникает
в психике преступника еще до того как
он совершит наказуемое деяние. Человек
становится преступником, когда усваиваемые
им образцы криминального поведения, благоприятствующие
преступности, перевешивают в его сознании
образцы законопослушного поведения,
которое встречалось в его жизни. Процесс
обучения преступному поведению посредством
ассоциации с преступным образом жизни
включает все механизмы, которые работают
при любом другом виде обучения.
5. Теория конфликта
Наиболее близкими по
содержанию к культурологическим концепциям
являются теории конфликта. Существуют
различные виды конфликтов: внутриличностные, межличностные и социальные (между
личностью и обществом). Объектом конфликтов
между группами, классами и обществами
могут стать социальные ценности, жизненные
цели, статус, власть и распределение ограниченных
благ.
В рамках социальных изменений
и структурного преобразования общества эти
конфликты оказываются мощными импульсами.
И если их не разрешать цивилизованными
социальными методами, они могут вызвать
функциональные нарушения, затормозить
прогресс и нанести вред жизни общества.
Они способны расколоть и даже взорвать
социальную систему.
Конфликт есть «форма
обобществления», процесс социального
взаимодействия. Конфликт разгорается
из-за «жизненных шансов», из-за власти,
дающей большой шанс «для реализации
собственной воли в определенной
системе социальных взаимоотношений и наперекор любым
противодействующим устремлениям...».
Согласно теориям конфликтов
именно межличностные и социальные
конфликты являются источником преступности
и отклоняющегося поведения. Впервые
в качестве криминогенного фактора
конфликт между культурными ценностями различных
сообществ рассмотрел Т.Селлин. Суть теории
конфликта культур заключается в том,
что различные воззрения на жизнь, привычки,
стереотипы мышления и поведения, различные
ценности затрудняют сочувствие и сопереживание,
могут вызвать озлобление в отношении
представителей иных культур.
Эта концепция послужила
основой для разработки теории группового
конфликта Дорджем Волдом. По его
мнению, жизнь человека - это результат
взаимодействий внутри группы и между
группами. Группы вступают друг с другом в конфликт,
потому что интересы и цели, которых они
желают достичь, пересекаются, вступают
в соперничество. Результатом группового
конфликта могут быть либо победа одной
группы и поражение другой, либо компромисс
с переносом решения конфликта на более
поздний срок.
Между тем, и теории конфликта,
и группового конфликта фактически
есть разновидности существующих теорий
причинности. Так, теория субкультуры,
как и конфликта культур, в
некоторой степени объясняет, каким
образом, человек становится преступником, но стоит
признать, что усвоение ценностей криминальной
субкультуры и реализация их в виде ценностных
ориентаций в преступном поведении, в
том числе и организованном, является
лишь одной из причин формирования личности
преступника. Вместе с тем, нельзя только
аномией объяснить организованную преступность,
для этого необходимо использовать понимание
способов усвоения ценностей криминальной
субкультуры через дифференциальную ассоциацию.
Концепция группового конфликта по сути
объясняет существующее противоборство
различных преступных групп и организаций,
осуществляемое для поддержания и защиты
собственного статуса, а также для движения
наверх по лестнице иерархии мировой преступности,
но при этом не указывает причин, порождающих
существование преступности, и ее организованных
форм.
Таким образом, только объединенный
анализ ряда современных концепций
причинности, разработанных в мировой
криминологии, может дать уже более
стройную картину в объяснении детерминации
организованной преступности.
В отечественной криминологии понятие
причин и условий преступности в
основном базируется на философской
и социологической концепциях социальной
причинности. При всех существующих
различиях в позициях отдельных
ученых их можно условно разделить
на сторонников детерминированности
преступного поведения главным образом
базисными отношениями, находящимися,
прежде всего в сфере экономики, и тех,
кто полагает, что непосредственными причинами
преступности являются деформации сознания:
общественного, группового, индивидуального
(Номоконов В.А. О проблеме изучения причин
преступности // Вопросы борьбы с преступностью.
М., 1986.). Наиболее последовательно эта
концепция изложена Н.Ф. Кузнецовой - Проблемы
криминологической детерминации. М., 1984..
Характеристика основных факторов
преступности. Преступное поведение как разновидность
сознательного поведения порождается
негативными сдвигами в сознании, его
деформациями. Последние же не даны людям
от рождения, а формируются социальными
деформациями общества (экономическими,
политическими, моральными, межнациональными
конфликтами и другими объективными воздействиями.
Эти негативные социальные факторы влияют
на преступность, безусловно, но их воздействие
не является непосредственным. По отношению
к преступности они определяются как условия,
формирующие причину, в отличие от иной
группы условий, способствующих действию
уже сложившихся деформаций в сознании (Криминология: Учебник
/ ред. Н.Ф Кузнецовой, Г.М. Миньковского
- М.: 1998.)
Исходя из предложенной
Н.Ф. Кузнецовой концепции, попробуем охарактеризовать
основные перечисленные Кузнецовой факторы
(условия) преступности:
1. Экономические отношения
и преступность
Любые экономические
отношения, их противоречивость рождают
преступность. Объясняется это тем,
что они основаны на конкуренции (а значит - на подавлении
конкурентов, на запрограммированной
избыточности рабочей силы, т. е. безработице,
на выжимании прибыли в возможно больших
размерах, на столь же запрограммированном
имущественном и социальном расслоении
людей). Нехватка продовольствия и товаров
(в свою очередь, следствие провалов в
их производстве) есть не только причина
ухудшения материального уровня жизни
людей, но и наиболее близкая к конкретным
людям причина преступности, понимаемая,
осознаваемая ими, а иногда и создающая
атмосферу морального оправдания тех,
кто их совершает. Но падение уровня жизни
одних в этих же условиях создает базу
для обогащения других на несчастьях первых,
а при определенных условиях влечет и
более серьезные преступления, что, в свою
очередь, сеет в обществе страх, злобу,
всеобщее недоверие и чревато политическими
конфликтами, бандитизмом, насилием в
разных его видах. В то же время наиболее
крупные преступления совершают представители
благополучных в экономическом, материальном
отношении слоев населения. Для них (в
любой системе) практически нет материальных
проблем. Вспомним великого французского
писателя О. Бальзака, который говорил,
что за каждым нажитым состоянием стоит
преступление. Это в то же время означает,
что нет и не может быть однозначной связи
между экономическими отношениями и преступностью,
например, между бедственным материальным
благосостоянием человека и его поведением
(Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева
- М.: Юристъ, 1997. - 512 с.)
2. Социальные отношения
и преступность.
Социальные отношения,
как и экономические, многообразны,
разнообразны и разноуровневы. В
общей форме можно сказать, что
социальные отношения, в которых
личность чувствует себя неравной с
другими, ущемленной, всегда чреваты
протестующим поведением, а в крайнем своем выражении - преступным.
Практически редко можно встретить человека,
полностью удовлетворенного своим положением
в обществе. В числе прочего, это проистекает
из-за того, что человек склонен к переоценке
самого себя. Однако многосторонность
его социального бытия, как правило, удерживает
баланс возникающих противоречий, и человек
живет в обществе как его член, хотя, может
быть, и не полностью удовлетворенный
своим положением, но подчиняющийся закономерностям
(и законам) общества и государства. Наиболее
уязвимые проблемы социальных отношений
в этом плане - национальные отношения
и проблема равенства.