Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:37, контрольная работа
Вопрос 1. Понятие факторов, детерминирующих преступность и преступление.Вопрос 2. Различные подходы к детерминации преступности на современном этапе. Вопрос 3. Классификация факторов, детерминирующих преступность, и их значение.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Академия МНЭПУ»,
ПЕНЗЕНСКИЙ
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»
ФАКУЛЬТЕТ: Юридический
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Юриспруденция
ДИСЦИПЛИНА:
Криминология
Контрольная
работа
На
тему: «Детерминанты (причины и условия)
преступности»
Выполнил:
Студент гр.ЮЗП-2
Зенкина
Н.А.
Проверил:
Богородицкий
А.А.
Вопрос
1. Понятие факторов, детерминирующих преступность
и преступление
Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.
В условиях обострения социально-экономической и политической обстановки в стране, роста преступности, упадка нравственности и морали изучение причин преступности становится особенно актуальным. Эти условия нацеливают криминологическую науку и общественную практику на глубокое и конкретное исследование причинных и иных зависимостей преступности применительно к новым процессам и происходящим в обществе изменениям.
Все виды взаимосвязи явлений принято называть детерминизмом. В этом смысле причинность понимается как одна из форм (разновидностей) детерминации, отражающих существенную особенность бытия - всеобщую связь, взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и процессов.1
При изучении и описании детерминант преступности часто используется понятие «фактор». В этом случае возникает вопрос, к какому виду детерминации относится это понятие и не подменяет ли оно собой понятие причин и условий преступности. Разница заключается в том, что понятие «фактор» означает лишь явление, представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого-то процесса. В ходе исследования это понятие используется обычно для первоначального анализа изучаемого явления и общей ориентированности в круге явлений и процессов, которые взаимосвязаны между собой. По мере углубления познания задача исследователя состоит в определении степени и интенсивности взаимодействия, взаимовлияния выявленных факторов, установлении между ними функциональных и причинных зависимостей. В результате отдельные факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими2.
В криминологических исследованиях обычно выделяются такие факторы, как урбанизация, миграция, изменение половозрастной структуры населения, уровень рождаемости, свободное время, образовательный и культурный уровень населения, его материальная обеспеченность и др. Все эти факторы должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом и с преступностью.
В общественной жизни нет однозначных факторов, имеющих только положительную либо отрицательную направленность. Каждый из них имеет криминогенную и антикриминогенную стороны. Первая из них является своеобразным «фоном» преступности, вторая - противодействующей ей стороной. Чем больше криминогенная пораженность того или иного социального явления, тем большая в нем опасность стать питательной почвой для преступности, одной из ее причин. Однако большинство криминогенных факторов не порождает преступности, они как бы создают предпосылки, объективно облегчают ее существование. Они действуют наряду с антикриминогенными факторами, и чем сильнее влияние последних, тем больше они противостоят преступности.
Задачей
криминологии является познание системы
криминогенных и антикриминогенных факторов,
ранжирование их по степени значимости
и влияния на преступность, установление
степени взаимосвязи между собой и группами
наиболее значимых иных явлений3.
Вопрос 2. Различные подходы к детерминации
преступности на современном этапе
Определение криминологической детерминации является одной из наиболее острых проблем в криминологии. И отечественные и зарубежные криминологи настолько по разному понимают дифференциацию факторов, детерминирующих преступность как свое следствие, что до сих пор в современной криминологии однозначно не решен вопрос о необходимости выделения собственно причин и условий в общей совокупности таких факторов.
Известны несколько групп теорий преступности и отклоняющегося поведения, с позиций которых отчасти возможно объяснить истоки преступности, понять природу ее происхождения:
Анализ и учет большого количества различных по природе факторов, детерминирующих организованную преступность, составляет суть теории многофакторного подхода, берущего свое начало от так называемой теории факторов”. Современная трактовка этой концепции причинности представляет собой анализ совокупности различных объективных (социальных) и субъективных (личностных) факторов-причин, проявляющихся совместно и в динамике. При этом объективные факторы занимают доминирующее положение, поскольку они формируют личность и стимулируют ее поведение.
Между тем, ущербность теории факторов состоит не в перечислении этих разнообразных обстоятельств, а в том, что все они рассматриваются как однопорядковые явления. При этом не выявляется механизма их влияния на воспроизводство и развитие транснациональной организованной преступности.
Более рациональное объяснение широкому распространению преступности принадлежит неоклассической школе криминологии, и в частности теории рационального выбора. Сущность данной концепции заключается в том, что человек не потому становится преступником, что его мотивация отличается от мотивации других людей, а потому что из анализа затрат и выгод от своих действий он делает иные выводы для принятия своих решений. Потенциальный преступник принимает вполне рациональное решение: он проверяет в пределах своих информационных возможностей все свои шансы и выбирает такое действие, которое обещает ему при наименьших затратах и, в особенности, при наименьшем риске наказания наибольшую выгоду в личном плане4.
Наиболее распространенной социологической теорией в зарубежной криминологии является теория аномии. Аномия - это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Согласно этой концепции явление аномии возникает во время кризисов и резких социальных перемен, когда многие общепринятые нормы социального поведения перестают соответствовать ожидаемым результатам. Общество распадается и раскалывается. Когда единство социума нарушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают.
Основоположник этой теории Э.Дюркгейм считал, что преступность -это плата за социальные изменения. Его современный последователь Р. Мертон, опираясь на основные положения теории аномии, основной причиной преступности считал разрыв между культурными ценностями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
Необходимо отметить, что в основе многих социологических теорий лежит объяснение причин преступного поведения с точки зрения обучения, усвоения такого поведения. Наиболее понятно объясняется возможность усвоения преступного поведения не всеми людьми, а только определенной группой теорией дифференциальной ассоциации. Согласно Сатерленду основная часть усвоенного преступного поведения встречается внутри тесных групп лиц. Степень усвоения зависит от интенсивности, частотности и длительности ассоциации. Через ассоциации, через внутренние психические образные связи исполнитель преступления усваивает технику совершения преступления, а также побуждения, установки и рационализацию, что является благоприятным предварительным условием для преступного поведения. Таким образом, чаша весов между непреступным и преступным поведением склоняется в пользу последнего.
Центральная идея теории дифференциальной ассоциации сводится к тому, что преступное мышление порождает преступное поведение, а значит, криминальная вербализация возникает в психике преступника еще до того как он совершит наказуемое деяние. Человек становится преступником, когда усваиваемые им образцы криминального поведения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения, которое встречалось в его жизни. Процесс обучения преступному поведению посредством ассоциации с преступным образом жизни включает все механизмы, которые работают при любом другом виде обучения.
Наиболее близкими по содержанию к культурологическим концепциям являются теории конфликта. Существуют различные виды конфликтов: внутриличностные, межличностные и социальные (между личностью и обществом). Объектом конфликтов между группами, классами и обществами могут стать социальные ценности, жизненные цели, статус, власть и распределение ограниченных благ.
В рамках социальных изменений и структурного преобразования общества эти конфликты оказываются мощными импульсами. И если их не разрешать цивилизованными социальными методами, они могут вызвать функциональные нарушения, затормозить прогресс и нанести вред жизни общества. Они способны расколоть и даже взорвать социальную систему.
Конфликт есть «форма обобществления», процесс социального взаимодействия. Конфликт разгорается из-за «жизненных шансов», из-за власти, дающей большой шанс «для реализации собственной воли в определенной системе социальных взаимоотношений и наперекор любым противодействующим устремлениям...». 5
Согласно теориям конфликтов именно межличностные и социальные конфликты являются источником преступности и отклоняющегося поведения. Впервые в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ рассмотрел Т. Селлин. Суть теории конфликта культур заключается в том, что различные воззрения на жизнь, привычки, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют сочувствие и сопереживание, могут вызвать озлобление в отношении представителей иных культур.
Эта концепция послужила основой для разработки теории группового конфликта Дорджем Волдом. По его мнению, жизнь человека - это результат взаимодействий внутри группы и между группами. Группы вступают друг с другом в конфликт, потому что интересы и цели, которых они желают достичь, пересекаются, вступают в соперничество. Результатом группового конфликта могут быть либо победа одной группы и поражение другой, либо компромисс с переносом решения конфликта на более поздний срок.
Между тем, и теории конфликта, и группового конфликта фактически есть разновидности существующих теорий причинности. Так, теория субкультуры, как и конфликта культур, в некоторой степени объясняет, каким образом, человек становится преступником, но стоит признать, что усвоение ценностей криминальной субкультуры и реализация их в виде ценностных ориентаций в преступном поведении, в том числе и организованном, является лишь одной из причин формирования личности преступника. Вместе с тем, нельзя только аномией объяснить организованную преступность, для этого необходимо использовать понимание способов усвоения ценностей криминальной субкультуры через дифференциальную ассоциацию. Концепция группового конфликта по сути объясняет существующее противоборство различных преступных групп и организаций, осуществляемое для поддержания и защиты собственного статуса, а также для движения наверх по лестнице иерархии мировой преступности, но при этом не указывает причин, порождающих существование преступности, и ее организованных форм6.
Таким образом, только объединенный анализ ряда современных концепций причинности, разработанных в мировой криминологии, может дать уже более стройную картину в объяснении детерминации организованной преступности.
В
отечественной криминологии понятие причин
и условий преступности в основном базируется
на философской и социологической концепциях
социальной причинности. При всех существующих
различиях в позициях отдельных ученых
их можно условно разделить на сторонников
детерминированности преступного поведения
главным образом базисными отношениями,
находящимися, прежде всего в сфере экономики,
и тех, кто полагает, что непосредственными
причинами преступности являются деформации
сознания: общественного, группового,
индивидуального. Наиболее последовательно
эта концепция изложена Н.Ф. Кузнецовой.
Вопрос 3. Классификация факторов, детерминирующих
преступность, и их значение
Разнообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общественной жизни обусловливают необходимость классификации ее детерминантов, причин и условий. Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научно-познавательное и практическое значение. Главное здесь состоит в том, что из всего многообразия причинных зависимостей преступности следует избрать те, которые содержат общие основания для разделения ее природы по основополагающим признакам7.
Информация о работе Детерминанты (причины и условия) преступности