Дожностное преступление, понятие, особенности и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:04, доклад

Описание работы

В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо “ Должностных преступлений” “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”.

Файлы: 1 файл

должностная прест.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Дожностное преступление, понятие, особенности и его виды

 

Введение

 

В настоящее время, в  России, в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной  власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо “ Должностных преступлений” “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”.

 

Эту группу преступлений можно определить как общественно  опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Эти преступления отличаются от других преступных посягательств специальными признаками:

 

они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности);

 

их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

 

нарушают нормальную деятельность органов власти и управления.

 

Слово “коррупция” нынче  самое модное, оно не сходит со страниц  газет, его часто упоминают в  радиоэфире и на телеэкране. В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных  и общепринятых тезисов. Только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной прессе было опубликовано свыше 3 тысяч материалов на эту тему. Более 60% респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70% согласны с утверждением о том, что Россия может быть отнесена к числу коррумпированных государств.

 

Но ведь еще недавно  мы слово “коррупция” совсем не употребляли, его нет во многих словарях и энциклопедиях советского периода, а в тех, где оно есть, коррупция определяется, как нечто ненашенское - “в буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей” (Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М., 1964). Нас уверяли, что коррупция “характерна для буржуазного государства и общества (подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, дача взяток и т. д.)” - (Советский энциклопедический словарь. М., 1987). И вдруг как бы обнаружилось, что коррупция не только есть в нашей стране, но и родилась вовсе не сегодня.

 

Что же понимается под “коррупцией” в отечественном уголовном праве? Важно отметить, что это вообще не уголовно-правовой термин. Многие называют его криминологическим, хотя есть и такая точка зрения, что “коррупция - понятие не столько правовое, сколько социальное и нравственное”.

 

Термин “коррупция”  произошел от сочетания латинских  слов “correi” - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного  предмета и “rumpere” - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин - “corrumpere”, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является “порча”, “повреждение” нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

 

Нынешние проблемы борьбы с коррупцией были более или менее очевидны уже в начале 90-х годов. К этому времени прошли научные конференции и было подготовлено несколько проектов по борьбе с коррупцией, представленных в Верховный Совет СССР, но, как известно, союз распался. Острота проблемы от этого не уменьшилась, поэтому работа над ней была продолжена в России. До принятия законов Президент РФ издал Указ “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы” от 4 апреля 1992 года, где были предписаны некоторые запреты для служащих аппарата (они не касались государственных должностных лиц), установлено представление деклараций о доходах. Указ был шагом в правильном направлении, но он мало что решал и слабо исполнялся. В то же время продолжалась работа над проектами закона о борьбе с коррупцией, было подготовлено до десятка вариантов. Один из них был принят Верховным Советом РФ в 1993 году. Президенту, а скорее его окружению, закон показался слишком строгим и он вернул его на доработку. Последняя не состоялась, так как Верховный Совет был разогнан.

 

Нижняя палата нового парламента - Государственная Дума продолжила работу над проектом. Он прошел международную экспертизу. 12 декабря 1994 года Закон “О борьбе с  коррупцией” был принят. Но верхняя  палата - Совет Федерации закон  отвергла. После доработки Закон “О борьбе с коррупцией” был принят Государственной Думой 22 ноября и одобрен Советом Федерации 9 декабря 1995 года. Но Президент его не подписал.

 

В ноябре 1997 году Государственная  Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О борьбе с коррупцией”, но из-за множества юридических несообразностей и технических огрехов этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества.

 

В настоящее время  сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, о массовой коррупции государственных должностных лиц в России говорится на каждом шагу, в том числе и в коридорах власти, с другой уже который год откровенно тормозится принятие антикоррупционного закона. А тем временем коррупция приобретает все больший размах, ее масштабы увеличиваются.

 

Для подкрепления высказываний о пагубном влиянии коррупции, рассмотрим более подробно ситуацию, сложившуюся  в одной из отраслей права - налоговой. Сложность и жесткость налоговой  системы с одной стороны, невозможность  государства полностью контролировать им же принятых законов - с другой, толкнули как организации, так и отдельных предпринимателей в теневой бизнес, размеры которого стали вполне статистически значимыми. Все это создало питательную среду для коррупции. Анализ практики выявления, предупреждения и пресечения фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции показывает, что преступные структуры пытаются перенести в сферу налогообложения отлаженную в других отраслях систему взяточничества. Проблема борьбы с коррупцией в указанных ведомствах приобретает все более острый характер.

 

Статистические данные год от года свидетельствуют об увеличении количества этих преступлений. Противоправные проявления в налоговых органах  выражаются и в иных формах , от нарушения служебной этики, малозначительных правонарушений, оказания “безобидных” услуг предпринимателям до вступления в противоправную связь с преступными элементами, совершения вымогательства материальных средств и активного участия в предпринимательской деятельности с использованием служебного положения.

 

Характерным поведением сотрудников налоговых органов  стало совершение должностных подлогов в угоду коммерческим структурам (переписывание актов проверок, выдача фиктивных справок и пр.).

 

Получают распространение внеслужебные отношения работников налоговых органов и налоговой полиции с представителями хозяйствующих субъектов, которые порой переходят в консультации по уходу от налогов, выражение просьб к коллегам по работе о содействии той или иной коммерческой структуре.

 

Рассмотрение вопросов правового регулирования государственной  и муниципальной службы, а также  связанных с ними проблем борьбы с коррупцией не представляется возможным  без изучения некоторых исторических аспектов происхождения государства, формирования института государственной службы и законодательного оформления статуса государственных и муниципальных служащих.

 

1. Понятие должностного  преступления

 

Существенный вред четкой организации и деятельности государственного аппарата любого государства причиняется преступным и коррумпированным отношением должностного лица к исполнению своих служебных обязанностей. Будучи наделены быльшими правами и распоряжаясь нередко значительными материальными ценностями, такие лица своими злоупотреблениями причиняют не только большой материальный, но и моральный вред, дискредитируют государственный аппарат. Составы этого вида преступлений предусмотрены в главе Уголовного кодекса. Это: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, взяточничество, должностной подлог.

 

У должностных преступлений есть единый родовой объект – нормальная деятельность государственного аппарата и охраняемые законом права и  интересы граждан. Они могут быть совершены только специальным субъектом – должностным лицом (за исключением дачи взятки и посредничества во взяточничестве, которые могут совершаться и недолжностными лицами).

 

Сущность рассматриваемых  преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам  службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

 

Криминалистическую характеристику должностных преступлений образуют такие элементы, как способы и мотивы их совершения, обстоятельства, способствующие им, а также связь должностных преступлений с другими преступными деяниями.

 

Способы совершения должностных  преступлений многообразны. Практика показывает, что в случаях, когда преступление совершается путем активных заведомо противоправных действий, нарушающих обязательные для исполнения правила, инструкции, положения, используются различные способы. К ним можно отнести следующие:

 

- внесение заведомо неправильных записей в официальные документы;

 

- издание незаконных  приказов и распоряжений;

 

- сокрытие незаконной  деятельности других лиц путем  самоуправных действий;

 

- временное заимствование  и использование государственных  или общественных средств на личные нужды;

 

- расходование денежных  средств не по назначению;

 

- выдача бестоварных  накладных;

 

- подчистка, травление  и иные изменения текста документов;

 

- незаконное применение  оружия представителем власти;

 

- нанесение побоев  подчиненным по службе.

 

При бездействии доожностные  преступления выражаются главным образом  в преступно-небрежном отношении  к вверенному имуществу, к исполнению служебных обязанностей и выполнению должностных инструкций, в халатном отношении к приему и отпуску  товарно-материальных ценностей, в бесконтрольности и т.п. В результате неправомерных действий (бездействия) должностного лица по службе наступают материальные последствия, остаются следы, отражающиеся в письменных документах, накладных, счетах на оплату, приказах о выплате незаконных премий и т.д. Выявление этих следов помагает составить правильное представление о характере допущенных нарушений, установить время, место и способ совершения преступления, выявить свидетелей, которые могут сообщить важные сведения по делу.

 

Как показывает криминалистический анализ, мотивами преступлений чаще всего выступают корысть и иная личная заинтересованость, зависть, месть, желание создать видимость хорошо поставленной работы, ложно понятая “служебная необходимость” и т.д.

 

Практика показывает, что всякого рода злоупотребления – это результат многих обстоятельств, между которыми имеется тесная связь. Типичными обстоятельствами, способствующими совершению должностных преступлений, являются: нарушение принципов подбора и расстановки кадров; недостатки в организационно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций (бесхозяйственность, нарушение дисциплины, ненадлежащий учет и неудовлетворительные условия хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей (и т.д.), отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений; недостатки в деятельности правоохранительных органов. Важным обстоятельством, способствующим совершению даного вида преступлений и корумпированности государственного аппарата, в современных условиях является недостаточный уровень материальной обеспеченности должностных лиц, перебои с выплатой заработной платы, и иные экономические причины.

 

Важным элементом криминалистической характеристики должностных преступлений является совокупность данных об их типичных связах с другими преступлениями. Невыполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей нередко создает благоприятную почву для совершения иных преступлений: хищения государственного и коллективного имущества, спекуляции, приписок, выпуска недоброкачественной продукции, корумпированных действий государственных служащих. На связь должностных преступлений с хищениями могут указывать: неоговоренные исправления в приемо-сдаточных материалах; актах на уничтожение пришедшей в негодность и морально устаревшей продукции; подлоги в документах; пересортица; несвоевременное оприходование материальных ценностей; бестоварные операции с имуществом; большое количество пришедших в негодность товаров; несвоевременное представление отчетов о движении товарно-материальных ценностей и ненадлежащее их оформление; нарушение технологических условий при выработке изделий; факты обращения виновным в свою пользу государственного или коллективного имущества.

 

1.1. Общая характеристика  должностных преступлений 

 

Взяточничество 

 

Легализация денежных средств  или иного имущества, приобретенного незаконным путем 

 

Злоупотребление должностными полномочиями

 

Незаконное участие  в предпринимательской деятельности

Информация о работе Дожностное преступление, понятие, особенности и его виды