Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:32, контрольная работа
Характерный для переходного периода распад социокультуры как целостности отразился прежде всего на образе жизни детей. Наибольшую опасность представляет дисфункция двух институтов социализации - семьи и образовательных учреждений. Она вызывает (или усиливает) процесс отчуждения подростков.
Вторым названным элементом
системы органов профилактики преступности
несовершеннолетних являются органы социальной защиты – это территориальные
центры социальной помощи, психолого-педагогической
помощи, центры экстренной
психологической помощи (телефоны доверия).
Главная особенность этих органов заключается
в том, что они в большей степени нацелены
на проведение индивидуальной содержательной
профилактической работы с теми подростками,
кто оказался в трудной жизненной ситуации.
В эту работу входит и бесплатное оказание
социальных услуг, тесное сотрудничество
с семьей, помощь в организации досуга
несовершеннолетних и т.д.
Третьим элементом системы профилактики
являются специализированные учреждения
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации. Особенность
этих учреждений заключается в том, что
они оказывают срочную экстренную помощь
несовершеннолетним, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации преимущественно на
«стационарной» основе (в то время как
органы социальной защиты на «амбулаторной»
основе). К таким учреждениям относятся:
Следующим элементом
профилактики являются учреждения образования
и органы управления образованием.
К компетенции этих институтов относится:
введение и реализация методик, направленных на формирование
законопослушного поведения; проведение
комплексных психолого-медико-
Пятым элементом профилактики
преступности несовершеннолетних являются
органы и учреждения по делам молодежи,
учреждения культуры, спорта, туризма,
молодежные объединения, другие общественные
организации и движения. В пределах своей
компетенции они участвуют в организации
воспитания, отдыха, досуга и занятости
несовершеннолетних. Основными задачами
органов по делам молодежи является координация
деятельности молодежных организаций
и оказание им финансовой поддержки.
Деятельность шестого элемента системы
профилактики - органов управления и учреждений
здравоохранения, в последнее время становится
все более существенной. В условиях неуклонного
роста психических отклонений, алкоголизации
и наркотизации молодежи, социальная роль
оказания психиатрической и наркологической
помощи, осуществления лечебно-восстановительного
процесса существенно возрастают. Органы
здравоохранения организуют распространение
санитарно – гигиенических знаний среди
несовершеннолетних, их родителей или
законных представителей, реализуют пропаганду
здорового образа жизни, ведут круглосуточный
прием несовершеннолетних, оказывают
медицинскую помощь.
Седьмым элементом профилактики преступности
несовершеннолетних являются органы и
учреждения внутренних дел, среди которых
ведущими являются подразделения органов
внутренних дел по делам несовершеннолетних
(ОППН).
Среди многочисленных функций ОППН особенно выделяются две. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение, как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
К компетенции ОППН также относится профилактика рецидивной преступности: эти органы должны работать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания или получивших отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора по разным основаниям; освобожденных от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденных условно или осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима, после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении или нуждаются в социальной помощи, реабилитации. Кроме того, ОППН обязаны проводить работу с законными представителями, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию указанных выше категорий несовершеннолетних.
Система профилактики преступности несовершеннолетних
выглядит так:
1) ранняя профилактика (задачей является
оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним,
оказавшимся в неблагоприятных условиях
жизни и воспитания еще до того, как отрицательное
действие этих условий скажется на поведении
таких лиц;
2) непосредственная профилактика
(не допустить переход на
3) профилактика предпреступного поведения
(не допустить переход на преступный путь
и создать условия для исправления лиц,
систематически совершающих правонарушения,
характер и интенсивность которых указывают
на вероятность совершения преступления
в ближайшем будущем);
4) профилактика рецидива (предупредить
рецидив подростков, ранее совершивших
преступления, не допустить негативного
влияние этих подростков на законопослушных
несовершеннолетних).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие такую немаловажную проблему, как преступность среди подростков и методы ее профилактики. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.
Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов.
Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации.
Один из наиболее распространенных видов девиаций – это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.
Преступность носит
В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др.
Информация о работе Характеристика преступности несовершеннолетних