Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:54, контрольная работа
При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный.
Основной целью данной контрольной работы является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.
Личностные
и ситуативные моменты
Например, наиболее предрасположены к тому, чтобы стать жертвой ограбления в общественном месте лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, исключающим контроль за внешними событиями. Однако попадание ими в соответствующую ситуацию непосредственно связано с особенностями их собственного поведения до момента посягательства непосредственно в период его совершения.
Рассмотрим виды ситуаций в зависимости от поведения жертвы:
Т.е. провоцирующие, толкающее преступника на совершение преступления. В этих случаях поведение жертвы заключается в нападении, оскорблении, причинении обиды, унижения, правокации, угрозе и т.д.
В данном случае жертва не провоцирует на преступление, однако связано с переносом на жертву насильственных действий преступника (например, действия работника милиции пострадавшего при защите третьего лица).
В связи с этим выделим три вида поведения жертвы:
негативное, т. е. так или иначе правоцирующее - поведение,
положительное - выражается в противодействии преступнику и т.д.,
нейтральное, т.е. никак не
Целью виктимологического
изучения является повышение эффективности
предупреждения конкретных преступлений
и профилактика преступности в целом
путем воздействия
Криминалистическая значимость виктимного поведения достаточно характерна для многих жертв преступлений и позволяет дать им определенную квалификацию. [13].
Заключение
Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность.
Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Любая криминогенная ситуация по своему содержанию объективна, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления. Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий совершения конкретных преступлений.
Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью.
При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.
Действия преступника часто зависят не только от его личностных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего, который своими неосторожными, аморальными и противоправными поступками может подать «идею» преступления, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.
В настоящее время, когда криминология располагает необходимыми материалами о личности преступника и его поведении, продолжает ощущаться потребность в сведениях о тех, кто становится жертвой насилия или кражи. Знание этих лиц, их анализ и обобщение данных о них наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, т.е. установить группы риска и «работать» с ними.
Без анализа поведения и личности потерпевшего, его реакций на действия преступника подчас невозможно определить, почему практически одинаковые преступные посягательства со стороны одних и тех же лиц далеко не всегда приводят к одним и тем же желаемым для преступника результатам. Во многих случаях, особенно при совершении преступлений в острой конфликтной ситуации, между преступником и потерпевшим существует тесное социально-психологическое взаимодействие и последний принимает самое активное участие в возникновении криминогенной ситуации. Такое взаимодействие особенно часто можно встретить при анализе насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере, сексуальных преступлений и некоторых других.
Выполнил:
20.11.2012г
Список используемой литературы
1. Иванов В.Г. Причинность и детерминизм. // Закон и право. - 2004. – ст. 11-15.
2. Долговая А.И. Криминология: Учебник. М.: Просвещение, 2007. ст 184-191.
3. Кудрявцев В.Е. Криминология. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2005. ст 48-53.
4. Кудрявцев В.Н., Механизм преступного поведения пособие. М., 2009г ст 202-204.
5. Есберген Алауханов Криминология. Учебник. Алмата, 2008. ст 429-435.
6. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение
в вопросах и ответах. – М., 2008. – 304 с.
7. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления:
Опыт криминологического моделирования.
- М., 1998. - 133 с.
8. Коротнев А.Д. Малолетние и несовершеннолетние
преступники. Спб., 1903. – 120 с.
9. Маковский А.Н. Социально-экономические
факторы детской преступности в Москве.
М., 1912. – 105 с.
10. Уэда Кан. Преступность и криминология в современном Мире. М., 1989. – 225с.
13. Четвериков В.С. Криминология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010.
Электронные источники информации:
12. [Электронный ресурс]. URL: http://en. wikipedia.org/wiki/File:
13. World_Map_Index_of_corruption_
14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.korrup.ru/index. php.
15.[Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/appears/
16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/economics.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.korrup.ru/index. php.