Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:33, контрольная работа
Задача: Артемов в компании друзей отмечал в ресторане праздник. От выпитого потянуло на подвиги. Кулаки зудят, нужен только повод. Попытались придраться к парочке за соседним столиком, но охрана вежливо попросила их удалиться. Обидно. Злоба кипит внутри. Мимо пробегает мужчина в спортивном костюме. Этот мужчина ни в чем не виноват – просто подвернулся под руку. И в результате – перелом основания свода черепа. К какому типу относится данное преступление? Что лежало в основе мотивации преступного поведения и механизма агрессии?
1. Социологические криминологические теории (теория аномии, теория социальной дезорганизации, теория стигмы (клейма), теория дифференциальной ассоциации, теория субкультур, теория факторов и др.)………………………………………………………………………………….3
Задача ……………………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………………13
Социологические криминологические теории (теория аномии, теория социальной дезорганизации, теория стигмы (клейма), теория дифференциальной ассоциации, теория субкультур,
теория факторов и др.)
Социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов, основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.).
Последователи Кетле расширили (до 170 - 200) число факторов, влияющих на преступность, включив урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.
Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности.
Уже в XVIII веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин. В начале XIX века глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман.
В тесной связи с уголовно-правовой
проблематикой рассматривали
Поддерживая в целом антропологическое направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него.
И после 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.
Современное развитие криминологии
подтверждает, что преступность в
любом обществе есть объективно существующее
социально-правовое явление, что человеку
присуще сложное сочетание
Теория аномии по Э. Дюркгейму.
Аномия—это состояние
беззакония, отсутствие правовых норм.
Фундамент для теории аномии, используемой
при объяснении причин преступности,
заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал,
что социально отклоняющееся
поведение и преступность — это
вполне нормальные явления. Если в обществе
нет такого поведения, значит, оно
до болезненности
По Дюркгейму, преступность
бывает незначительной в обществе,
где человеческой солидарности и
социальной сплоченности достаточно.
В результате социальных изменений,
которые могут идти как в сторону
экономического краха, так и в
направлении расцвета, создаются
благоприятные условия для
В деле поддержания общественной
солидарности большую роль играет,
по Дюркгейму, наказание преступников.
Изначальный и важнейший
Теория социальной дезорганизации.
Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм, основные работы которого вышли в конце XIX века, рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но в сущности нормальное и даже в известном смысле полезное явление в жизни общества. Полезное как боль в физиологии, которая хотя и причиняет страдания, но очень важна для медицины, для диагностики болезней, их лечения.
Дюркгейм разработал понятие аномии-безнормативности, то есть ослабления и разрушения общепринятых норм поведения, их недостаточность и противоречивость, которые вызывают разобщенность людей, высокий уровень тревожности, отчужденности и как следствие всего этого — социальную дезорганизацию, приводящую к аморализму и преступности. Одной из основных причин преступности Дюркгейм считал гипертрофированную мораль потребительства.
Концепция Дюркгейма получила развитие в трудах многих ученых, особенно американских. Характерно, что один из них — Шур выпустил книгу, выразительный заголовок которой "Наше преступное общество" (М., 1977) говорит сам за себя.
Теория Стигмы
Концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу закона. В соответствии с теорией стигмы, основные положения которой были сформулированы в 1938 г. американским ученым Таннебаумом, одним из наиболее значимых криминогенных факторов является неадекватная реакция общества на отклоняющееся поведение, так называемая драматизация зла. Стигма в переводе с латыни означает "клеймо". Клеймение преступников (не только физическое, как в средние века, но и нравственно-правовое, практикуемое в цивилизованном обществе) еще более отторгает их от общества, превращает в изгоев, для которых преступное поведение делается привычным.
Иными словами - Люди совершают
в течение своей жизни
Главный практический вывод этой теории заключается в необходимости ограничить применение карательных мер. поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру. Э. Лемерт выделил несколько этапов криминализации личности: а) нарушение человеком правил поведения: 6) реакция окружающих людей в форме отрицательной оценки; в) вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению; г) осуждение, влекущее стигматизацию; д) укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника.
Теория Стигмы предполагала
коррекцию практики воздействия
на преступность. Многие ее рекомендации
реализованы на практике и дали положительные
результаты. В большинстве стран
отказались от краткосрочного тюремного
заключения. Само тюремное заключение
в ряде государств модифицировано таким
образом, что полного отчуждения
преступника от общества не наступает
(его отпускают домой на выходные,
а иногда и после рабочего дня,
заключенные участвуют в
Теория дифференциальной ассоциации
Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводили известные криминологи Клиффорд Шоу (1930), и Эдвин Сазерленд (1939). Теория включает в себя восемь основных постулатов:
1. Преступному поведению учатся, а не наследуют.
2. Преступное поведение
усваивается в ходе
3. Важнейшая часть обучения
уголовному поведению
4. Овладение криминальным
поведением включает в себя
изучение способов совершения
преступлений, которые бывают и
сложными, и простыми, а также
специфических мотивов,
5. Рассматривая закон
в положительном и
6. Человек становится
преступником, когда усваиваемые
им определения,
7. Усвоение преступного
поведения не ограничено
8. Хотя преступность - это
выражение общих потребностей
и ценностей, объяснять ее
Из этой теории (дифференцированной ассоциации) можно сделать следующие выводы:
1. Необходимо существенно
улучшить практику и условия
воспитания в семье, школе,
профессиональном коллективе и
группах совместного
2. Нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами.
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры.
Теория субкультур
Т. Селлин, разрабатывая теорию субкультуры, выдвинул гипотезу о том, что ресурсом криминальной субкультуры является конфликт между культурными ценностями различных обществ. Известно, что различные воззрения на жизнь, разные стереотипы мышления и поведения затрудняют взаимопонимание между людьми различных культурных групп и вызывают озлобление в отношении друг друга. Существующие моральные и правовые нормы могут мигрантами оцениваться как выгодные для определенной социальной группы, но которым можно не подчиняться и которые можно отрицать, если они не распространяются на другие группы и слои общества.
Как видим, ресурсом воспроизводства и развития асоциальной субкультуры являются низшие слои общества, рекрутирующиеся постоянно из мигрантов и иммигрантов, которые не могут освоить нормы и ценности новой среды. Развитие субкультуры происходит в результате адаптации к другой культуре, когда индивид не сумел адаптироваться к новой, непонятной ему системе ценностей и норм. Стремление приспособиться к новым нормам, овладеть другим языком чаще всего сталкивается с неумением адекватно воспринять коды и символы культурных норм другого народа. Этому способствует и маргинализация индивида, когда он сознательно отказывается от своей прежней культуры. Низкий образовательный ценз, психологическая зараженность парадигмой успеха, неприятие другой культуры порождают акультурный конфликт, который заканчивается нежеланием усвоить новую культуру.