Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:09, контрольная работа

Описание работы

Причины преступности с точки зрения исторического материализма – негативные социальные явления, события и процессы, которые с объективной закономерностью порождают преступность и преступления как своё следствие. Будучи составной частью общественных противоречий, причины преступности исключительно негативны. Их существование противоречит интересам личности, общества, государства.

Файлы: 1 файл

МОЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КРИМИНОЛОГИИ.docx

— 27.34 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра уголовного права

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: «КРИМИНАЛОГИЯ»

ВАРИАНТ 1 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила: студентка 5 курса, 5 группы

                                         заочн. параллел. формы обучения

                                      Жамойдина Анна Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013г.

Упражнение 1.

 

Кратко раскройте понятие  причин преступности.

 Причины преступности с точки зрения  исторического материализма – негативные  социальные явления, события и процессы, которые с объективной закономерностью порождают преступность и преступления  как своё следствие. Будучи составной частью общественных противоречий, причины преступности исключительно негативны. Их существование противоречит интересам личности, общества, государства.

Поскольку социальные явления, события и процессы представляют собой  различные системы деятельности на уровне общества, общностей (групп  людей) и личностей, выбор характера  деятельности в конечном счете определяется  потребностями, интересами и мотивацией конкретных людей и их объединений, которые оказывают непосредственное влияние на  поведение членов  данного социума.  Типичным свойством причинности в области общественных отношений является перенос информации. Сведения о добре и зле, о системе ценностей, взглядов,  идей,  о нормах поведения усваиваются индивидуумами при общении и взаимодействии,  в процессе которого  информация, получаемая ими через различные каналы и из доступных источников,  формирует мировоззрение и психологию  личности, общностей, общества. Исходя из этого к причинам преступности следует отнести чуждую обществу и закону социальную и правовую психологию общностей и личности. 

Социально-экономические  причины преступности включают в  себя объективные социальные противоречия в разных сферах общественной жизни. В экономической сфере – это несоответствие между производством, распределением и потреблением; кризис; безработица; различия и противоречия в видах, формах и условиях труда, его оплате, престижности и пр. В социальной сфере – низкий прожиточный  уровень; неудовлетворительные жилищные условия; некачественное здравоохранение; социальная незащищенность отдельных групп населения; резкая дифференциация семей по уровню доходов; неполная занятость в общественно полезном труде молодежи;  противоречия в условиях жизни в различных видах поселений и др. В политической сфере к причинам преступности  можно отнести нестабильность в обществе, обусловленную борьбой за политическое влияние; противостояние ветвей власти; противоречия  между органами управления; неразвитость осуществления демократии; низкий уровень обеспечения законности и т.п.  В идеологической сфере – отсутствие в обществе господствующей системы взглядов, сплачивающих его; наличие антисоциальных субкультур, деструктивных культов; противоречия в  состоянии общественного сознания и сознания индивидуумов; религиозные, национальные, расовые  и иные противоречия. В культурно-воспитательной сфере преступность порождают: деформация нравственных ценностей; допустимость, а нередко и одобряемость антисоциального поведения; уклонение от выполнения общественных и государственных обязанностей;  снижение престижности  образованности, учености, профессионализма, воспитанности; коммерциализация искусства, внедряющего антикультуру, навязывающего психологию вседозволенности и свободы от морали, проповедующего жестокость и культ силы; проявления сексуальной революции в её уродливых формах; повседневность  порнографии и пр.

Практические потребности  предупреждения преступлений и их отдельных  видов диктуют  необходимость  познания  конкретной причины, ибо  только таким образом можно установить механизм  взаимодействия с другими  причинами и выработать меры по ее устранению. Этой цели служит классификация  причин преступности.  Наиболее распространенными являются  следующие разделения их на однородные группы: по уровню выделяют  причины преступности в целом, причины отдельных видов и групп преступлений и  причины конкретного преступления; по территориальной распространенности – действующие в масштабах государства, его отдельных регионов,  отдельного населенного пункта; по временному критерию – существующие постоянно (в течение достаточно длительного периода) или временно; по происхождению – внутренние и внешние; по природе – объективные, субъективные и объективно-субъективные. Указанное разделение причин преступности на самостоятельные  группы по определенному признаку   не означает их обособленности друг от друга. Оно используется в методологических целях для получения определенных теоретических либо практических  выводов.

Условия, способствующие причинам преступности, – явления, события и процессы, которые взаимодействуя с ними  по месту и времени, обеспечивают определённое их развитие, имеющее своим следствием преступность в целом, ее отдельные виды и группы, конкретные преступления. В криминологической литературе в качестве условий преступности  чаще всего указывается на недостатки в организационно-управленческой, организационно-технической сфере,  в сфере охраны правопорядка, имущества, недостатки в деятельности правоохранительных, контролирующих органов, органов власти различных уровней и т.п. Они могут быть следствием  и позитивных процессов, происходящих в обществе. Так, информатизация создает условия для компьютерной преступности, вовлечение женщин в активную  трудовую и  общественную деятельность – для преступности как представительниц этой группы, так и для преступности несовершеннолетних.

Разграничение явлений, событий  и процессов на причины и условия  преступности не носит абсолютного  характера. То, что в конкретных временных  и пространственных рамках выступает в качестве условий преступности,  может являться причиной  преступности в иной исторический период либо в другом государстве.  Поскольку только взаимодействующие комплексы причин  и условий порождают преступность и преступление, их обоснованно объединяют одним понятием –   криминогенные детерминанты. В силу изложенного,  в криминологии принята единая классификация причин и условий преступности, рассмотренная выше. Применительно к конкретному преступлению выделяют условия сопутствующие (обстоятельства места и времени, прямого влияния на преступное поведение не  оказывающие), необходимые (без которых преступление не может быть совершено) и достаточные (как совокупность всех необходимых условий).

Отечественные криминологи  считают, что в качестве  причин преступности в  современной Беларуси  выступают  следующие социально-экономические  и социально-психологические  явления  и процессы.

Противоречия  в социально-экономических отношениях: общая разбалансированность экономического развития, спад производства, прогрессирующий рост цен, усиление дифференциации доходов населения, безработица, сокращение расходов государства на социальные нужды.

Изменение потребностей людей: распространение завышенных (гипертрофированных) потребностей среди богатых людей; рост привлекательности для других слоев населения завышенных потребностей, характерных для хорошо обеспеченных людей; расширение зоны извращенных потребностей.

Противоречия  в духовно-нравственной сфере:  отрицание, отвержение прежних нравственных ценностей и ориентиров; несформированность новой прочной системы морального регулирования; распространение феномена безнравственности; признание социально допустимым, а то и одобряемым аморального, антиобщественного поведения; широкое распространение представления о возможности достигнуть благополучия не общественно полезным трудом; снижение престижа образованности, учености, профессионализма; общее ужесточение нравов, деморализация межличностных отношений, усиление индивидуализма, эгоизма и эгоцентризма.

 

Упражнение 2.

 

Предупреждение хулиганства осуществляется общими и специальными мерами. К ним относятся: 1) повышение материального благосостояния трудящихся; 2) усиление идеологической и воспитательной работы; 3) улучшение правовой пропаганды среди населения; 4) повышение уровня образования и культуры; 5) расширение общественных самодеятельных организаций; 6) улучшение работы судов по борьбе с хулиганством; 7) вовлечение молодёжи в спорт;8) улучшение работы административной комиссии; 9) расширение жилищного строительства; 10) улучшение наружной патрульной службы милиции; 11) увеличение общественных фондов потребления; 12) улучшение деятельности, народных дружин, оперативных отрядов, инспекций по делам несовершеннолетних; 13) повышение заработной платы; 14) принудительное лечение алкоголиков и наркоманов; 15) увеличение количества выездных сессий суда; 16) учет недисциплинированных граждан в районе; 17) повышение эффективности поручательства; 18) контроль за соблюдением правил торговли спиртными напитками; 19) повышение роли коллектива и общественных организаций по контролю за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы; 20) организация свободного времени молодежи; 21) борьба с пьянством на производстве и в быту; 22) устранение недостатков в воспитательной работе исправительных учреждений.

 

1. Укажите, какие из  вышеприведенных мер предупреждения  хулиганства являются общими, а  какие - специальными и почему?

 

К общим мерам относятся те, которые  направлены на позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений  и диспропорций, питающих преступность путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных  последствий и т. д.

Следовательно, с общим мерам  предупреждения хулиганства относятся:

    1. повышение материального благосостояния трудящихся;
    2. улучшение правовой пропаганды среди населения;
    3. усиление идеологической и воспитательной работы;
    4. повышение заработной платы;
    5. повышение уровня образования и культуры;
    6. расширение общественных самодеятельных организаций,
    7. увеличение общественных фондов потребления;
    8. организация свободного времени молодежи.

 

К специальным мерам относятся  те меры, которые призваны решать следующие  задачи: устранения, нейтрализации, минимизации  криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения  лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления.

Исходя из этого, можно сделать  вывод, что к специальным мерам  предупреждения хулиганства относятся:

    1. улучшение работы судов по борьбе с хулиганством;
    2. контроль за соблюдением правил торговли спиртными напитками;
    3. борьба с пьянством на производстве и в быту;
    4. улучшение наружной патрульной службы милиции;
    5. улучшение деятельности, народных дружин, оперативных отрядов, инспекций по делам несовершеннолетних;
    6. учет недисциплинированных граждан в районе;
    7. повышение роли коллектива и общественных организаций по контролю за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
    8. принудительное лечение алкоголиков и наркоманов;
    9. устранение недостатков в воспитательной работе исправительных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Криминология: Учебник для вузов  / под ред. А. И. Долговой. –  М.: Норма, 2001. – 784 с.

2. Криминология: Учебник для вузов  / под ред. В. Д. Малкова –  2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. – 526 с.

3. Криминология: краткий конспект лекций/ под ред. Н.Ф.Ахременко – Мн.:БГУ,2009. – 227 с.

4. Михайлова, А. В. Криминология: Курс лекций / А. В. Михайлова.  – М.: МИЭМП, 2008. – 115 с.

5. Кудрявцев, В. Н. Преступность и нравы переходного общества / В. Н.  Кудрявцев. – М. : Гардарики,  2002. – 237 с.

6. Преступность, общество, государство : проблемы социогенеза : опыт междисциплинар. теор.-приклад. исслед. / Ю. Е. Аврутин, А. П. Гуляев,  В. М. Егоршин [и др.] ; под общ. ред. В. М. Егоршина. – С-Пб. : фонд «Университет», 2002.  – 303 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"