Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:54, контрольная работа
Впервые преступность в России систематически начала изучаться в рамках социологической школы уголовного права. Первым криминалистом, включившим в науку уголовного права задачу изучения преступности как явления общественной жизни и его причины в 1872г., был профессор Московского университета В. Духовской.
Исторические предпосылки возникновения криминологии как науки. Предмет и задачи криминологии, ее значение для предупреждения преступности.
Исторические предпосылки возникновения криминологии как науки.
Предмет и задачи криминологии, ее значение для предупреждения преступности.
Предупреждение преступности в сфере экономической деятельности.
Задача.
Литература.
Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.
Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности8. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, обращение к потенциальным жертвам в целях профилактики совершаемых в отношении них преступлений пока используется не часто.
Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.
В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономики, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).
Субъектами предупреждения экономической преступности являются:
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;
- органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Контрольное управление при Администрации Президента РФ, Счетная палата, органы Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);
- органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);
- правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по обеспечению экономической безопасности МВД, ФСБ, ФТС);
- общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).
Предупреждением преступлений в сфере экономической деятельности занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений.
Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по обеспечению экономической безопасности. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономики.
Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая: выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности; установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления; обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.
Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами - важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.
Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ борьбы с преступностью в Российской Федерации. Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учетом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.
Среди основных направлений такой программы, на наш взгляд, необходимо выделить: совершенствование правового регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление9.
К правовым мерам, реализуемым такой программой, относятся: существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность; введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственность за криминальную экономическую деятельность.
Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. В новых условиях нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.
III. Задача.
Используя приведенные в таблице данные, определить абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста рецидивной преступности в России за 1989-1997 г.г. по выявленным лицам, ранее совершившим преступления.
Динамика преступности определяется путем расчета таких ее характеристик, как абсолютный рост (снижение), темпы ее роста и прироста, производимого по следующим формулам:10
абсолютный рост (снижение) преступности (А):
А = U – U1 ,
где U - показатель объема (уровня) преступности;
U1 - предшествующее значение того же показателя;
темп роста (снижения) преступности (Тр ) :
U
Tр = ---- х 100%;
U1
темп прироста преступности (Тпр ):
Тпр = Тр - 100%.
Полученные результаты округляем до сотых.
Год |
Число выявленных лиц, ранее совершивших преступления |
Абсолютный прирост к предшествующему году |
Абсолютный прирост к 1989 году |
Темп роста к предшествующему году (%) |
Темп роста к 1989 году (%) |
Темп прироста к предшествующему году (%) |
Темп прироста к 1989 году (%) |
1989 |
214 489 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1990 |
217 433 |
2 944 |
2 944 |
101,37 |
101,37 |
1,37 |
1,37 |
1991 |
226 689 |
9 256 |
12 200 |
104,26 |
105,69 |
4,32 |
5,69 |
1992 |
260 024 |
33 335 |
45 535 |
114,71 |
121,23 |
15,54 |
21,23 |
1993 |
280 000 |
19 976 |
65 511 |
107,68 |
130,54 |
9,31 |
30,54 |
1994 |
300 000 |
20 000 |
85 511 |
107,14 |
139,87 |
9,33 |
39,87 |
1995 |
281 004 |
-18 996 |
66 515 |
93,66 |
131,01 |
-8,86 |
31,01 |
1996 |
313 713 |
32 709 |
99 224 |
111,64 |
146,26 |
15,25 |
46,26 |
1997 |
396 555 |
82 842 |
182 066 |
126,40 |
184,88 |
38,62 |
84,88 |
Литература
1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Малкова В.Д., М., 2006.
2. Криминология. Курс лекций. Михайлова А.В., МИЭП, 2008.
3. Криминология: Учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
4. Криминология: Учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
5. Курганов С. И. Криминология. М., 2007.
1 Михайлова А.В. Криминология. Курс лекций. МИЭМП, 2008, стр. 17
2 Михайлова А.В. Криминология. Курс лекций. МИЭМП, 2008, стр. 17
3 Михайлова А.В. Криминология. Курс лекций. МИЭМП, 2008, стр. 18
4 Криминология. Учебник, под ред. Малкова В.Д., М., 2006, стр. 3
5 Криминология. Учебник, под ред. Малкова В.Д., М., 2006, стр. 3
6 Криминология: Учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004
7 Криминология. Учебник, под ред. Малкова В.Д., М., 2006, стр. 129
8 Криминология. Учебник, под ред. Малкова В.Д., М., 2006, стр. 129
9 Криминология. Учебник, под ред. Малкова В.Д., М., 2006, стр. 131
10 Криминология. Учебник. Малков В.Д., М., 2-е изд., 2006.