Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

1. Биологические (антропологические) криминологические теории (теория прирожденного преступника, концепция умственной отсталости преступников, наследственная предрасположенность, фрейдизм, теория опасного состояния, клиническая криминология и др.).
2. Классификация причин и условий преступности. Различие и соотношение причин и условий по механизму действий на преступность.
3. Расположите по значимости факторы преступности и аргументируйте.

Файлы: 1 файл

Контрольная по криминологии.docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

1) сопутствующие условия, – те, которые образуют общий фон  событий и явлений, обстоятельства  места и времени;

2) необходимые условия, – без  которых событие не могло бы  наступить;

3) достаточные условия – комплекс  всех необходимых условий.

Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности - это демографические, социально-ролевые  и психологические особенности  населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.

Причины и условия тесно связаны  между собой и необходимы для  возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий  не могут породить преступность. Связь  причин и условий называют детерминизмом.

Именно взаимодействие причин и  условий порождает следствие. Так, совершение преступления, квалифицированного по ст. 264 УК (Нарушение правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств), выразившегося в совершении автомобильной аварии, когда водитель в дождливую погоду при плохой видимости превысил скорость и не заметил размытого участка дороги. Причина происшествия - превышение скорости и невнимательность водителя; не будь этого, авария бы не случилась. Дождливая погода и плохая видимость - условия происшедшей аварии; сами по себе они не могут ее вызвать, но и без этих условий авария вряд ли произошла бы.

Таким образом, суть условия и его  отличие от причины состоит в  том, что это явление или процесс, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и во времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения  следствия. Иными словами, причина  порождает следствие, в то время  как условие этому лишь способствует, обеспечивая возможность действия причины.

Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя  не только на причины, но и на условия  преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать  действия причин практически легче  и доступнее, чем устранить причины  преступности.

Разграничить причины и условия  преступности не всегда легко и просто. Такое разграничение больше применимо  в отношении индивидуального  преступного поведения, где можно  с достаточной определенностью  разделить, что породило соответствующий  поступок индивида, а что лишь обусловило ее совершение. На более высоких  уровнях анализа такое разграничение  существенно затруднено, ибо в иерархической взаимосвязи те или иные явления и процессы выступают в одном случае в качестве причины, а в другом - как условие.

Всякое явление, в том числе  и преступность, имеет не только ряд (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению  данного явления. Одни условия имеют  сопутствующий характер - не оказывают  непосредственного воздействия  на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более  существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству  и правонарушениям в сфере  межличностных отношений в коллективе воинской части). Особое значение имеют  необходимые условия, без которых  причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно  осуществлять необходимые мероприятия  по их устранению и нейтрализации, нужны  надлежащие их дифференциация и классификация.

1) По механизму действия они  подразделяются на причины преступления, их условия и криминогенные  факторы (т.е. факторы, порождающие  преступления). Одни из них детерминируют  неблагоприятное нравственное формирование  личности (недостатки семейного,  школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения  и пр.) Другие связаны с внешними  по отношению к индивиду условиями  и ситуациями, способствующими, облегчающими  или даже провоцирующими проявление  антисоциальных взглядов и побуждений  в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники,  злоупотребление алкоголем и  пр.) Первая группа детерминант  больше связана с причинами  преступности, вторая - является преимуществу  условиями совершения преступлений.

2) По уровню (иерархии, субординации) функционирования криминогенные  детерминанты классифицируются: на  общие причины и условия преступности; причины и условия групп преступлений (рецидивных, преступлений несовершеннолетних, корыстных); причины и условия  отдельных конкретных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.

Другой вид уровневого подхода  предполагает выявление причин и  условий преступности (в целом  и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макроуровень), отдельных его социальных групп  и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

3) По содержанию: социально-психологические  (большинство причин преступлений  кроется в психологии преступника); социально-экономические; политические; идеологические; воспитательные; правовые; организационно-управленческие (бесхозяйственность, плохая профилактическая работа по месту жительства).

4) По природе возникновения:  объективно-субъективные (большинство  причин имеют эту природу); объективные;  субъективные. Абсолютно объективных  или абсолютно субъективных явлений  в обществе не существует. Большинство  криминогенных детерминант носит объективно-субъективный характер с преобладанием объективного либо субъективного.

5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные  и опосредованные причины и  условия.

6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный характер).

В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления  социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная  общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.

Причины, влияющие на преступность, могут  также быть:

1) общие - система всех обстоятельств,  при совокупности которых наступает  следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;

2) специфические - часть общей  причины, наличие которой при  определенной ситуации (определенных  условий) приводит к преступлению.

Нельзя говорить, что указанные  причины преступности появились  именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны - они будут там, где есть общество.

Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать  на разных уровнях:

1) индивидуальном - рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;

2) социологическом - здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;

3) философском - самой общей причиной  преступности в любом обществе  можно считать объективно существующие  социальные противоречия (всегда  существует, но не всегда формально,  доминирующий, экономически сильный  класс и его противоположность).

Причиной  отдельного преступления (индивидуального преступного поведения) является взаимодействие негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида и внешних объективных обстоятельств (конкретной ситуации), порождающих намерение и решимость совершить данное преступление либо способствующих этому. Приведенное определение указывает на два уровня взаимодействия личности с социальной действительностью при совершении конкретного преступления: условий нравственного формирования индивида и уровень конкретной ситуации совершения преступления. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются психологические предпосылки, возможность совершения преступления данным лицом. На уровне конкретной ситуации подобная возможность реализуется в действительность. На этих двух уровнях проявляется и связь общесоциальный детерминант преступности с причинами и условиями отдельного преступления. Общесоциальные детерминанты преступности с различными своими сторонами входят" в индивидуальные условия нравственного формирования личности, проявляются в их содержании. И в то же время они определяют конкретные ситуации, в которых сказывается и действует индивид. В свою очередь причины отдельных преступлений отражают на индивидуальном уровне общесоциальные причины преступности и конкретные ситуации, возникающие в реальной действительности. Мы имеем здесь, таким образом диалектическое соотношение общего и отдельного

 

3.   Расположите по  значимости факторы преступности  и аргументируйте:

1.  обострение межнациональных отношений

2. негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой  информации

3. изменение уголовного законодательства и правоприменительной практики

4. усиление миграционных процессов

5. сокращение расходов на учреждения культуры

6. рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций

7. ослабление семейных связей, рост числа разводов

8. усиление социальной напряженности

9. усиление социального и иного неравенства между людьми     

10. бюрократизация госаппарата

11. эффективность правоохранительной деятельности, проявляющейся в показателях раскрываемости преступлений

12.безработица 

 13. инфляция.

 

Изучение причинного комплекса  преступности в современной России свидетельствует о несводимости ее истоков.

В качестве причин этого негативного  явления выступают социальные явления  и процессы, коренящиеся в самом  обществе, имеющие объективный характер, обусловленные закономерностями его  функционирования. В качестве наиболее важных причин и условий современной  преступности выступают указанные  явления и процессы в сферах экономики, социальных отношений, идеологии, а  также политики.

 

1.Обострение межнациональных отношений.

Как показало исследование (2009 год),  большинство опрошенных россиян (54,7%) полагают, что острота межнациональных отношений за последний год и не выросла, и не уменьшилась, а скорее осталась на прежнем уровне. 16,0% опрошенных отмечают определенное улучшение за последний год межнациональных отношений, в том числе 2,2% - существенное улучшение, а 13,8% - некоторое, не слишком существенное. Напротив, 19,1% россиян отмечают за последний год определенное ухудшение, обострение межнациональных отношений, в том числе 4,3% - существенное, а еще 14,8% - некоторое, не слишком существенное. Таким образом,  если суммировать эти результаты, скорее наблюдается некоторое незначительное обострение межнациональных отношений. Кто же в этом виноват? 
Если многие СМИ склонны во всем «тяжком» обвинять скорее русские националистические группировки, обращают внимание на рост ксенофобских и даже фашистских настроений среди россиян, то общественное мнение далеко не готово полностью разделить подобные оценки. 21,9% опрошенных, напротив, готовы возложить основную ответственность за разжигание межнациональной розни на иноязычных иммигрантов, которые зачастую ведут себя вызывающе, занимаются криминалом, не учитывают менталитета и психологии коренного русского населения. 20,1% опрошенных главным виновником ухудшения межнациональных отношений называют российские власти, центральные и местные,  которые ничего не готовы делать для того, чтобы придать массовой иммиграции в Россию цивилизованные формы. И лишь 13,0% опрошенных россиян связывают рост межнациональной напряженности с активизацией русских националистических группировок, ростом нетерпимости среди русских, особенно русской молодежи к иноязычным гражданам. 
Нет единой оценки среди опрошенных и относительно реального масштаба такого явления как русский национализм. 63,7% не знают среди своих знакомых молодых людей никого, кто бы разделял настроения межнациональной нетерпимости, воинствующего русского национализма. 15,7% лично знают одного-двух русских националиста, но считают, что такие настроения – все же – скорее исключение из правил. 11,6% опрошенных знают немало русских националистов среди своих знакомых, и считают явление русского национализма широко распространенным. Еще 6,5%, напротив, лично не знают ни одного русского националиста, но исходя из информации СМИ, считают явление русского национализма широко распространенным. Более широкое распространение национальной нетерпимости среди русской молодежи, чем среди других групп, подтверждает и тот факт, что 17% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет, знают среди своих сверстников немало людей с такими настроениями, и считают подобное явление широко распространенным. 
Что же касается непосредственных организаторов взрыва на рынке «Евразия» в Москве, то отношение к ним со стороны большинства россиян носит сугубо негативный характер.  54,8% опрошенных предлагает их наказать максимально жестко, вплоть до пожизненного заключения. 33,8% выступают за жесткое наказание, но с учетом некоторых возможных смягчающих обстоятельств. И лишь 4,3% опрошенных выступают за максимально мягкое наказание.

Результатом таких противоречий в  экономическом развитии страны являются попытки отдельных лиц удовлетворять  свои материальные потребности антиобщественным, а зачастую и преступным путем. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что экономические факторы воздействуют на поведение людей опосредованно. Они не детерминируют прямо преступных проявлений, а воздействуют на них, преломляясь через структуру  личности преступника.

В экономической сфере особенно криминогенную роль играют противоречия между ростом потребностей людей  и возможностями общества по их удовлетворению.

Среди многообразных признаков, поразивших в последние годы все сферы  нашей жизни, главными являются разрушительная инфляция и глубокий спад общественного  производства, падение производственной активности. Это существенно затрудняет решение проблемы стабилизации экономики  при сохранении общей стратегии  на ее коренную рыночную трансформацию.

 

2.Негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой  информации. Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн. Но он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гуттенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры. 
Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается, но аналогии с поточно-конвейерной индустрией. В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ. СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют "прямые", непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"