Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Письменное контрольное задание
для студентов и слушателей дистанционного обучения

Файлы: 1 файл

криминалогия - opin.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

ПКЗ «Криминология» 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

(кафедра)

КРИМИНОЛОГИЯ

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание  
для студентов и слушателей дистанционного обучения

 

 

 

 

Студент

Голишева Юлия Викторовна _____________________________________

Группа

09418 ______________________________________

Дата

15.05.2012

______________________________________

Подпись

______________________________________

   

Преподаватель

______________________________________

Дата

______________________________________

Оценка

______________________________________

Подпись

______________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск   2012

 

 

 

Тема 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

2. Изложите методику  криминологических исследований.

 

     Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии. Используются следующие общенаучные методы познания:

восхождение от абстрактного к конкретному;

гипотеза;

системно-структурный анализ;

исторический метод;

сравнение;

динамический и статистический методы.

     В криминологии применяется метод познания – системный подход. Этот метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих элементов, а качество объекта определяется не столько набором составляющих его элементов, сколько характером взаимодействия между ними.

     В криминологии применяется и другой общенаучный метод познания – структурно-функциональный анализ. Так, значение профилактики преступности может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер предупреждения преступности.

     Среди конкретных методов для проведения исследований преступности используются статистические и социологические методы.

Статистические методы применяются:

1)для цифровой характеристики  количественно-качественных показателей  преступности;

2)для установления зависимости  между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);

3)для дачи прогноза о тенденциях  преступности;

4)для оценки эффективности деятельности  правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений).

Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в  документах первичного учета, которые  ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре  России к документам первичного учета, содержащим сведения о преступности, относятся:

статистическая карточка на выявленное преступление (форма №1);

статистическая карточка о результатах  расследования преступления (форма  №1.1);

статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2);

статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма  №2);

статистическая карточка о движении уголовного дела (форма №3);

статистическая карточка о результатах  возмещения материального ущерб  и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4);

статистическая карточка о результатах  судебного рассмотрения (форма №6)

     Группировка представляет собой систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам.

Сводка предполагает сведение результатов  обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений.

Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление  полученных данных между собой.

Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшее распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ.

Применение конкретно-социологических  методов:

изучение документов;

опросы в форме анкетирования  и интервью;

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

интервью;

Интервью - беседа, один на участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Разновидности интервью - свободное и стандартизированное.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи(тесты). Три этапа тестирования: выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Анкетный метод - это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголовных делах, по специально разработанной анкете.

Различаются анкеты закрытые и открытые, а также открыто-закрытые анкеты.

Преимущества метода - дает возможность: в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых.

Недостатки метода: дает сведения о мнениях о поступках. и не о самих поступках; вероятна возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопроса.

Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминологические особенности взаимоотношений.

Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются для определения их усредненного значения.

Документальный метод предполагает изучение документов, представляющих интерес в криминологических исследованиях; обобщение судебно-следственной практики;

опросы преступников, других лиц; проведение психологических тестов; социограммы.

Эксперимент и условия. Условия - ограниченность применения в связи с проблемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы.

Наблюдение - процесс визуального восприятия обстановки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное.

При   непосредственном   наблюдении   обстановки (ситуации), имеющей криминологическое  значение, исследователь лимитирует свою деятельность созерцательным наблюдением конкретной ситуации.

При осуществлении включенного  наблюдения исследователь является активным участником изучаемого процесса в коллективе (группе), где о его роли в ряде случаев может быть никому не известно.

Изложенные методы успешно применяются  для разработки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Применение методов: для разработки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

 

ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

1. Дайте общую характеристику  личности преступника.

 

Поскольку причины преступного  поведения заключены в личности преступника, то, чтобы понять их, необходимо изучить эту личность, выявить  те внешние по отношению к ней социальные явления и процессы, которые сформировали ее криминогенные черты. И само преступное поведение нужно изучать не только для его предотвращения или пресечения, но и для понимания его причин. Данное положение очень важное не столько для теории, сколько для профилактической деятельности. Изучение последней показывает, что можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы — предварительного расследования, суд, учреждения, исполняющие наказание, — в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни, те или иные влияния на нее. При изучении личности преступника часто бывает трудно отделить ее от поведения, особенно когда изучаются мотивы, намерения, цели, выбор средств их достижения, принятое решения и т. д. Так, возникновение и развитие мотивов преступного поведения можно рассматривать и в рамках формирования личности преступника, и при анализе внутренних механизмов поведения. Мысли, эмоции, чувства и переживания преступника, реализованные в преступлении, есть в то же время проявления его личности.  
Для криминологии стало аксиомой утверждение, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних, объективных условий и внутренних, субъективных факторов, т. е. среды и личности. Тем самым среда и личность получают равную криминологическую оценку, а поведение предстает лишь как следствие этого взаимодействия. Если придерживаться такой точки зрения и при этом быть последовательным, то вину за последствия преступного поведения нужно поровну возложить на обе стороны — и на среду (конкретную ситуацию), и на самого преступника. Конкретная ситуация — это и очевидцы, и потерпевшие, и условия, в которых совершено преступление, и т. д. Конечно, “вина” потерпевшего бывает тоже велика (например, в результате неосторожного или аморального поведения), но еще никому в голову не приходило наказывать его так же, как и преступника.  
Разумеется, любой человек, поступая, так или иначе, вступает во взаимодействие с окружающими обстоятельствами, воспринимая и оценивая их в соответствии с собственной шкалой ценностей, особенностями своей личности. Это — прописная житейская мудрость, и уже по этой причине научное объяснение преступного поведения не может ограничиться рассуждениями о том, что индивид всегда взаимодействует с ситуацией. Вот почему, не приуменьшая криминогенной значимости внешних условий, особенно способствующих преступлению или провоцирующих его в упомянутом взаимодействии, нужно выделить главную сторону. Ею, конечно, является преступник даже в обстоятельствах, казалось бы, довлеющих над ним, например, при нанесении ему тяжкого оскорбления. Нередко он попадает в жесткую зависимость от обстоятельств. Но это лишь свидетельствует об особенностях данной личности, способной попадать в такую зависимость. Другой человек на его месте постарался бы “уйти” от этих обстоятельств. Если же ситуация действует неодолимо и однозначно может привести только к тому, что его поступки объективно нанесут вред, — преступление неотвратимо. Разумеется, социально-психологическое взаимодействие имеет место и с совершенно нейтральными, “безобидными” ситуациями.  
Таким образом, уяснение причин преступного поведения позволит значительно лучше познать причины преступности, даст возможность делать широкие социальные обобщения, отмечать те общесоциальные явления и процессы, которые ранее не привлекали к себе должного внимания в первую очередь из-за недостаточной изученности факторов, порождающих отдельные преступления. Этот переход от общего к индивидуальному, и наоборот, чрезвычайно важен, в том числе для профилактики преступности выявлением тех узловых моментов, которые подлежат наиболее серьезному предупредительному воздействию 
Отправным пунктом в изучении любой личности является понимание ее как целостного образования, как единства всех свойств и качеств, отражающих взаимосвязь и взаимозависимость личности и социальной среды, в которой эта личность живет и воспитывается и в которой себя проявляет. Понятно также, что ни одно из человеческих качеств, взятое изолированно, не определяет поведения и его направленности, что все качества и свойства индивида прямо или косвенно связаны друг с другом.  
Однако изучение личности как целостного образования представляет собой не анализ ее составляющих, а выявление ее ведущего качества, обладающего возможностями системообразования и в силу этого определяющего остальные ее черты и поведение в целом. Таким качеством может быть, например, агрессивность, обусловливающая и восприятие окружающего мира, и характер поведения, и его направленность. Можно сказать, что у некоторых людей агрессивность является системообразующим качеством, что делает понятным и внутренне целесообразным преступное поведение. Это качество образует сущность данной личности, и если представить себе, что оно устранено, то перед нами будет уже другая личность.  
Те социальные факторы, которые порождают преступность в целом, в каждом конкретном случае определяют преступное поведение следующим образом: во-первых, они создают неблагоприятные условия для формирования личности в семье, школе, иных учебных, а также трудовых коллективах, неформальном общении; во-вторых, они образуют те внешние условия, которые могут способствовать такому поведению.  
Сформировавшись, усвоив определенные нормы и стандарты поведения, взгляды и ценности, субъект на каждом новом витке своей жизни, на каждую возникающую ситуацию реагирует в соответствии с этими усвоенными нормами. Причем появление новых факторов во взаимодействии с внешними обстоятельствами способно внести иногда существенные коррективы в круг представлений субъекта, и на новую ситуацию он может уже реагировать иначе.  
Те личностные особенности, которые сформировались с началом социализации личности и в дальнейшем закрепились в ней, дают возможность понять причины преступного поведения. В частности, они определяют отношение личности к складывающимся ситуациям.  
Следовательно, можно говорить о наличии субъективной причины преступного поведения, которая объективно существует и социально обусловлена. Здесь перерастание внешне социального во внутренне субъективное. Так, например, экономическое и социальное неблагополучие в стране активно влияет на контекст развития семьи, группы и отдельных людей, на отношения между ними, создает трудности и преграды в их жизни. Происходит соответствующее воспитание личности, отторжение ее от нормальных связей и отношений, формирование такой личностной особенности, как тревожность характера.  
Понять причины преступности поможет также учет того, что среди преступников распространены такие негативные личностные особенности, как отчужденность, асоциальность, жестокость, повышенная тревожность, поэтому можно предположить, что в обществе имеются условия, формирующие и поддерживающие именно эти особенности. В этой связи привлекают внимание экономические, нравственные, демографические, культурные и иные явления, характеризующие жизнь общества в целом и приводящие к преступному поведению в каждом конкретном случае. Таким образом, именно в этих явлениях, а не в природных качествах человека заложены причины преступного поведения, хотя игнорировать вышеупомянутые качества не следует.  
Такие генетически обусловленные качества, как предрасположенность к алкоголизму или наркомании, нервным болезням, могут нести существенный криминогенный заряд, если не принимаются специальные меры по их нейтрализации. А это уже зависит от экономических возможностей общества, уровня его нравственного развития, общественных нравов, достижений науки и других обстоятельств.  
Почему же необходимо детально и даже настойчиво определить уровни причинности, имеет ли это существенное значение? Помимо научных целей это важно для решения практических задач, поскольку общество и его правоохранительные органы обязаны четко представлять себе, с антиобщественными явлениями какого масштаба они борются. Несомненно, что общество должно бороться со всей преступностью, а его правоохранительные органы — предупреждать отдельные преступления, расследовать их, определять наказание преступникам, исполнять эти наказания. В определенных границах должна вестись работа по прогнозированию преступности, программированию и планированию борьбы с ней.  
Традиционно это анкетирование уголовных дел, реже — опрос осужденных. Но эти методы при всей их полезности не дают должного представления о живых людях с их страстями, сложностями и противоречиями прожитой жизни и, главное, не раскрывают причин того, что же их в действительности сделало преступниками. Не все криминологи владеют психологическими приемами, помогающими изучать личность, не все подготовлены для проведения бесед с людьми. Не всегда следователь, прокурор, адвокат, суд, воспитатель в местах лишения свободы и даже исследователь-криминолог умеют слушать преступников и вслушиваться в их рассказы о жизни, более того, очень многие считают, что все преступники сплошь лжецы. Между тем преступники лгут обычно тогда, когда правда грозит ухудшить их и без того тяжелое положение.  
Возможности объяснения причин преступного поведения кроются, конечно, не только в конкретных социологических и психологических методах. В не меньшей степени они определяются отношением исследователя к изучаемым явлениям, тем, как он понимает личность преступника, ее природу, что вкладывает в это понятие.

2. Изложите классификацию преступников.

 

 

ТЕМА 4. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

1. В чем заключается  виктимологический аспект характеристики  условий конкретного преступления?

 

"Виктимность помогает объяснить  в силу, каких причин и при  наличии, каких условий некоторые  лица становятся жертвами преступлений, в то время как других эта опасность минует".

Виктимность конкретного индивида представляет собой потенциальную  способность его оказаться в  роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его  личностных качеств с внешними факторами.

Индивидуальная виктимность складывается из личностного и ситуационного компонентов. Индивидуальная виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, от процесса самосохранения человека (общности) детерминируется также антагонизмом между уровнями признания (социальный аспект), возможностей (психический аспект) и притязаний (моральный аспект).

Личностный компонент индивидуальной виктимности – это способность  стать жертвой в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств. Индивидуальная виктимность – это способность,  а повышенная индивидуальная виктимность – это сочетание способности и предрасположенности стать жертвой, причем способность в большей или меньшей степени усиливается наличием предрасположений.

Проблематика виктимности:

а) момент возникновения реальной виктимности;

б) соотношения и зависимости  потенциальной и реализованной  виктимности.

Два типа виктимности:

а) ролевая виктимность – объективно существующая при осуществлении  лицами определенных социальных ролей  в общественной жизни, выражается в опасности для лиц, их исполняющих, независимо от их личностных качеств подвернуться определенному виду преступных посягательств, возникающая лишь в силу исполнения ими такой роли (сотрудник ГИБДД, МОБ, участковый инспектор, ППС, ОМОН, криминальная милиция, РУБОП, УБНОН, ОБЭП, работник прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов);

б) личностно-психологическая виктимность – врожденное либо приобретенное в течение жизни особое личностное качество, выражающая в субъективной способности некоторых индивидов в силу образовавшейся  у них совокупности социально- психологических свойств становится жертвами определенного вида преступлений в условиях, когда имелась реальная и очевидная для обыденного сознания возможность избежать этого.

Каждое седьмое изнасилование малолетних происходит в семье и совершается близкими родственниками.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"