Контрольная работа по "Криминология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Содержание работы

Понятие и общая характеристика механизма индивидуального преступного поведения…………………………..3

Стадии (звенья) механизма преступного поведения……7

Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления…………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………19

Файлы: 1 файл

КР Криминология.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие и общая характеристика механизма индивидуального преступного поведения…………………………..3

 

  1. Стадии (звенья) механизма преступного поведения……7

 

  1. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления…………………………………………………………..14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и общая характеристика механизма индивидуального преступного поведения

 

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Однако если причины  преступности в целом обусловлены  противоречиями социальной среды, то причины  и условия совершения конкретного  преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом, проявляется сложный комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных  жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность (рисунок 1).

 

     ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

     │   Факторы, обусловливающие индивидуальное преступное поведение   │

     └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

                ┌────────────────────────────────────────┐

                │       Социальная действительность      │

                └───────┬──────────────────────────┬─────┘

                        ▼                          ▼

 ┌────────────────────────────────┐  ┌───────────────────────────────────┐

 │    Условия неблагоприятного    │  │             Негативные            │

 │   нравственного формирования   │ │    нравственно-психологические    │

 │           личности             │  │         свойства  личности         │

 └──────────────────────────┬─────┘  └─────┬─────────────────────────────┘

                            ▼              ▼

                  ┌──────────────────────────────────────┐

                  │    Конкретная жизненная  ситуация     │

                  └─────────────────┬────────────────────┘

                                    ▼

                  ┌──────────────────────────────────────┐

                  │    Решение совершить преступление    │

                  └─────────────────┬────────────────────┘

                                    ▼

                  ┌──────────────────────────────────────┐

                  │             Преступление             │

                  └──────────────────────────────────────┘

 

Рисунок 1 – Факторы, обуславливающие индивидуальное преступное поведение

 

Это положение имеет  не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.

Дальнейшее изучение структуры преступного поведения  требует раздельного анализа  каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов  своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.

Из этого следует, что  у взрослого человека все социально  значимые воздействия внешней среды  проходят через его сознание и  личностные особенности, т.е. между  человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев причинной  цепочки коренятся причины совершения конкретного преступления, нужно  рассмотреть их по существу, используя  материалы конкретных криминологических  исследований. Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней среды, и на каком жизненном этапе индивида оказали на него криминогенное влияние, какие психофизические свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию.

         При рассмотрении механизма преступного  поведения внешняя для человека  среда и его личные качества  определяют во взаимодействии, принимая  во внимание все этапы криминального поведения: формирование мотивации, принятие решения о совершения преступления, исполнение принятого решения, посткриминальное поведение. Важно отметить, что соответствующее поведение на каждом этапе - результат взаимодействия среды и человека, совершающего преступление. В момент совершения преступления и ранее среда определяет характеристики человека, он влияет на среду.

Механизм индивидуального  преступного поведения, прежде всего, характеризуется мотивом.

Достижения современной  психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив. Именно в нем отражено то, ради чего совершаются деяния, в чем личностный смысл для субъекта. В мотиве опредмечиваются, конкретизируются потребности, которые изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека обычно полимотивирована, т.е. определяется рядом мотивов, но они не равнозначны. Одни из них являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Образно говоря, личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо утверждение, что она такова, каков мотив ее поведения.

Суммируя сказанное, можно  сделать вывод, что совершение конкретного  преступления является результатом  взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, и внешних негативных обстоятельств, образующих ситуацию преступления (криминогенную ситуацию).

  1. Стадии (звенья) механизма преступного поведения

 

         Социально-психологический механизм  конкретного преступления, как и  любого иного человеческого поступка, складывается из определенных  элементов (звеньев) и этапов  функционирования.

Элементами психологического механизма конкретного поступка являются:

- нравственные свойства  личности, среди которых с этим  поступком непосредственно связаны 

- потребности,

- интересы,

- мотивы,

- цели.

А этапами функционирования механизма являются:

- формирования нравственных  свойств,

- их актуализация,

- принятие поведенческого  решения

- и его реализация.

При криминологическом  анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под  таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Взаимодействие психологических компонентов поведения показано на рисунке 2. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Центральным звеном в  причинной цепочке поведения  является мотив. В качестве первоосновы  формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую эмоциональную окраску в различных чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│      Психологический механизм совершения умышленного преступления     │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 ┌─────────────────┐

 │    Личность     │

 └─────────┬───────┘

           ▼

  ┌─────────────────────────────────────┐

  │ Потребности (материальные, духовные)│

  └──────────┬──────────────────────────┘

             ▼

       ┌──────────┐

       │ Интерес  │

       └────────┬─┘

                ▼

             ┌─────────┐

             │  Мотив  │

             └───────┬─┘

                     ▼

                   ┌─────────────┐

                   │    Цель     │

                   └───────────┬─┘

                               ▼

                             ┌─────────────────┐

                             │  Выбор средств  │

                             └───────────────┬─┘

                                             ▼

                              ┌────────┐   ┌───────────┐

                              │  Воля  ├──►│  Решение   │

                              └───┬────┘   └───────┬───┘

                                  │                ▼

                                  │             ┌────────────────────────┐

                                  └────────────►│         Поступок       │

                                          └────────────────────────┘

Рисунок 2 - Механизм совершения преступления

 

Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно  к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить  мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.

Дальнейшее взаимодействие различных  психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления о средствах ее достижения, месте и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминология"