Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа
Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.
Понятие и общая характеристика механизма индивидуального преступного поведения…………………………..3
Стадии (звенья) механизма преступного поведения……7
Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления…………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………19
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………19
Одной из составных частей
общего причинного комплекса преступности
являются причины и условия индивидуальн
Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом, проявляется сложный комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.
В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.
В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.
Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность (рисунок 1).
┌─────────────────────────────
│ Факторы, обусловливающие индивидуальное преступное поведение │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Социальная действительность
└───────┬─────────────────────
▼ ▼
┌────────────────────────────
│ Условия неблагоприятного │ │ Негативные │
│ нравственного формирования │ │ нравственно-психологические │
│ личности │ │ свойства личности │
└──────────────────────────┬─
▼ ▼
┌─────────────────────────────
│ Конкретная жизненная ситуация │
└─────────────────┬───────────
┌─────────────────────────────
│ Решение совершить
└─────────────────┬───────────
┌─────────────────────────────
│ Преступление │
└─────────────────────────────
Рисунок 1 – Факторы, обуславливающие индивидуальное преступное поведение
Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.
Дальнейшее изучение
структуры преступного
Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.
Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.
Чтобы ответить на вопрос,
в каком из звеньев причинной
цепочки коренятся причины
При рассмотрении механизма
Механизм индивидуального преступного поведения, прежде всего, характеризуется мотивом.
Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив. Именно в нем отражено то, ради чего совершаются деяния, в чем личностный смысл для субъекта. В мотиве опредмечиваются, конкретизируются потребности, которые изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека обычно полимотивирована, т.е. определяется рядом мотивов, но они не равнозначны. Одни из них являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Образно говоря, личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо утверждение, что она такова, каков мотив ее поведения.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, и внешних негативных обстоятельств, образующих ситуацию преступления (криминогенную ситуацию).
Социально-психологический
Элементами психологического механизма конкретного поступка являются:
- нравственные свойства
личности, среди которых с этим
поступком непосредственно
- потребности,
- интересы,
- мотивы,
- цели.
А этапами функционирования механизма являются:
- формирования нравственных свойств,
- их актуализация,
- принятие поведенческого решения
- и его реализация.
При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Взаимодействие психологических компонентов поведения показано на рисунке 2. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.
Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую эмоциональную окраску в различных чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).
┌─────────────────────────────
│ Психологический механизм совершения умышленного преступления │
└─────────────────────────────
┌─────────────────┐
│ Личность │
└─────────┬───────┘
▼
┌─────────────────────────────
│ Потребности (материальные, духовные)│
└──────────┬──────────────────
▼
┌──────────┐
│ Интерес │
└────────┬─┘
▼
┌─────────┐
│ Мотив │
└───────┬─┘
▼
┌─────────────┐
│ Цель │
└───────────┬─┘
▼
┌─────────────────┐
│ Выбор средств │
└───────────────┬─┘
┌────────┐ ┌───────────┐
│ Воля ├──►│ Решение │
└───┬────┘ └───────┬───┘
└────────────────────────┘
Рисунок 2 - Механизм совершения преступления
Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.
Дальнейшее взаимодействие различных
психологических процессов