Криминальная субкультура и ее становление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура. В переводе с латинского термин "субкультура" (sub - под; под чем-то) означает часть основной культуры. Криминальная субкультура - это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга. Криминальная субкультура и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения свободы (здесь она имеет наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях.

Файлы: 1 файл

криминальная субкультура.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

Криминальная субкультура  и ее становление.

 

Важнейшей психологической  характеристикой криминальной среды  является субкультура. В переводе с  латинского термин "субкультура" (sub - под; под чем-то) означает часть основной культуры. Криминальная субкультура - это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.

Криминальная субкультура  и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения свободы (здесь  она имеет наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях. Например, в профессионально-технических  училищах и даже в общеобразовательной  школе, где есть авторитеты и "изгои"; в армии и военном училище, где распространена "дедовщина"; на предприятии и стройке, где  работает много бывших осужденных; на дискотеке и в казино, где  завсегдатаями или, по крайней мере, частыми гостями являются преступные элементы.

Криминальная субкультура  сплачивает правонарушителей, выступает  в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает  добропорядочность населения, блокирует  процесс социализации молодежи, формирует  общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает  положительный имидж некоторым  категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным  органам в их задержании. Другими  словами, криминальная субкультура  является основным механизмом криминализации общностей и, прежде всего, молодежной среды.

Говоря об истоках  криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в  частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура - это все  же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу ("мы" - "они").

Разработка мер  по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью предполагает понимание  психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры.

Основные элементы криминальной субкультуры. Центральным  элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система  неписаных социальных ценностей  и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей  следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство  гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово  и другие нравственные ценности.

Собственность как  социальная ценность - это краеугольный камень межличностных отношений  в современной криминальной среде. Проблема в том, что между старыми (советского периода) ворами и молодой "российской братвой" возникают существенные разногласия в вопросе использования криминально добытых денег, распределения так называемого "общака" и т.п. Это приводит к возникновению криминальных разборок, сопровождающихся убийствами.

Рост числа убийств  в Казахстане, даже воров, указывает на то, что такая социальная ценность, как "человеческая жизнь", существенно девальвирована. Если в дореформенный период большинство криминальных элементов придерживалось правил: "Не носить холодного оружия", "Не совершать убийств" и т.п., то в настоящее время для многих преступников (и не только их) главная жизненная ценность - материальные блага, собственность, для приумножения которых хороши все средства, в том числе лишение жизни других людей. Средства массовой информации переполнены подобными сообщениями, что еще отрицательнее сказывается на правосознании граждан.

Для криминальной субкультуры  такие социальные ценности, как чувство  гражданского долга, любовь к Родине - не типичны. Однако опыт Великой Отечественной  войны показал, что когда Родина оказалась в опасности, многие преступники  проигнорировали воровские требования - "не служить в армии, не брать  в руки оружие", порвали с криминальной средой и пошли на защиту Отечества.

Претерпело изменение  в криминальной субкультуре и  отношение к семье как социальной ценности. Прежние авторитетные преступники  не имели права "связывать" себя семейными узами, а современные  воры считают своим долгом не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.

Специфический смысловой  оттенок в криминальной среде  приобретают нравственные ценности: "порядочность", "честность", "свобода", "ответственность  за данное слово" и т.п. Например, все осужденные, за небольшим исключением, ценят свободу (не случайно существует даже клятва "Век свободы не видать"). Однако "порядочный" осужденный не имеет права освобождаться досрочно, сотрудничать с администрацией. Достаточно высока ответственность преступных элементов друг перед другом за данное слово, за высказанную оценку в адрес  другого. Причина этого не в их высокой нравственности (по отношению к законопослушным гражданам эти ценности абсолютно не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии следует нести ответственность и более сурово, чем по законам правового государства.

Для реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания  виновных в преступной среде вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения. Их основная функция - регулировать взаимоотношения  и поведение представителей криминального  сообщества. Криминальные нормы - это  важнейший элемент субкультуры. Они регулируют все сферы жизнедеятельности криминального сообщества: социальный статус его членов и их права; отношение к правоохранительным органам и администрации исправительных учреждений; поведение в местах лишения свободы и в быту; отношение к труду; порядок разрешения межличностных конфликтов; ритуалы приема новых членов в преступное сообщество ("прописку"); порядок проведения "сходок" и коронации "воров в законе" и т.д.

В качестве механизма  поддержания криминальных норм существует система санкций по отношению  к лицам, допускающим их нарушение. Это и простое порицание за незначительные и неосознанные отступления  от предписаний и понижение в  статусе (например, могут "опустить" за неоправданную жестокость "к своим"), физическое воздействие и даже лишение жизни. Поэтому мотивом соблюдения криминальных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх наказания.

Специфическим элементом  криминальной субкультуры выступает  стратификация, т.е. деление людей  на условные иерархические группы в  зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде. Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением  общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальнои среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы.

1.Лидеры криминальной  среды и их последователи (злостные  нарушители режима, наиболее агрессивные  личности).

2. Середняки ("мужики") - считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально, но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению.

3. Актив - представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей - не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде осужденных они не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Но их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.

4. Отверженные - осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется и администрацией учреждения. Эта группа не однородна: в нее входят осужденные, допустившие нарушение обязательных криминальных норм (например, те, что воровали продукты питания у своих - "крысятники"); не прошедшие "прописки" при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые ("чушки"); заподозренные в доносительстве ("стукачи"); склонные к мужеложеству, изгнанные из более высокой страты и т.п.

Среди молодежи, несовершеннолетних иерархия страт носит еще более  дифференцированный характер.

Один из специалистов по изучению криминальной субкультуры  молодежи В.Ф. Пирожков отмечает, что  стратификация налагает существенный отпечаток на психологию личности и  обладает рядом свойств: жестким  делением на "своих" (соблюдающих  криминальные нормы) и "чужих" (нарушающих криминальные нормы); ролевыми предписаниями  и экспектацией (ожиданиями) в зависимости от принадлежности к той или иной страте; наличием клеймения (ярлыков, кличек), отражающего социальный статус представителей преступного сообщества ("Пахан", "босяк", "чушка" и т.п.); автономностью функционирования каждой страты, невозможностью, запретом дружеских контактов между представителями нижних страт; относительной устойчивостью криминального статуса; ограниченным продвижением вверх (самых достойных) и легкостью "скатывания" вниз ("изгой" никогда не может продвинуться вверх); субординацией межличностных отношений между представителями различных страт; наличием у высшей "касты" определенных привилегий ("мелких исключений").

Специфическим элементом  криминальной субкультуры выступает  криминальное общение и, в частности, такие средства, как жаргон, клички, татуировки. Жаргон - это условный язык. Главная его функция - скрыть для  окружающих смысл передаваемой информации. В Российском государстве зарождение криминального жаргонизма связывают  в одних случаях с появлением волжских разбойников, в других - с  особенностями общения офеней (торговцев - разносчиков мелкого товара). Последние  с целью мошенничества использовали в общении между собой тайный язык, чтобы вводить в заблуждение  обычных граждан. Отсюда до настоящего времени в криминальной субкультуре  сохраняется выражение: говорить "по фене", т.е. на жаргоне. На Руси криминальный язык известен и под названием "блатная музыка". По словам В.И. Даля, эта "музыка" была разработана столичными мошенниками, карманниками и ворами разного промысла, конокрадами и барышниками.

Современный криминальный жаргон характеризуется большой  распространенностью, его элементы используются не только в среде явных  преступников, но и даже среди сотрудников  правоохранительных органов и депутатов  Госдумы; неоднозначностью (одно и то же слово может иметь различные  жаргонные значения, например, слово "доносчик" имеет 125 жаргонных выражений, а "проститутка" - 180); динамичностью (жаргон меняется в зависимости от социально-экономических изменений, научно-технического прогресса и других факторов).

Клички - это персонифицированная  форма жаргонного обращения к  представителям криминального сообщества. Кличка не только заменяет фамилию, имя  человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет одновременно оценочную функцию ("хороший", "плохой", "злой", "добрый" человек). Авторитетный преступник никогда  не может иметь оскорбительных кличек.

Истоки кличек могут  отражать различные свойства личности криминальных элементов: имя или  сокращенную фамилию ("Леха" - Алексей; "Боб" - Бобков; "Савоська" - Савоскин и т.д.); физические особенности ("Горбун", "Хромой", "Костыль", "Очкарик" и т.п.); статус личности ("Пахан", "Король", "Бриллиант" - высокий статус; "Леди", "Петух", "Помойка", "Жаба" - низкий статус); специфику преступной деятельности ("Робинзон" - вор-одиночка, "Пляжник" - пляжный вор, "Фунт" - валютчик, "Баклан" - хулиган, "Джек Потрошитель" - сексуальный убийца) и др. Зная кличку, можно более оперативно найти нужного человека и составить его предполагаемый психологический портрет.

Если жаргон, кличка - это вербальные атрибуты общения  в криминальной среде, то татуировка - знаковое, невербальное средство передачи информации. Можно выделить следующие  типы татуировок, указывающие на:

1) принадлежность личности к той или иной страте: а) авторитетные - крест на груди, один или два погона (эполет); восьмиконечная звезда на груди (вор-рецидивист); шестиконечная звезда на коленях ("Никогда не встану перед судом на колени"); изображение церкви ("Тюрьма для вора - дом родной" или "Чист перед Богом"); перстень с пиковой мастью и др.; б) пренебрегаемые - точка (мушка) под глазом или глаза на ягодицах - пассивный гомосексуалист (для "клеймения" данной категории криминальных элементов имеется более десяти татуировок); точка (мушка) между бровей - "помойка", "неряха"; точка на носу - доносчик, осведомитель; точка на подбородке - ворует у своих ("крысятник"); точка на мочке уха - "опущен", так как нарушил слово; перстень с изображением цифры шесть или шести точек, как в домино, - "шестерка"; в) нейтральные: мужицкий перстень (ромб с вертикальной чертой в середине);

2) характер совершенного преступления: а) преступники сексуально-эротической ориентации: бюсты женщин, голые женщины, половые органы, циничные надписи. Они наносятся, как правило, на закрытых участках тела; б) судимые за кражу, карманники: крестовая масть в виде перстня на пальце и других частях тела; "шахматный перстень" из четырех квадратов; в) судимые за грабеж: перстень с изображением Андреевского креста на черном фоне;

3) агрессивный характер личности или совершение насильственных преступлений: изображение зверей с оскалом, гладиаторов, скелетов, гробов, черепов, кинжалов с пронзенными погонами, сердцем и др.

На основе татуировок можно получить информацию о количестве судимостей, отбытом сроке в местах лишения свободы и месте отбывания  наказания.

Криминальное общение  характеризуется и специфическими способами передачи информации. К  ним относятся перестукивание в  тюрьме; визуальное общение на пальцах (тюремный семафор или ручная "феня"); передача информации через положение сигареты при курении, формы затяжки, выпуск дыма и т.д.

Информация о работе Криминальная субкультура и ее становление