Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:19, реферат
Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник – государственная казна, если не законен – то это собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо.
Введение.........................................................................................................2
Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности..................................................................................................5
Криминогенные факторы, обусловливающие коррупционную преступность, и меры предупреждения....................................................13
Заключение..................................................................................................19
Список использованных источников........................................................20
При анализе коррупции
следует иметь в виду, что она
не всегда является уголовно-правовым
явлением. В зависимости от степени
общественной опасности деяний коррупционного
характера возникает как
Дисциплинарные коррупционные
проступки обычно проявляются в
таком использовании служащим своего
статуса для получения
К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:
• принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и родственников этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами;
• принятие в дар (и дарение) подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.
К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.
Преступлениями
коррупционного характера являются
предусмотренные уголовным
К преступлениям
коррупционного характера относятся
в первую очередь предусмотренные
уголовным законодательством
• воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
• незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
• подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
• коммерческий подкуп;
• получение взятки;
• дача взятки;
• провокация взятки либо коммерческого подкупа;
• подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.
Кроме того, к
этим преступлениям относятся и
иные предусмотренные уголовным
законодательством следующие
• невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
• регистрация незаконных сделок с землей;
• контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;
• злоупотребление должностными полномочиями;
• злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;
• превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;
• незаконное участие в предпринимательской деятельности;
• служебный подлог.
Особенностями коррупционной преступности являются:
• непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
• специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
• использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
• наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
• относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
• несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
• тесная связь с организованной преступностью, представители которой выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
• повышенная общественная опасность.
Таким образом, коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.
Криминогенные факторы, обусловливающие коррупционную преступность, и меры предупреждения.
Коррупционная преступность во многом предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны (кризис и нестабильность развития экономики, существование ее «теневой» составляющей, «дикого» рынка, криминального бизнеса, неразвитость форм правового регулирования рыночных отношений, падение нравственности, снижение уровня правосознания населения и т.п.).
В то же время для анализируемой преступности присущи и особенно значимы специфические причины и условия ее существования и развития, связанные преимущественно с государственной, муниципальной и иной службой.
Среди этих факторов
следует выделить те из них, которые
связаны с особенностями
Выделяя служебную среду в качестве продуцирующего коррупционную преступность фактора, особое внимание необходимо обратить на: а) условия службы; б) существующий тип управления; в) социально-психологическую обстановку в коллективе.
Существующие в настоящее время условия службы большинства чиновников, размер оплаты их труда, не позволяющий достойно жить им и их семьям, к сожалению, зачастую влияют на формирование корыстной мотивации служащих, провоцируют их на совершение преступлений.
Наличие во многих учреждениях ситуативного (а не нормативного) типа управления, позволяющего служащим решать многие вопросы по своему усмотрению, а также распространенность не уведомительного, а разрешительного порядка решения физическими и юридическими лицами тех или иных своих проблем способствуют практической реализации чиновниками их корыстной мотивации.
На коррупционную преступность серьезно влияет и существующая в учреждениях социально-психологическая обстановка, признание коррупции в среде служащих нормальным явлением.
Большое значение
в системе детерминант
К числу этих характеристик относятся такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.
На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:
• изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;
• наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;
• некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;
• ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;
• наличие дорогостоящих привычек и интересов;
• желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.
Одним из существенных
условий, способствующих совершению коррупционных
преступлений, являются недостатки организационно-
Существование
недостатков социального
Недостатки социального контроля проявляются также и в неполной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение коррупции (Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», принятого в 2003 г.; Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ в 2002 г.), в отсутствии четко определенного механизма их исполнения.
Не в полной мере соразмерна тяжести содеянного установленная законом ответственность лиц, виновных в совершении должностных и коррупционных преступлений. Так, за получение и дачу взятки, коммерческий подкуп возможно назначение виновному уголовного наказания в виде штрафа.
В борьбе с коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц.
Мерами такого предупреждения являются:
• совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью (принятие Закона «О противодействии коррупции»; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющих ежегодное представление каждым государственным служащим исчерпывающих сведений о его доходах и собственности; принятие правового акта, регулирующего порядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и правоохранительных органов при проверке достоверности сведений, представляемых лицами, назначенными на государственные должности);
• совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни;
• совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;
• разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;
• осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений;
• обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;
• повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;
Информация о работе Криминологическая характеристика коррупции