Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:49, реферат

Описание работы

Масштабность проблем борьбы с преступностью, динамизм обстановки, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют актуальность комплексного прогнозирования развития ситуации. Без этого нельзя достичь точности и своевременности в определении целей и задач в сфере борьбы с преступностью, их соотношений и приоритетов; нельзя установить необходимые объемы и интенсивность мер предупреждения, уголовно-правового, пенитенциарного, а также уголовно-политического воздействия на преступность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью…………………………………………………....…4
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

     Реальное  проявление криминологического планирования может иметь место в общих  государственных системах экономического и социального развития страны (например, по управлению миграционными процессами, по развитию системы образования, культуры, спорта и т.д.), в детализированных планах борьбы с преступностью правоохранительных органов (как по отдельным ведомствам – КНБ, МВД, юстиция, прокуратура и т.д., так и совместно), в определенных целевых программах по отдельным направлениям предупреждения преступности (среди несовершеннолетних, молодежи, рецидивной, групповой, «пьяной» преступности и т.д.)6.

     В какой бы форме ни проявлялось  планирование, оно должно отвечать принципам обоснованности, реальности, координации, исключения дублирования, ответственности исполнителей, отчетности для выявления недостатков в планировании и учета их на будущее.

     Структура планов предупреждения преступности может  быть различной в зависимости  от целей и задач, объема и методов  исследования, причин и условий, мер предупреждения преступности. Ведомственные и межведомственные планы правоохранительных органов уже выработали определенную структуру – общую, специальную и заключительную части.

     В общей части плана предусматриваются  краткий анализ состояния преступности, цель, задачи и профилактические меры без специализации в зависимости от видов преступлений, правоохранительная работа среди населения, выработка и представление предложений в различные органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, в том числе и по созданию тех или иных профилактических подразделений, мер по информационному и методическому обеспечению профилактики, привлечению сил научно-исследовательских коллективов. В специальной части указываются основные, приоритетные направления борьбы с преступностью и соответственно меры их обеспечения. Заключительная часть плана содержит в основном ресурсные источники, порядок и срок реализации результатов выполнения намеченных мер.

     Роль  прогнозирования в сфере борьбы с преступностью состоит в том, чтобы искать и обосновывать цели борьбы с преступностью, определять целесообразный объем репрессии и превенции, разрабатывать сценарии пенитенциарной и уголовной политики. К примеру, обзор футурологических сценариев даёт основание констатировать появление общемировой цели уголовной политики: борьба за выживание человечества, животного, растительного и технократического мира, а значит, за спасение будущего путём удержания людей от саморазрушительных действий уголовно-правовыми, пенитенциарными, превентивными и репрессивными мерами. Поэтому очевидно, что конструктивное значение уголовной политики заключается в трёх моментах. Во-первых, остановить опасные тенденции в развитии общества и государства. Во-вторых, обеспечить социально-правовой контроль над ними. В-третьих, способствовать воплощению созидательных возможностей социального организма в деле борьбы с преступностью, в первую очередь, превентивными мерами. Это становится возможным путем определения приоритетов в сфере борьбы с преступностью, разработки соответствующей уголовной политики, реформирования пенитенциарных мер, совершенствования управления практикой правоохранительных органов по применению уголовного и иного законодательства.

     Для выполнения задач борьбы с преступностью  руководители правоохранительных органов обязаны систематически анализировать практику применения мер уголовно-правового воздействия на преступность, прогнозировать ее состояние в будущем и планировать меры по повышению эффективности такого воздействия. Следует иметь в виду, что меры уголовно-правового воздействия на преступность — это деятельность правоохранительных органов по предупреждению, пресечению правонарушений и реализации уголовной ответственности, обладающая следующими признаками: 1) она основана на уголовных и иных законах, регулирующих борьбу с преступностью; 2) каждая мера воздействия имеет относительно самостоятельные цели, подчиненные в конечном итоге целям уголовного закона и уголовной политики государства.

     Уголовно-правовая футурология в своих комплексных прогнозах учитывает, как правило, четыре группы мер воздействия на преступность: уголовно-правовые меры предупреждения преступлений; уголовно-правовые меры пресечения преступлений; уголовно-правовые меры реализации уголовной ответственности и иные меры воздействия на преступность7.

     Самое трудное в юридической практике — это оценивать эффективность каждой из этих мер в целом и в отдельности. Выработка критериев оценки эффективности той или иной деятельности в сфере борьбы с преступностью - весьма сложное дело, а поэтому управляющий субъект, как правило, уклоняется от этой задачи либо устанавливает рассматриваемые оценки самостоятельно, то есть на основе субъективизма. При разработке комплексно-синтезированных прогнозов в сфере борьбы с преступностью имеется непосредственная возможность определять подобные критерии, помогать разрабатывать и рекомендовать их к применению.

     Следует отметить, что часть мер уголовно-правового  воздействия применяется в отношении  любых преступлений и правонарушителей (например, пропаганда уголовного законодательства). Другие меры уголовно-правового воздействия необходимы и возможны в процессе борьбы с отдельными видами и группами преступлений и отдельными категориями правонарушителей. В любом случае, прогнозный анализ и сам прогноз применения таких мер в рамках уголовно-правовой футурологии желателен, если даже не обязателен.

 

     

Заключение 

     В заключение работы необходимо сделать  следующие выводы:

     1. Прогнозирование в сфере борьбы с преступностью — закономерное явление современного общества, возникновение которого обусловлено изменениями в уголовной политике и в системе управления под воздействием преобразований в общественном производстве, общественных отношениях, в т.ч. в связи с изменениями тенденций современной преступности, ее структуры и динамики.

     2. Прогнозирование в сфере борьбы с преступностью как важное направление и средство обеспечения разработки уголовной политики и вид управленческой деятельности требует научного обоснования. Его методологическая база, основанная на диалектико-материалистическом подходе, системности и историзме, отражает современную концепцию миропонимания.

     3. Концептуальной основой прогнозирования в сфере борьбы с преступностью является усвоение общей политической (экономической, социальной, уголовной и т.п.) доктрины страны; тщательный анализ и выявление закономерностей, а так же состояния преступности, уголовного и смежного с ним законодательства и правоприменительной деятельности; выбор стратегий и приоритетов, принципов и моделей борьбы с преступностью; определение необходимого и достаточного прогностического информационного пространства; разработка комплексного, многовариантного прогноза воздействия на преступность.

     4. Исходным пунктом разработки прогнозов в сфере борьбы с преступностью является обоснование концепций социально-правовых проблем воздействия на преступность, то есть выбор стратегии исследования проблемной ситуации в сфере борьбы с преступностью и определение комплекса мер управленческого воздействия на неё. 

 

     

Список  литературы 

  1. Аванесов, Г.А. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. / Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин - М., 1972.
  2. Аверьянова, Т.В. Криминалистика: Учебник для вузов. / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. Под. ред. Р.С. Белкина. – 2-е изд. – М., 2003.
  3. Алауханов Е. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008.
  4. Балашов, Д.Н. Криминалистика: Учебник. / Н.М. Балашов, С.В. Маликов — М.: ИНФРА-М, 2005.
  5. Белкин, Р.С. Курс криминалистики. / Р.С. Белкин Т. 2. - М., 1997. С. 420-440
  6. Горшенин, Л.Г. Основы теории криминалистического прогнозирования. / Л.Г. Горшенин - М.: 1993.
  7. Криминалистика. / Под общей ред. У.П. Ищенко и А.Г. Филиппова. – М., 2007.
  8. Новичков, В.Е. Прогнозирование в сфере борьбы с преступностью в современной России. Автореф. дисс. д.ю.н. – М., 2005.
  9. Новичков, В.Е. Уголовно-процессуальное, криминалистическое и оперативно-розыскное прогнозирование как перспективные отрасли, обеспечивающие комплексный подход в борьбе с преступностью // Уголовно-правовые и процессуальные проблемы отправления правосудия в современной России: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 29-31 мая 2003 г. –Курск,  2003. – С. 100-105.
  10. Савельева, М.В. Криминалистика. Учебник. / М.В. Савельева, А.Б. Смушкин – М., 2009.
  11. Садоха, С.Л. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью // Уголовное право и современность. Сб. науч. трудов. – М., 2002.

Информация о работе Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью