Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:10, реферат
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие, виды и значение прогнозирования преступности
1.1 Прогнозирование преступности
1.2 Классификация прогнозов
1.3 Задачи научного прогнозирования преступности
1.4 Планирование предупреждения преступности
2. Методы прогнозирования преступности
3. Планирование борьбы с преступностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью1 .
4. Прогнозирование
преступности теснейшим
Прогнозирование преследует цель выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо, наоборот, увеличению) преступности, а план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т.д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его научную сущность по содержанию; прогнозирование - лишь предварительная стадия выработки и принятия управленческого решения.
Прогнозирование является
научной основой для
# 2. Методы прогнозирования преступности
Будучи частью социального
предвидения, прогнозирование преступности
черпает свои методы из других наук
и применяет их в соответствии
со спецификой объекта своего исследования.
Для прогнозирования
Для предсказаний изменений в динамике и структуре преступности наиболее распространён в настоящее время метод экстрополяции. Метод экстрополяции предназначен для поиска показателей будущего, исходя из того, что тенденции прошлого и настоящего будут действовать и далее. Анализ показателей динамики преступности и отдельных её видов за ряд предшествующих лет позволяет выявить тенденцию изменения данных показателей (уменьшение или увеличение коэффициентов преступности). На основании этого посредством социальных математических расчётов можно определить, как будут изменяться коэффициенты в будущем. Недостаток данного метода состоит в том, что до настоящего времени не определены точно сроки, в течении которых прогнозируемые показатели обнаруживают высокий уровень достоверности. Кроме того, метод экстраполяции даёт достаточно точные результаты при условии относительной стабильности действия факторов. Как правило, этот метод применяется только при краткосрочном прогнозировании (на срок не более 1-3 лет).
Более сложен метод моделирования. Он предполагает построение количественной модели преступности, отражающей её зависимости от действия ряда факторов. Подставив в модель значение факторов преступности на планируемый период, определяют будущее состояние преступности. Сложность этого метода состоит в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени их связи с преступностью. Однако по некоторым факторам такие модели построить можно. В частности, возможен прогноз преступности на основе демографического прогноза изменений в численности и структуре населения. Данные о социально-демографическом составе правонарушителей накладываются на предполагаемую демографическую структуру - и определяется вероятный уровень преступности.
Точность подобных
предвидений можно увеличить
посредством сочетания методов
экстрополяции и моделирования с методом
экспертных оценок. Он заключается в сборе
мнений специалистов о возможном изменении
тенденций и закономерностей преступности
на планируемый период. Существуют строгие
процедуры сбора мнений экспертов, их
анализа и расчёта экспертных оценок.
Наибольшей популярностью среди методов
экспертизы пользуются так называемый
дельфийский метод (“метод Дельфи”)разработанный
в США. По этому методу опрос экспертов
производится следующим образом: вопросы
ставятся экспертом так, чтобы они имели
какую-то количественную характеристику;
опросы проводятся в несколько туров,
в ходе которых вопросы и ответы уточняются;
при отклонении прогнозов от мнения большинства
эксперты обосновывают свое мнение. В
ходе экспертизы возможно привлечение
дополнительных экспертов.
Таким образом формируется сеть экспертов,
которая может использоваться для повторной
экспертизы1 .
Применение сравнительного
метода основывается на положении об
относительной повторяемости
Метод социального
экспериментирования в силу ограничения
практического и нормативного характера
применяется редко и в
Методы экстрополяции, моделирования и экспертных оценок применялись в органах внутренних дел в 1970 г. при прогнозе преступности на 5 лет в нашей стране. Сопоставление прогноза с фактическими данными показало, что прогноз по тяжким и наиболее распространённым преступлениям оказался достаточно точным. Вместе с тем по некоторым другим видам преступлений отклонения от прогнозируемых показателей оказались достаточно значительными.
Интересный опыт прогнозирования
преступности в масштабах района
накоплен в Ленинграде. Используя
методы экстраполяции, экспертных оценок
и математических моделей, работниками
органов внутренних дел были изучены
внутригодовые колебания
Таким образом, в криминологической
литературе и на практике имеется
определенный опыт проведения прогностических
исследований. Однако возможности их
конкретно и широкого использования
в современных условиях ещё ограничены
как из-за сложности и несовершенства
имеющихся методик, так и в
силу необходимости учёта интенсивно
развивающихся изменений в
# 3. Планирование борьбы с преступностью
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.
Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.
Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность
в сфере борьбы с преступностью
могут приносить
Известно, что преступность
представляет собой многофакторный
социальный феномен, обусловленный
комплексом негативных общественных явлений
и процессов. Причём каждое из этих
явлений и процессов действует
не изолированно, а во взаимодействии.
Составные части
Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.
Совершенствование процесса
предупреждения преступности в рамках
и на основе планирования экономического
социального развития является одним
из перспективных направлений
Органически сочетая в себе общие и специальные
мероприятия различного характера, планы
экономического и социального развития
комплексно решают задачу устранения
и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих
преступность, что обеспечивает дальнейшее
укрепление общественных отношений. Планирование
позволяет осуществлять предупредительную
деятельность не стихийно, от случая к
случаю, а на базе глубоко продуманных,
целенаправленных мер с учётом конкретных
условий, возможностей и средств того
или иного региона. На основе планов объединяются
и координируются усилия всех организаций
и органов, что является предпосылкой
значительной активизации и избежания
дублирования в их деятельности1 .
В то же время, как
показывает анализ практики, существует
ряд общих недостатков, отрицательно
сказывающихся на эффективности
этой формы планирования предупреждения
преступности. К ним , в частности, относятся:
1) недооценка криминологических проблем
при разработке и осуществлении экономических,
политических, идеологических и иных общих
мероприятий планов; 2) неупорядоченность
соотношения ведомственных, межведомственных
планов и криминологических разделов
планов социального развития, что приводит
к дублированию и в ряде случаев к безответственности
при выполнении мероприятий планов; 3)
отсутствие систематического контроля
за реализацией мероприятий криминологического
раздела плана со стороны государственных
и общественных организаций, права и обязанности
которых в этой части нормативно не регламентированы;
4) разработка криминологических разделов
планов без предварительных (предплановых)
исследований преступности путем простого
сведения в рамках одного документа малообоснованных
мероприятий, касающихся некоторых сторон
деятельности административных органов;
5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего
процедуру разработки, согласования и
контроля за выполнением мероприятий
криминологического раздела плана.
Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).
Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.
Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
Назрела потребность
разработки методологических и методических
основ определения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, в объеме
1-й контрольной работы трудно полностью
осветить такую глубокую и обширную
тему как КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
однако фундаментальные понятия и базовые
положения в указанной работе приведены.
Несмотря на то, что правотворческий подход
к выводам и результатам криминологических
исследований в российском и в украинскому
законодательстве несколько отличаются
друг от друга, но эти отличия не столь
существенные и к тому же по ряду объективных
и субъективных причин российская правотворческая
мысль немного опережает украинскую, что
дает нашим законодателям использовать
положительный опыт накопленный российскими
юристами после принятия тех или иных
нормативных актов, и избегать ошибок,
обязательно встречающихся на таком тернистом
пути как правотворчество.
Информация о работе Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью