Личность преступника (понятие, структура, типология)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 07:12, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение личности преступника именно с криминологической точки зрения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.раскрыть понятие личности преступника;
2.рассмотреть структуру личности преступника;
3.обозначить основные классификации и типологии личности преступника

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . 3
Понятие личности преступника . . . . . . 5
Структура и основные черты личности преступника . . . 9
Классификация и типология личности преступника . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . 27
Библиографический список . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

К.раб. криминология зима 2015.docx

— 55.82 Кб (Скачать файл)
    1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;
    2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;
    3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникаций (теле-, кино-и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;
    4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;
    5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом – оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;
    6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;
    7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания;
    8. Хотя преступность – это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и преступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.

Из теории дифференцированной ассоциации Кресси сделал следующие выводы:

- необходимо существенно  улучшить практику и условия  воспитания в семье, школе, профессиональном  коллективе и группах совместного  проведения досуга;

- нельзя вместе содержать  впервые осужденных вместе с  рецидивистами;

- группы по перевоспитанию  нужно организовывать по принципу  «…чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому…»;

- можно создать и сохранить  общество, лишенное преступности, благодаря  системе поощрений.

Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры.

Объектом криминологического изучения являются отдельные лица, совершающие преступления; различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты); различные криминологические типы преступников.

Задача такого изучения – вычленить круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие  к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки.

Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края  или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным отделам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.

Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:

- среди преступников значительно  больше мужчин, чем женщин. Однако  в некоторых видах преступлений  доля женщин выше, чем в преступности  в целом, например, среди виновных  в хищениях чужого имущества  путем присвоения, растраты или  злоупотребления служебным положением  в сфере торговли и бытового  обслуживания и некоторых других;

- возрастная характеристика  преступников позволяет делать  выводы о криминогенной активности  и особенностях преступного поведения  представителей различных возрастных  групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте от 18-40 лет (до 70 – 75 %). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25- 29 лет, затем следуют 18-24-,14-17-летние, и, затем, 30-40-летние. Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет – это чаще всего кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта;

- семейное положение родителей  и то, каким методами они осуществляют  воспитание будущих членов общества, оказывает влияние на формирование  личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов девиантного поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызвать особое внимание;

- коэффициент преступности  среди не состоявших в браке  почти в два раза выше, чем  среди состоявших (хотя это объясняется  тем, что значительную долю преступников  составляют молодые люди  не  успевшие обзавестись семьей). В  целом распространенность преступности  среди холостяков и одиноких, выше, чем среди лиц, имеющих семьи. В большинстве случаев семья  стимулирует позитивное поведение  и выполняет функции социального  контроля.;

- особое внимание необходимо  обращать на трудовую деятельность  до совершения преступления (здесь  характерна частая смена месса  работы и учебы, большие перерывы  в трудовой деятельности и  пр.). Следует отметить большую  категорию в их контингенте  лиц без определения занятий. Среди неработающих достаточно  велика доля преступников – рецидивистов;

- характеристика уровня  образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой  личности, с её социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для из реализации. Уровень образования преступников в целом немного ниже, чем у законопослушных граждан. Причем, особо низка доля лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – среди совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием, служебным положением;

- современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, социальной роли (положением  в обществе и принадлежности к определенным социальным группам), социальному статусу (в соответствии с которым от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение же ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом, либо личностью и её окружением);

- среди характеристик  личности преступников особого вниманию заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть рецидивистов составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех или же сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершивших ранее кражи;

- особое отношение к  закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям;

- лидерскими способностями  и ярко выраженной индивидуальностью  обладают немало преступных личностей. Эти качества в сочетании с негативно искаженными ценностными ориентациями, нравственными и правовыми взглядами обычно выделяют лидеров преступных групп и преступных организаций, являясь общественной характеристикой последних. Эти же качества могут быть основанием для классификации преступников, показателем их общественной опасности и общественной опасности того или иного вида преступного поведения. Лидерские качества означают не только умение руководить людьми и подчинять их себе любыми средствами, но и эмоциональную холодность, равнодушие к другим участникам преступной группы или преступной организации, общую направленность преступной активности группы.

Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, расы, национальности  и т.д.не должны становится основанием для какой либо дискриминации. Вот в чем суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций.

Поэтому и сам термин «личность преступника» весьма условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет к применению аморальных методов изучения и в конечном счете к античеловеческим выводам.

Криминология (генетика и криминолого - генетические исследования) может быть прогрессивна и гуманистична, когда она этична. Нельзя рассматривать человека как некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества «по полочкам» (способен – не способен, умен – не умен, предрасположен – не предрасположен), «приговаривая» его к той или иной роли в жизни и подчас лишая его тем самым каких-либо перспектив.

 

 

 

  1. Классификация и типология личности преступника

 

Для того, чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего следует отметить, что классификация и типология, при всей их схожести, - не одно и то же.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая их которых занимает четко зафиксированное место.

Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых можно выделить:

    1. По социально – демографическим и уголовно-правовым проблемам;
    2. По состоянию здоровья преступников;
    3. По глубине и стойкости криминогенной направленности.

 

  • По социально – демографическим и уголовно-правовым проблемам.

К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым – характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку,  длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

  • По состоянию здоровья.

Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами.

В связи с тем, что мы затронули тему признаков, характеризующих состояние здоровья, нельзя не упомянуть о том, что в конце 19 века в Италии возникла позитивистская школа, в основу которой был положен и господствует и поныне уголовно-правовой догматизм, т.е. господствующие положения принимаются за непреложную истину.

Одним из направлений этой школы является «медицинская модель» подхода к преступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, а в преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности и нуждающегося в лечении.

Хотелось бы также отметить итальянскую антропологическую школу, основные представители которой – Ломброзо, Ферри, Гарофалло, рассматривали преступность, как патологическое явление биологического характера, как постоянную спутницу человечества, а преступление – результат болезни, нравственного помешательства, выражение атавизма. Ломброзо выдвинул антинаучное положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков. Ферри признавал, что если человек «физически» вменяем, и смог самостоятельно совершить преступное деяние, следовательно, он, будь он даже душевнобольным, должен нести социальную ответственность.  Гарофалло предлагал профилактическую смертную казнь прирожденных преступников и душевнобольных, определяемых судом по биосоциальной классификации.

Информация о работе Личность преступника (понятие, структура, типология)