Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 07:12, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение личности преступника именно с криминологической точки зрения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.раскрыть понятие личности преступника;
2.рассмотреть структуру личности преступника;
3.обозначить основные классификации и типологии личности преступника
Введение . . . . . . . . . . . 3
Понятие личности преступника . . . . . . 5
Структура и основные черты личности преступника . . . 9
Классификация и типология личности преступника . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . 27
Библиографический список . . . . . . . . 29
Из теории дифференцированной ассоциации Кресси сделал следующие выводы:
- необходимо существенно
улучшить практику и условия
воспитания в семье, школе, профессиональном
коллективе и группах
- нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;
- группы по перевоспитанию
нужно организовывать по
- можно создать и сохранить общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры.
Объектом криминологического изучения являются отдельные лица, совершающие преступления; различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты); различные криминологические типы преступников.
Задача такого изучения – вычленить круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки.
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным отделам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.
Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:
- среди преступников
- возрастная характеристика
преступников позволяет делать
выводы о криминогенной
- семейное положение родителей
и то, каким методами они
- коэффициент преступности
среди не состоявших в браке
почти в два раза выше, чем
среди состоявших (хотя это объясняется
тем, что значительную долю
- особое внимание необходимо
обращать на трудовую
- характеристика уровня
образования лиц, совершивших преступления,
имеет криминологическое
- современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, социальной роли (положением в обществе и принадлежности к определенным социальным группам), социальному статусу (в соответствии с которым от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение же ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом, либо личностью и её окружением);
- среди характеристик личности преступников особого вниманию заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть рецидивистов составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех или же сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершивших ранее кражи;
- особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям;
- лидерскими способностями
и ярко выраженной
Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, расы, национальности и т.д.не должны становится основанием для какой либо дискриминации. Вот в чем суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций.
Поэтому и сам термин «личность преступника» весьма условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет к применению аморальных методов изучения и в конечном счете к античеловеческим выводам.
Криминология (генетика и криминолого - генетические исследования) может быть прогрессивна и гуманистична, когда она этична. Нельзя рассматривать человека как некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества «по полочкам» (способен – не способен, умен – не умен, предрасположен – не предрасположен), «приговаривая» его к той или иной роли в жизни и подчас лишая его тем самым каких-либо перспектив.
Для того, чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего следует отметить, что классификация и типология, при всей их схожести, - не одно и то же.
Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая их которых занимает четко зафиксированное место.
Типология такой жесткой дифференциации не содержит.
Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых можно выделить:
К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.
Ко вторым – характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.
Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами.
В связи с тем, что мы затронули тему признаков, характеризующих состояние здоровья, нельзя не упомянуть о том, что в конце 19 века в Италии возникла позитивистская школа, в основу которой был положен и господствует и поныне уголовно-правовой догматизм, т.е. господствующие положения принимаются за непреложную истину.
Одним из направлений этой школы является «медицинская модель» подхода к преступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, а в преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности и нуждающегося в лечении.
Хотелось бы также отметить итальянскую антропологическую школу, основные представители которой – Ломброзо, Ферри, Гарофалло, рассматривали преступность, как патологическое явление биологического характера, как постоянную спутницу человечества, а преступление – результат болезни, нравственного помешательства, выражение атавизма. Ломброзо выдвинул антинаучное положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков. Ферри признавал, что если человек «физически» вменяем, и смог самостоятельно совершить преступное деяние, следовательно, он, будь он даже душевнобольным, должен нести социальную ответственность. Гарофалло предлагал профилактическую смертную казнь прирожденных преступников и душевнобольных, определяемых судом по биосоциальной классификации.
Информация о работе Личность преступника (понятие, структура, типология)