Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:08, контрольная работа
Государственным органом, полномочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выступает оперативно-розыскной орган - правоохранительный орган или специальная служба России, имеющие оперативные подразделения и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством непосредственно полностью или частично наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскные органы решают определенные Федеральным Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России.
К числу первых относятся подразделения, осуществляющие различные модификации контрразведки. Ко второй — подразделения оперативно-технических мероприятий и оперативно-поисковая служба.
Обязанностями оперативно-розыскного органа является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.
Законодатель предъявляет следующие требования к обязанностям оперативно-розыскных органов (впрочем, как и к правам):
все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых актах (как правило, законодательных). Не допускается их определение в закрытых подзаконных нормативных актах, включая ведомственные;
любые действия этих органов
(связанные с реализацией
1) предусмотренные в ст. 14 Федерального Закона об ОРД. Так, органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
-принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
-исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
-выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами России, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
-информировать другие российские оперативно-розыскные органы о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
-соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
-содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств;
2) изложенные в иных статьях Федерального Закона об ОРД. Оперативно-розыскной орган также обязан:
-соблюдать пределы своих полномочий при проведении ОРД (ст. 1);
-в процессе рассмотрения дел в суде доказывать обоснованность отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 5);
-предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений (ч. 5 ст. 5));
-за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, уведомить об уничтожении соответствующего судью (ч. 7 ст.5);
-при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган в соответствии с российским законодательством обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5);
-в течение 48 часов с момента начала проведения “экстренного” ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);
-в течение 48 часов уведомить соответствующий суд (судью) об “экстренном” прослушивании переговоров, ведущихся с телефона заявителя (ч. 4 ст. 8);
-представить суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим оперативно-розыскным органам оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, в порядке и случаях, установленных Федеральным Законом об ОРД (ч. 4 ст. 12);
-при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких - принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России (ч.3 ст. 18).
Права есть круг предоставленных законодателем оперативно-розыскных органам возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.
Среди прав так же, как и среди обязанностей, различают две группы:
1) изложенные в предписаниях Федерального Закона об ОРД;
2) отраженные в некоторых иных нормативных актах России.
Непосредственно изложенными в Федеральном Законе об ОРД правами оперативно-розыскных органов являются следующие группы:
1) предусмотренные в ст. 15 Федерального Закона об ОРД: проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 Федерального Закона об ОРД, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставленные услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; установить на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущества предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилых и нежилых помещений, транспортные средства и иное имущество частных лиц; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; создавать в установленном законодательством России порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренные Федеральным Законом об ОРД;
2) изложенные в иных статьях Федерального Закона об ОРД:
в установленных федеральным законом пределах осуществлять ОРД посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1); отказать в предоставлении запрошенных сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст.5); не предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие сведения о: лицах, внедренных в организованные преступные группы; штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД; лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5); об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 ст. 9); не уничтожать по истечении одного года полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, если этого требуют интересы или правосудие (ч. 7 ст. 5); в ходе проведения ОРМ использовать информационные системы, видео -, кино – и фотосъемку, а также другие технические и иные средства (при условии ненанесения ими ущерба жизни и здоровью людей и непричинения вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6)); в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия решения:
а) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
б) о допуске к работам,
связанным с эксплуатацией
в) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
г) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
д) по обеспечению безопасности оперативно-розыскных органов;
е) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7);
в экстренных ситуациях, предусмотренных ч. 3 ст. 8 , проводить ОРМ, без предварительного разрешения судьи, но с обязательным последующим в течение 24 часов уведомлением суда (судьи); в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 4 ст.8); для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов осуществляющих действия, указанные в п. п. 8 – 11 ч. 1 ст. 6 , без судебного решения (при наличии согласия граждан в письменной форме (ч. 8 ст. 8)); в случае если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 9); создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 10); использовать результаты ОРД согласно правил ч. 1 и ч. 2 ст. 11; предавать огласке сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе (при условии их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12)); представлять оперативно-розыскные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке, установленных Федеральным Законом об ОРД (ч. 4 ст. 12); полностью осуществлять на территории России оперативно-розыскную деятельность (только оперативные подразделения, перечисленные в ч. 1 ст.13); проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России (ч. 5 ст.13); заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 17); в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей проводить специальные мероприятия по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативно-правовыми актами России (ч. 7 ст. 18).
Заключение
Специфика законодательных актов, регулирующих ОРД, предполагает объединение в их рамках как процессуальных, так и материальных норм. Это вполне закономерно, так как только в Законе, непосредственно регламентирующем оперативно-розыскную деятельность, можно определить ее сущность, правовые основы, принципы, гарантии соблюдения прав и свобод личности, правовое положение граждан, содействующих, в том числе на конфиденциальной основе, правоохранительным органам и спецслужбам, а также виды, основания, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, структуру оперативно-розыскного процесса и т. п.
Согласно уголовно-процессуальному законодательству органы, осуществляющие ОРД, являются одновременно и органами дознания. Однако законодатель не привнес ясность в вопрос о том, адекватно ли оперативное подразделение как организационно ограниченная управленческая единица, органу дознания и вправе ли сотрудник оперативного подразделения одновременно осуществлять и оперативно-розыскные мероприятия, и уголовно-процессуальные действия.
Статья закона, касающаяся полномочий оперативных подразделений, должна содержать и ответ на вопрос о том, обладают ли их сотрудники правом пользоваться процессуальными полномочиями и в соответствии с иными кодексами, регламентирующими производство по делам о различных правонарушениях. В России это, например, КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Список используемых источников и литературы
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993 г. №23
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями)// Российская газета.
3. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 августа 2011 г. N 938 г. Москва "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" // Российская газета - Федеральный выпуск №5580
Литература:
1.Галахов С.С. Правовое
регулирование оперативно-
2.Горяинов К.К., Овчинский В.С., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник-М., 2003 г.
3.Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий. М., 2004г.