Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:27, контрольная работа
Насильственные преступления по степени общественной опасности и тяжести причиняемых последствий превосходят многие другие криминальные проявления. Они наносят огромный, зачастую непоправимый ущерб обществу. Непосредственно потерпевшими от них ежегодно становятся сотни тысяч людей. К примеру, за последнее 12 лет, по ориентировочным данным, от прямого и косвенного насилия в России погиб 1млн человек, а более 2 млн. получили увечья.
Введение.
1. Социально-правовая характеристика насильственных преступлений.
2. Причины насильственной преступности.
3. Лица, совершающие насильственные преступления. Их типология.
4. Роль жертвы в насильственных преступлениях.
5. Основные направления профилактики насильственных преступлений.
Заключение.
Особенности насильственных
преступлений и проблемы их
предупреждения
План.
Введение.
1. Социально-правовая
2. Причины насильственной преступности.
3. Лица, совершающие насильственные преступления. Их типология.
4. Роль жертвы в насильственных преступлениях.
5. Основные направления
профилактики насильственных
Заключение.
Введение.
Насильственные преступления
по степени общественной опасности
и тяжести причиняемых
Защита личности от преступных посягательств, охрана общественного порядка от хулиганских действий является одним из ведущих направлений в борьбе с преступностью. Эти преступления не только причиняют существенный (а иногда просто непоправимый) вред потерпевшему и его близким, но и препятствуют нормальной работе и отдыху людей.
В структуре всей преступности криминальные деяния рассматриваемой группы составляют примерно 20% , из них тяжкие насильственные преступления (убийства; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования; насильственные грабежи; разбои; особо злостное хулиганство) – около 15%.
Очевидно, что
социальная значимость проблемы, с одной
стороны, и ее недостаточная разработанность
с учетом современных условий - с другой,
предопределяют актуальность темы, его
теоретическую и практическую значимость.
Рассматривая данную
тему, я составила перечень задач, которые
мне необходимо будет изучить, чтоб раскрыть
особенности данной темы:
определить понятие
и сущность насильственной преступности;
выяснить причины насильственных
преступлений;
охарактеризовать
личность насильственного преступника
и его жертвы;
рассмотреть основные
направления профилактики таких преступлений.
Исследования в области
человеческих отношений показывают,
что насилие как социальное явление,
существовало всегда, во всех цивилизациях
и общественно-экономических
Содержание насилия до сих пор четко не определено законодателем, а в научной литературе, как можно убедиться, знакомясь с многочисленными исследованиями и аналитикой, на этот счет высказано множество суждений. Например, некоторые из определений насилия, которые в разное время выдвигались специалистами: -посягательства на телесную неприкосновенность, которые не оставляют за собой никаких постоянных видоизменений в организме потерпевшего, причиняют мимолетную боль или даже простое неприятное физическое ощущение; -все виды физического воздействия на другое лицо; -общественно опасное, противоправное воздействие на организм человека, совершенное против его воли; - общественно опасное противоправное воздействие на организм и психику человека против и помимо его воли; -противоправное, умышленное, физическое и (или) психическое воздействие, направленное на другого человека против или помимо его сознания и воли, причинившее ему существенный вред либо создавшее опасность причинения такого вреда; -внешнее со стороны других лиц умышленное и противозаконное воздействие на человека (или группу лиц), осуществляемое помимо или против его воли и способное причинить ему органическую, физиологическую или психическую травму, и ограничить свободу его волеизъявления или действий: -непосредственное физическое воздействие на личность, нарушающее ее телесную неприкосновенность и угрозы причинения вреда личности, содержание которого зависит от вида преступного посягательства; -преступное посягательство на личную безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения физического или психического вреда потерпевшему вопреки (против или помимо) его воли путем энергетического (физического) или информационного (психического) воздействия на организм (органы, ткани, физиологические функции, психику) человека; -совершенное вопреки необходимого волеизъявления, общественно опасное, противоправное, умышленное воздействие на физическую и (или) психическую сферу другого человека, в результате которого нарушаются права и свободы личности; -сознанное целенаправленное вредоносное воздействие на человека без необходимого согласия .
Последнее из приведенных мнений, вобравшее в себя все основные признаки насилия, на которые указывают специалисты, представляется наиболее точно отражающим содержание и природу насилия. Вместе с тем, нельзя не указать на некоторые моменты, которые позволяют более четко очертить круг тех деяний, которые отнести к насилию.
Во-первых, им можно считать лишь действия, которые совершаются в отношении живых людей (не являются насильственными любого рода действия в отношении умерших людей). Во-вторых, нельзя считать насильственными действия, совершенные не людьми, а также людьми, находившимися в бессознательном состоянии либо действовавшими без соответствующей цели. В-третьих, в некоторых случаях насилием может считаться воздействие, которое оказывается с согласия того, кто его претерпевает (например, при наличии прямого запрета на такое воздействие законодателем). В-четвертых, причинение фиксируемого вреда здоровью владельца имущества не является обязательным для признания конкретного акта поведения в качестве насилия.
Можно констатировать, что сущность насилия заключается в посягательстве на личную неприкосновенность (человека), которая с традиционных юридических позиций предметно выступает как охраняемая (государством, близкими людьми, человеком) чья-либо жизнь, здоровье, психическое состояние, свобода и пр.
Таким образом, насильственная преступность —это совокупность преступлений, которые совершаются с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, имеющих основной непосредственной целью лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью, физической свободе, телесной (в том числе половой) неприкосновенности против его воли, а так же совокупность лиц, совершивших насильственные преступления за определенный период на определенной территории.
Основным признаком, который объединяет эти противоправные деяния в насильственные преступления, является физическое или психическое насилие над личностью или угроза его применения. При этом насилие при совершении этих преступлений является элементом их мотивации и проявления, а не просто средством достижения криминальной цели. На этом основании в число таких преступлений не включаются насильственный грабеж, разбой, вымогательство и ряд других деяний, где проявляется так называемое инструментальное насилие, используемое исключительно как средство достижения корыстной или, скажем, политической цели.
Круг насильственных преступлений очень разнообразен (УК РФ включает 55 статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений, связанных с насилием).
На мой взгляд, причины насильственной преступности кроются глубоко в самой природе и сущности человека, а внешние обстоятельства и другие предрасполагающие аспекты лишь выступают в качестве определенных катализаторов. Безусловно, к причинам следует отнести пороки семейного воспитания, когда у ребенка с детства формируются т.н. криминогенные качества, когда родители не в состоянии воспрепятствовать формированию отрицательных качеств у детей, а в отдельных случаях они и не пытаются предупредить и бороться с ними, а только потворствуют им. Также сюда же следует отнести и пороки школьного воспитания, особенно это касается постсоветского времени, когда произошел сбой в самой системе образования, воспитательная функция образовательного процесса была вычеркнута из основных направляющих и обязательных. И если раньше развитие индивидуальной культуры было не на самом высоком уровне, то сейчас, как мне кажется, излишняя свобода и индивидуализация зачастую происходит в ущерб формирования личности ребенка. Как говорят, свободой еще надо уметь пользоваться. У нас же в данное время многое пущено на самотек. Также следует отметить негативную роль средств массовой информации, где обилием новостей криминогенного характера, и аналогичных сериалов и прочей чернухой телеканалы и газеты делают себе рейтинги. Особенно пагубное воздействие это оказывает на подрастающее поколение, которое впитывает в себя эту информацию, и в отдельных моментах стремится подражать определенным героям. Также сюда можно отнести – утрату личной перспективы, неблагоприятные материальные и жилищные условия, провоцирующие агрессивные действия. В обществе наблюдается полярное разделение на богатых и бедных, среднего класса, как такового нет. Есть, пожалуй, люди, сами себя к нему относящие. В целом очень неблагоприятная экономическая обстановка, не высокий уровень жизни наших сограждан при внешнем изобилии предложения, в том числе дорогостоящих товаров и услуг, провоцирует отдельных личностей на агрессивное поведение. Также к причинам, безусловно, следует отнести алкоголизацию и наркотизацию населения. Множество насильственных преступлений имеют своей отправной точкой именно данные основания. Также необходимо включить в этот перечень деградацию отечественной культуры, когда мы мало, что создаем хорошего отечественного, а очень много перенимаем с Запада, но порой самое примитивное и дешевое, как с денежной, так и с нравственной составляющей. Нельзя не упомянуть и влияние самой преступной среды, неспособность государства поставить под контроль незаконный оборот оружия, уже упомянутых наркотиков, неэффективное функционирование правоохранительных органов, латентность и безнаказанность значительной части насильственных преступлений, неразвитость системы виктимологической профилактики преступлений, отсутствие нормально функционирующей сети органов выявления и блокирования лиц с патологией психики, генерирующей склонность к насилию.
Также к причинам можно отнести обстоятельства, способствующие формированию антиобщественных группировок молодежи и неразвитость сферы досуга. Многим людям, в частности, тем же подросткам, бывает просто нечем занять себя и некуда выплеснуть накопившуюся энергию.
Личность преступника насильственной направленности формируется в течение всей его предшествующей жизни в обстановке неблагополучной микросоциальной среды — семьи, неформальной группы, собирающейся для проведения досуга, иного ближайшего окружения, воздействия окружающей среды. Совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию.
Насильственные преступления, хотя и являются разными по объекту, но все они связаны единой насильственной или агрессивно-насильственной мотивацией посягательства. Эта мотивация, по мнению С.Н.Абельцева, соотносится с соответствующими типами личности. Соответственно преступлениям, отличающимся друг от друга по объекту посягательства, соответствуют и отличающиеся друг от друга типы личности. Следует заметить, что данное утверждение, по мнению многих специалистов, вряд ли соответствует действительности. На взгляд многих из них, единая насильственная мотивация является основанием образования и единого типа личности преступника.
Например, по видению Н.Ф.Кузнецовой, личность субъекта насильственных преступлений характеризуется, с одной стороны, достаточно постоянными социально-демографическими и мотивационными признаками. С другой стороны, новациями, которые порождают острые противоречия.
Н Ф Кузнецова предлагает
следующую классификацию
1. Случайные. Преступные
действия этих лиц
2 Замыкающиеся на конфликте. Преступные действия этих лиц обычно завершают нараставший (длящийся) конфликт в семье, бытовом окружении и т.п. Мотивация связана в основном с чувством обиды, ревности, мести. Возможна и мотивация групповой солидарности или связанная с безнаказанностью "обидчика" Общая характеристика личности постепенно ухудшается с развитием конфликта, растет ее внутренняя напряженность.