Понятие детерминации преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ понятий "причины преступности" и "условия преступности". Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: раскрытие понятия факторов, детерминирующих преступность и преступление; определение классификации и выявление их значения; а так же раскрытие содержания различных подходов к детерминации преступности в современной отечественной криминологии.

Файлы: 1 файл

Криминология курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

  • политические,
  • экономические,
  • идеологические,
  • социально-психологические,
  • организационно-управленческие.

Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами3.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами.  Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую интерпретацию.

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития  общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений.

Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, отрицательное влияние окружения и пр.)

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве.

Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

В свою очередь  условия классифицируют на:

  • формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и
  • способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).
  • И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:
  • причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);
  • на всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах  (республики, портовые города, курортные зоны), а также имеющие местный, локальный характер.

 

1.2 Теории причинности в криминологии

 

Определение криминологической детерминации является одной из наиболее острых проблем в криминологии. И отечественные и зарубежные криминологи настолько по разному понимают дифференциацию факторов, детерминирующих преступность как свое следствие, что до сих пор в современной криминологии однозначно не решен вопрос о необходимости выделения собственно причин и условий в общей совокупности таких факторов.

Известны несколько групп теорий преступности и отклоняющегося поведения, с позиций которых отчасти возможно объяснить истоки преступности, понять природу ее происхождения:

 Анализ и учет большого  количества различных по природе  факторов, детерминирующих организованную  преступность, составляет суть теории многофакторного подхода, берущего свое начало от так называемой теории факторов”. Современная трактовка этой концепции причинности представляет собой анализ совокупности различных объективных (социальных) и субъективных (личностных) факторов-причин, проявляющихся совместно и в динамике. При этом объективные факторы занимают доминирующее положение, поскольку они формируют личность и стимулируют ее поведение4.

Между тем, ущербность теории факторов состоит не в перечислении этих разнообразных обстоятельств, а в том, что все они рассматриваются как однопорядковые явления. При этом не выявляется механизма их влияния на воспроизводство и развитие транснациональной организованной преступности.

Более рациональное объяснение широкому распространению преступности принадлежит неоклассической школе криминологии, и в частности теории рационального выбора. Сущность данной концепции заключается в том, что человек не потому становится преступником, что его мотивация отличается от мотивации других людей, а потому что из анализа затрат и выгод от своих действий он делает иные выводы для принятия своих решений. Потенциальный преступник принимает вполне рациональное решение: он проверяет в пределах своих информационных возможностей все свои шансы и выбирает такое действие, которое обещает ему при наименьших затратах и, в особенности, при наименьшем риске наказания наибольшую выгоду в личном плане.

Наиболее распространенной социологической теорией в зарубежной криминологии является теория аномии. Аномия – это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Согласно этой концепции явление аномии возникает во время кризисов и резких социальных перемен, когда многие общепринятые нормы социального поведения перестают соответствовать ожидаемым результатам. Общество распадается и раскалывается.  Когда единство социума нарушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают.

Необходимо отметить, что в основе многих социологических теорий лежит объяснение причин преступного поведения с точки зрения обучения, усвоения такого поведения. Наиболее понятно объясняется возможность усвоения преступного поведения не всеми людьми, а только определенной группой теорией дифференциальной ассоциации. Согласно Сатерленду основная часть усвоенного преступного поведения  встречается   внутри  тесных  групп   лиц. Степень  усвоения  зависит  от   интенсивности,  частотности   и длительности   ассоциации.  Через ассоциации, через внутренние психические образные связи исполнитель   преступления  усваивает технику совершения преступления,  а также побуждения,  установки и рационализацию, что   является   благоприятным   предварительным условием  для  преступного  поведения.  Таким  образом, чаша весов между  непреступным и преступным  поведением  склоняется в пользу последнего.

Центральная идея теории дифференциальной ассоциации сводится к тому, что преступное мышление порождает преступное поведение, а значит, криминальная вербализация возникает в психике преступника еще до того как он совершит наказуемое деяние. Человек становится преступником, когда усваиваемые им образцы криминального поведения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения, которое встречалось в его жизни. Процесс обучения преступному поведению посредством  ассоциации с преступным образом жизни включает все механизмы, которые работают при любом другом виде обучения5.

Наиболее близкими по содержанию к культурологическим концепциям являются теории конфликта. Существуют различные виды конфликтов: внутриличностные, межличностные и социальные (между личностью и обществом). Объектом конфликтов между группами, классами и обществами могут стать социальные ценности, жизненные цели, статус, власть и распределение ограниченных благ.

Конфликт есть «форма обобществления», процесс социального взаимодействия. Конфликт разгорается из-за «жизненных шансов», из-за власти, дающей большой шанс «для реализации собственной воли в определенной системе социальных взаимоотношений и наперекор любым противодействующим устремлениям...».

Согласно теориям конфликтов именно межличностные и социальные конфликты являются источником преступности и отклоняющегося поведения. Суть теории конфликта культур заключается в том, что различные воззрения на жизнь, привычки, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют сочувствие и сопереживание, могут вызвать озлобление в отношении представителей иных культур6.  

Между тем, и теории конфликта, и группового конфликта фактически есть разновидности существующих теорий причинности. Так, теория субкультуры, как и конфликта культур, в некоторой степени объясняет, каким образом, человек становится преступником, но стоит признать, что усвоение ценностей криминальной субкультуры и реализация их в виде ценностных ориентаций в преступном поведении, в том числе и организованном, является лишь одной из причин формирования личности преступника. Вместе с тем, нельзя только аномией объяснить организованную  преступность, для этого необходимо использовать понимание способов усвоения ценностей криминальной субкультуры через  дифференциальную   ассоциацию. Концепция группового конфликта по сути объясняет существующее противоборство различных преступных групп и организаций, осуществляемое для поддержания и защиты собственного статуса, а также для движения наверх по лестнице иерархии мировой преступности, но при этом не указывает причин, порождающих  существование преступности, и ее организованных форм.

Таким образом, только объединенный анализ ряда современных концепций причинности, разработанных в мировой криминологии, может дать уже более стройную картину в объяснении детерминации организованной преступности.

В отечественной криминологии понятие причин и условий преступности  в основном базируется на философской и социологической концепциях социальной причинности. При всех существующих различиях в позициях отдельных ученых их можно условно разделить  на сторонников детерминированности преступного поведения главным образом базисными отношениями, находящимися, прежде всего в сфере экономики, и тех, кто полагает, что непосредственными причинами преступности являются деформации сознания: общественного, группового, индивидуального.

 

2. Классификации факторов, детерминирующих преступность

2.1 Характеристика основных факторов преступности

 

Исходя из изложенного выше, более убедительной представляется концепция, согласно которой преступное поведение как разновидность сознательного поведения порождается негативными сдвигами в сознании, его деформациями. Последние же не даны людям от рождения, а формируются социальными деформациями общества (экономическими, политическими, моральными, межнациональными конфликтами и другими объективными воздействиями. Эти негативные социальные факторы влияют на преступность, безусловно, но их воздействие не является  непосредственным. По отношению к преступности они определяются как условия, формирующие причину, в отличие от иной группы условий, способствующих действию уже сложившихся деформаций в сознании.

Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально беременны преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции (а значит – на подавлении конкурентов, причем зачастую отнюдь не джентльменскими способами, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т. е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей.

Существовавшая в нашем обществе административно-командная экономическая система, вопреки прежним суждениям о ней, тоже рождала преступность и будет порождать ее там, где подобная система будет существовать. В ней, в определенных ее сторонах, тоже заложена преступность. Возьмем, например, жесткое планирование и распределение сверху. Они, будучи остовом этой системы, как правило, не стыковались друг с другом.

Нехватка продовольствия и товаров (в свою очередь, следствие провалов в их производстве) есть не только причина ухудшения материального уровня жизни людей, но и наиболее близкая к конкретным людям причина преступности, понимаемая, осознаваемая ими, а иногда и создающая атмосферу морального оправдания тех, кто их совершает. Но падение уровня жизни одних в этих же условиях создает базу для обогащения других на несчастьях первых, а при определенных условиях влечет и более серьезные преступления, что, в свою очередь, сеет в обществе страх, злобу, всеобщее недоверие и чревато политическими конфликтами, бандитизмом, насилием в разных его видах.

В то же время наиболее крупные преступления совершают представители благополучных в экономическом, материальном отношении слоев населения. Для них (в любой системе) практически нет материальных проблем.

Социальные отношения, как и экономические, многообразны, разнообразны и разноуровневы. В общей форме можно сказать, что социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной с другими, ущемленной, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своем выражении – преступным. Практически редко можно встретить человека, полностью удовлетворенного своим положением в обществе. В числе прочего, это проистекает из-за того, что человек склонен к переоценке самого себя. Однако многосторонность его социального бытия, как правило, удерживает баланс возникающих противоречий, и человек живет в обществе как его член, хотя, может быть, и не полностью удовлетворенный своим положением, но подчиняющийся закономерностям (и законам) общества и государства.

Социальные отношения человека существуют на макро- и микроуровнях. Макроуровень представляет собой и отношения человека с обществом и государством в целом, и его производственные отношения (включая образование, специальность, работу, общественную деятельность и т. п.) и его положение как личности, в том, что понимается под правами человека.

Информация о работе Понятие детерминации преступности