Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:46, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ понятий "причины преступности" и "условия преступности". Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: раскрытие понятия факторов, детерминирующих преступность и преступление; определение классификации и выявление их значения; а так же раскрытие содержания различных подходов к детерминации преступности в современной отечественной криминологии.
Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.
Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.
Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:
Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами3.
Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую интерпретацию.
Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)
Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений.
Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.
Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, отрицательное влияние окружения и пр.)
Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве.
Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.
В свою очередь условия классифицируют на:
Определение криминологической детерминации является одной из наиболее острых проблем в криминологии. И отечественные и зарубежные криминологи настолько по разному понимают дифференциацию факторов, детерминирующих преступность как свое следствие, что до сих пор в современной криминологии однозначно не решен вопрос о необходимости выделения собственно причин и условий в общей совокупности таких факторов.
Известны несколько групп теорий преступности и отклоняющегося поведения, с позиций которых отчасти возможно объяснить истоки преступности, понять природу ее происхождения:
Анализ и учет большого
количества различных по
Между тем, ущербность теории факторов состоит не в перечислении этих разнообразных обстоятельств, а в том, что все они рассматриваются как однопорядковые явления. При этом не выявляется механизма их влияния на воспроизводство и развитие транснациональной организованной преступности.
Более рациональное объяснение широкому распространению преступности принадлежит неоклассической школе криминологии, и в частности теории рационального выбора. Сущность данной концепции заключается в том, что человек не потому становится преступником, что его мотивация отличается от мотивации других людей, а потому что из анализа затрат и выгод от своих действий он делает иные выводы для принятия своих решений. Потенциальный преступник принимает вполне рациональное решение: он проверяет в пределах своих информационных возможностей все свои шансы и выбирает такое действие, которое обещает ему при наименьших затратах и, в особенности, при наименьшем риске наказания наибольшую выгоду в личном плане.
Наиболее распространенной социологической теорией в зарубежной криминологии является теория аномии. Аномия – это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Согласно этой концепции явление аномии возникает во время кризисов и резких социальных перемен, когда многие общепринятые нормы социального поведения перестают соответствовать ожидаемым результатам. Общество распадается и раскалывается. Когда единство социума нарушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают.
Необходимо отметить, что в основе многих социологических теорий лежит объяснение причин преступного поведения с точки зрения обучения, усвоения такого поведения. Наиболее понятно объясняется возможность усвоения преступного поведения не всеми людьми, а только определенной группой теорией дифференциальной ассоциации. Согласно Сатерленду основная часть усвоенного преступного поведения встречается внутри тесных групп лиц. Степень усвоения зависит от интенсивности, частотности и длительности ассоциации. Через ассоциации, через внутренние психические образные связи исполнитель преступления усваивает технику совершения преступления, а также побуждения, установки и рационализацию, что является благоприятным предварительным условием для преступного поведения. Таким образом, чаша весов между непреступным и преступным поведением склоняется в пользу последнего.
Центральная идея теории дифференциальной ассоциации сводится к тому, что преступное мышление порождает преступное поведение, а значит, криминальная вербализация возникает в психике преступника еще до того как он совершит наказуемое деяние. Человек становится преступником, когда усваиваемые им образцы криминального поведения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения, которое встречалось в его жизни. Процесс обучения преступному поведению посредством ассоциации с преступным образом жизни включает все механизмы, которые работают при любом другом виде обучения5.
Наиболее близкими по содержанию к культурологическим концепциям являются теории конфликта. Существуют различные виды конфликтов: внутриличностные, межличностные и социальные (между личностью и обществом). Объектом конфликтов между группами, классами и обществами могут стать социальные ценности, жизненные цели, статус, власть и распределение ограниченных благ.
Конфликт есть «форма обобществления», процесс социального взаимодействия. Конфликт разгорается из-за «жизненных шансов», из-за власти, дающей большой шанс «для реализации собственной воли в определенной системе социальных взаимоотношений и наперекор любым противодействующим устремлениям...».
Согласно теориям конфликтов именно межличностные и социальные конфликты являются источником преступности и отклоняющегося поведения. Суть теории конфликта культур заключается в том, что различные воззрения на жизнь, привычки, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют сочувствие и сопереживание, могут вызвать озлобление в отношении представителей иных культур6.
Между тем, и теории конфликта, и группового конфликта фактически есть разновидности существующих теорий причинности. Так, теория субкультуры, как и конфликта культур, в некоторой степени объясняет, каким образом, человек становится преступником, но стоит признать, что усвоение ценностей криминальной субкультуры и реализация их в виде ценностных ориентаций в преступном поведении, в том числе и организованном, является лишь одной из причин формирования личности преступника. Вместе с тем, нельзя только аномией объяснить организованную преступность, для этого необходимо использовать понимание способов усвоения ценностей криминальной субкультуры через дифференциальную ассоциацию. Концепция группового конфликта по сути объясняет существующее противоборство различных преступных групп и организаций, осуществляемое для поддержания и защиты собственного статуса, а также для движения наверх по лестнице иерархии мировой преступности, но при этом не указывает причин, порождающих существование преступности, и ее организованных форм.
Таким образом, только объединенный анализ ряда современных концепций причинности, разработанных в мировой криминологии, может дать уже более стройную картину в объяснении детерминации организованной преступности.
В отечественной криминологии понятие причин и условий преступности в основном базируется на философской и социологической концепциях социальной причинности. При всех существующих различиях в позициях отдельных ученых их можно условно разделить на сторонников детерминированности преступного поведения главным образом базисными отношениями, находящимися, прежде всего в сфере экономики, и тех, кто полагает, что непосредственными причинами преступности являются деформации сознания: общественного, группового, индивидуального.
2. Классификации факторов, детерминирующих преступность
Исходя из изложенного выше, более убедительной представляется концепция, согласно которой преступное поведение как разновидность сознательного поведения порождается негативными сдвигами в сознании, его деформациями. Последние же не даны людям от рождения, а формируются социальными деформациями общества (экономическими, политическими, моральными, межнациональными конфликтами и другими объективными воздействиями. Эти негативные социальные факторы влияют на преступность, безусловно, но их воздействие не является непосредственным. По отношению к преступности они определяются как условия, формирующие причину, в отличие от иной группы условий, способствующих действию уже сложившихся деформаций в сознании.
Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально беременны преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции (а значит – на подавлении конкурентов, причем зачастую отнюдь не джентльменскими способами, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т. е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей.
Существовавшая в нашем обществе административно-командная экономическая система, вопреки прежним суждениям о ней, тоже рождала преступность и будет порождать ее там, где подобная система будет существовать. В ней, в определенных ее сторонах, тоже заложена преступность. Возьмем, например, жесткое планирование и распределение сверху. Они, будучи остовом этой системы, как правило, не стыковались друг с другом.
Нехватка продовольствия и товаров (в свою очередь, следствие провалов в их производстве) есть не только причина ухудшения материального уровня жизни людей, но и наиболее близкая к конкретным людям причина преступности, понимаемая, осознаваемая ими, а иногда и создающая атмосферу морального оправдания тех, кто их совершает. Но падение уровня жизни одних в этих же условиях создает базу для обогащения других на несчастьях первых, а при определенных условиях влечет и более серьезные преступления, что, в свою очередь, сеет в обществе страх, злобу, всеобщее недоверие и чревато политическими конфликтами, бандитизмом, насилием в разных его видах.
В то же время наиболее крупные преступления совершают представители благополучных в экономическом, материальном отношении слоев населения. Для них (в любой системе) практически нет материальных проблем.
Социальные отношения, как и экономические, многообразны, разнообразны и разноуровневы. В общей форме можно сказать, что социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной с другими, ущемленной, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своем выражении – преступным. Практически редко можно встретить человека, полностью удовлетворенного своим положением в обществе. В числе прочего, это проистекает из-за того, что человек склонен к переоценке самого себя. Однако многосторонность его социального бытия, как правило, удерживает баланс возникающих противоречий, и человек живет в обществе как его член, хотя, может быть, и не полностью удовлетворенный своим положением, но подчиняющийся закономерностям (и законам) общества и государства.
Социальные отношения человека существуют на макро- и микроуровнях. Макроуровень представляет собой и отношения человека с обществом и государством в целом, и его производственные отношения (включая образование, специальность, работу, общественную деятельность и т. п.) и его положение как личности, в том, что понимается под правами человека.