Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 16:37, курсовая работа
Проблема противоправного поведения несовершеннолетних всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых различных областей знания (философии, общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики, права и др.). Вместе с тем, и в настоящее время можно говорить о необходимости дальнейшего научного изучения этой проблемы.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема противоправного поведения несовершеннолетних всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых различных областей знания (философии, общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики, права и др.). Вместе с тем, и в настоящее время можно говорить о необходимости дальнейшего научного изучения этой проблемы. Связано это со многими факторами и, прежде всего, с масштабными социально-экономическими, политическими процессами, которые произошли в России в последние годы, и которые не могли не повлиять на основные показатели преступности вообще и преступности несовершеннолетних, в частности.
Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности общей, требует учета той конкретной ситуации – политической и социально- экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду.
Тема данной курсовой работы – «Предупреждение преступности несовершеннолетних» – актуальна в силу того, что, во-первых, возраст от 14 до 18 лет называют переходным, именно в эти годы наблюдается переход от детства к взрослости, физическое и нравственное созревание, приобретение определенной системы знаний и навыков, подготовка к включению в полном объеме в жизнедеятельности общества, во-вторых, проблема в том, чтобы не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
Целью данной работы – проанализировать государственное обеспечение профилактических мер по предупреждению преступности несовершеннолетних. Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается причины преступности несовершеннолетних, а также определяется их признаки;
2. описывается
суть государственной политики
предупреждения преступности
3. показывается комплексное изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.
Объектом изучения является описание сущность предупреждения преступности несовершеннолетних.
Методы, использованные в данной работе: аналитический, системный, логический.
Работа состоит из Введения, Двух глав, Заключения и Списков использованных источников информации.
В Главе 1 – Понятие и причины преступности несовершеннолетних, мы определяем понятие и признаки преступности, а также описывается суть предупреждения преступности несовершеннолетних
В Главе 2 – Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних: общие принципы и региональная специфика – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается суть государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних.
В Главе 3 – Комплексное изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями – решается последняя из промежуточных задач, а именно: показывается комплексное изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.
В Заключении делаются основные выводы по работе.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В понятии несовершеннолетней преступности скрыто два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность - социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.
Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет «исчезнуть» уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно-опасного явления.
Определим преступность как отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ней.
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
Объективно возникает вопрос: из чего исходил законодатель, устанавливая в законе такой возраст привлечения к уголовной ответственности? Несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.
Можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами, не достигшими 16 - летнего возраста.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений. Все это вместе обуславливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних как относительно самостоятельного феномена, проработки мер по ее предупреждению.
В дальнейшем мы постараемся более точно выявить причины возникновения, развития несовершеннолетней преступности. Эти исследования невозможно точно провести без уяснения основных криминологических характеристик преступности несовершеннолетних.
Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего
преступника сводится:
во-первых, к половозрастной характеристике несовершеннолетних, совершивших преступления (какую долю из общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними занимают преступления, совершаемые лицами мужского и женского пола).
во-вторых, к характеристике преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних (различия в преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от их рода занятий).
в-третьих, к характеристике личностных особенностей несовершеннолетних преступников (утрата связей с учебным или трудовым коллективом, уровень образования и т.д.).
Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.
Высокий динамизм. Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково - юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково - юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково - юношеской преступности высок уровень латентности. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших откупных; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем(большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла (по следствию и судам затаскают). Самообвинение (сам мол виновен, что обманули) и т.п. Даже не о всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.
Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По некоторым регионам - каждое четвертое. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет). В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тысяч преступлений. Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково - юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это - закономерность .
Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России позволяет выявить ряд важных факторов.
1. Россия имеет высокий
уровень преступности
2. Рост преступности
3. Рост преступности
4. Преступность
5. Определенную поправку
в картину состояния
1.2. Причины преступности несовершеннолетних
В криминологии под причинами преступности принято понимать те негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и отдельные преступления как свое закономерное следствие. Причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Вместе с тем, многие авторы делят причины преступности несовершеннолетних на две большие группы: отражающие недостатки общественного устройства; связанные с личностными особенностями несовершеннолетних.
Информация о работе Понятие и признаки преступности несовершеннолетних