Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:16, реферат
Характеризуя преступность, следует особо останавливаться на проблеме ее латентности. Латентными принято считать преступления, скрытые от органов, которым по закону представлено право расследовать или рассматривать дела о совершенных преступлениях, не выявленные этими органами и не нашедшие отражения в учете уголовно наказуемых деяний, т.е. незарегистрированные. Латентность в преступности может быть “естественной”, “пограничной” и “искусственной”. В первом случае это преступления, о которых ни должностным, ни частным лицам ничего неизвестно. Например, должностное лицо длительное время расхищает государственную собственность, маскируя свои действия.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и виды латентной преступности ………………………………….. 4
1.1. Понятие преступности ………………………………………………... 4
1.2. Латентная преступность………………………………………………. 5
2. Причины латентной преступности …………………………………………...9
2.1 Криминологический анализ латентной преступности……………… 13
3. Методы выявления латентной преступности в современных условиях……………………………………………………………………….... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………. 20
Еще в 2001г. межведомственная рабочая группа из представителей Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФСНП, ГТК, Минюста и Верховного Суда Российской Федерации разработала крайне нужные на практике рекомендации по учету отдельных видов преступлений, в частности, речь шла о том, что статистические данные в каждом ведомстве будут формироваться в виде двух частей.
Для всех без исключения субъектов учета преступлений предлагалось установить единый порядок обработки и представления статистических данных, которые будут отнесены к государственной статистике о преступлениях: в их перечень войдут данные, количественно характеризующие преступления (по составам), лиц, их совершивших, и некоторые другие связанные с ними показатели.
Вторая часть статистики - ведомственная, т. е. формируемая для ведомства или министерства, содержащая в соответствии с его интересами сведения о работе подчиненных подразделений.
В настоящее время на основе баз данных Главного информационного центра МВД России и отчетов, сосредотачиваемых в Генеральной прокуратуре, правоохранительные органы располагают определенной статистической информацией о преступлениях. Прокурорам субъектов РФ направляются сведения о состоянии преступности по итогам полугодия и года. В необходимом объеме (по существу, без ограничений) она представляется руководству министерств и ведомств. Анализ, основанный на этих данных, позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, а при необходимости и меры прокурорского реагирования на самом высоком уровне.
Но, к сожалению, в государственной статистике содержатся неполные сведения о регистрируемой преступности. Многие ведомства - Федеральная служба безопасности, органы военной прокуратуры ведут свой ведомственный учет преступлений, но эти данные не находят отражения в сводных статистических показателях преступности, т.к. они передают неполные данные о зарегистрированных преступлениях.
Вообще на регистрацию преступлений и формирование данных о преступности, в частности, влияют различные факторы. Чаще внимание обращается на субъективный подход к регистрации и учету преступлений. Но следует иметь в виду и объективные условия, в связи с которыми возрастает отличие количества зарегистрированных от реально совершённых преступлений. Так, изменения в уголовном законе порождают вопросы, как учитывать те или иные преступления (к примеру, ранее считавшиеся лишь эпизодами длящегося преступления).
Для преодоления факторов, препятствующих полноте регистрации и учета преступлений, на первоначальном этапе требуется решить минимум две задачи: первая - установить возможный уровень латентной преступности, чтобы показать ее реальное состояние и тем самым определить объем работы правоохранительных органов; вторая - принять соответствующие правовые нормы, позволяющие "без оглядки на начальников" не только регистрировать, но и самое важное, учитывать заявления, сообщения, обращения граждан и организаций обо всех происшествиях с признаками преступления, в том числе деяния, не представляющие в силу малозначительности общественной опасности и не влекущие привлечения лица к уголовной ответственности, но подлежащие обязательному учету, как это делается во всех странах с устоявшейся системой полицейского расследования.
2.1 Криминологический анализ латентной преступности
Для криминологического
анализа признаков и
Проблема латентности особенно актуальна не только для определения объема, интенсивности (уровня) преступности и выявления ее объективных показателей, но и как существенный криминогенный фактор.
Неотъемлемыми последствиями латентности преступности являются:
· искажение представления о фактическом состоянии, уровне, структуре, динамике преступности, о величине и характере ущерба, причиненного обществу преступными деяниями;
· препятствие реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления;
· рост преступности, особенно рецидивной;
· снижение достоверности прогнозов преступности, затрудняющее определение основных направлений борьбы с ней;
· снижение авторитета правоохранительных органов;
· снижение активности граждан в борьбе с преступностью.
Признаки, присущие латентной преступности:
· общественная опасность указанного явления в силу его значительной распространенности и повторности;
· социальная природа латентной преступности, ее способность к изменению;
· массовый характер, обусловленный тем, что латентная преступность представляет собой совокупность незарегистрированных преступлений, которая по оценкам экспертов в несколько раз превышает зарегистрированную преступность;
· специфика структуры.
Повышенной латентностью характеризуются особо тяжкие преступления (например, тщательно планируемые и скрываемые убийства).
Из состава латентных преступление может быть исключено при наличии двух следующих оснований:
1) регистрация в системе
государственного
2) истечение срока давности привлечения лица к уголовной ответственности за совершение этого преступления.
Эмпирический анализ, проведенный в рамках исследования латентной преступности на региональном уровне, показал, что в структуре скрываемой преступности доминируют преступления против собственности - более 50 %, далее по степени распространенности следуют посягательства на личность (побои, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, убийства) - более 15 %, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков - 14,5 %, против общественной безопасности - 11,7 %
Латентный период скрываемых преступлений, в отличие от скрытых деяний, невелик, он колеблется от 5 дней до 5 месяцев, что сопряжено с проведением плановых текущих проверок, осуществляемых в рамках прокурорского надзора. Наибольший латентный период наблюдается у преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что обусловлено, скорее, организационными причинами - сроками проведения плановых проверок отказных материалов по таким преступлениям.
Скрытая преступность характеризуется следующими особенностями:
1) структурой скрытых преступных посягательств, в которой наибольший удельный вес имеют кражи (30,5 %), далее по степени распространенности следуют грабежи (14,8 %), побои (12,5 %), изнасилования (7,7 %), угроза убийством (4,1 %) и др.;
2) латентный период у скрытых деяний более длительный, нежели у преступлений, входящих в состав скрываемой преступности. Данные посягательства переходят в состав зарегистрированных лишь благодаря активности правоохранительных органов.
3. Методы выявления латентной преступности в современных условиях
Цель выявления - раскрытие и расследование преступления с тем, чтобы привлечь к уголовной ответственности лицо, его совершившее и возместить ущерб, причиненный преступным деянием.
В настоящее время оценка состояния преступности производится в основном по статистическим данным. При существующей системе учета такие сведения не могут быть в полной мере достоверными. Особенно это касается видов преступности с повышенной латентностью. Отсутствие достоверных данных не только не позволяет объективно оценить криминологическую картину преступности и особенно наиболее латентных ее видов, но и определить направленность основных усилий как в борьбе с преступностью в целом, так и с её отдельными видами.
Существует ряд методов, позволяющих получить косвенные данные о степени распространенности видов преступности с повышенной латентностью. Одним из них является опрос предполагаемых потерпевших по специальной анкете. На основе данных этого опроса можно, например, определить соотношение между выявленной и латентной преступностью в исследуемом регионе, установить мотивы сокрытия преступлений от правоохранительных органов, выявить обстоятельства, способствующие высокой латентности изучаемого вида преступности.
При анализе результатов опроса следует иметь в виду, что их нельзя прямо сопоставлять с данными уголовной статистики, поскольку в процессе опроса выявляется число потерпевших, а не количество преступлений и преступников. В то же время анкетирование позволяет сопоставить общее количество потерпевших с теми из них, кто обращался в правоохранительные органы, и тем самым выявить удельный вес латентных преступлений.
Весьма полезные результаты можно получить путем сопоставления данных уголовной статистики и статистики административных и дисциплинарных правонарушений, гражданско-правовых деликтов. Если показатели статистики свидетельствуют о снижении количества фактов обмана потребителей, а по данным торговой инспекции их количество, напротив, возрастает, значит, есть основания полагать, что растет латентность этого вида правонарушений.
Одним из методов выявления
латентной преступности является анализ
заявлений, жалоб, сообщений о преступлениях,
поступивших в
Хорошо зарекомендовали себя на практике локальные методы изучения латентности. Например, сведения о количестве фактов причинения вреда здоровью, полученные в поликлиниках, больницах, можно сопоставить с данными органов милиции, прокуратуры, суда.
Достаточно эффективным методом выявления латентности является ее экспертная оценка. С её помощью можно получить достоверные сведения о соотношении между выявленными и скрытыми преступлениями.
Первоначально при установлении латентной преступности в регионе целесообразно провести диагностику ее состояния, определить основные параметры этого явления. Данная цель может быть достигнута посредством применения следующих косвенных методов измерения.
1. Метод аналогии - установление состояния зарегистрированной преступности в регионах со сходными социально-экономическими условиями.
На первом этапе такого
исследования необходимо получить информацию
о социально-экономическом
2. Метод структурного анализа - исследование структуры преступности, зарегистрированной на данной территории. Установление несоответствия в распределении преступных деяний позволит диагностировать ее реальное состояние - выявить объекты дальнейшего детального изучения на предмет измерения их латентности. Применяя данный метод, целесообразно использовать коэффициент общественной опасности.
На втором этапе криминологического
исследования латентной преступности
в регионе необходимо установить
уровень скрытой и скрываемой
преступности. Сопоставление полученных
результатов с итогами
Выявление латентной преступности осуществляется на уровне индивидуального явления - отдельного деяния.
Выявление осуществляется посредством применения методов открытой проверки, уголовно-процессуальных, криминалистических, оперативно-розыскных мер. Методы выявления пригодны для установления отдельно взятого преступления.
Методы выявления и
измерения латентности
Заключение.
Цель выявления латентной преступности - раскрытие и расследование преступления с тем, чтобы привлечь к уголовной ответственности лицо, его совершившее и возместить ущерб, причиненный преступным деянием.
Мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел в целом и подразделений криминальной милиции, в частности, являются начальными в процессе их деятельности по профилактике и раскрытию преступлений и осуществляются непрерывно не только в рамках рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности, но и при определенных тактических условиях в рамках других форм. Это вызвано тем, что хотя факты, влияющие на криминогенную активность лиц, и устраняются в процессе профилактики или раскрытия преступлений, но они вновь могут со временем проявляться либо взамен устраненных появляются новые. Изменяется и контингент лиц. Вместо тех, кто вследствие принятых к ним мер либо отказался от преступного поведения, либо привлечен к уголовной ответственности, появляются новые или же часть из них возобновляет свою преступную деятельность.
Именно поэтому нужны непрерывные действия оперативных аппаратов по выявлению названной категории лиц и фактов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Акутаев Р.М. Латентная преступность: актуальность проблемы и понятие. // Государство и право. 1997. № 12. С.79 - 87.
2.Акутаев Р.М. Некоторые
аспект борьбы с искусственно-
3. Буторин Л. Регистрация и учет преступлений // Законность. 2001. № 8. С. 33 - 35.
4. Гаврилов Б.Я. Способна ли российская статистика о преступности стать реальной? // Государство и право. 2001. № 1. С. 47 - 62.
5. Криминология: Учебник
/Под ред. В.Н. Бурлаков. - СПб.: Санкт-Петербургский
государственный университет,
6. Криминология: Учебник /Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 2001. - 480с.
7. Криминология: Учебник под ред. В.Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. - М.: Юристъ, 2006. - 734 с.
8. Самойленко В. Искаженная статистика // Законность. 2001. № 3. С. 22 - 23.