Понятие личности преступника и ее криминологическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:45, реферат

Описание работы

В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление, что преступление – это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. Только в ХVIII веке перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально к таким явлениям, как отклоняющееся поведение и преступность

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие личности преступника и ее криминологическая характеристика..5
2. Особенности зарождения (генезиса) личности преступника……………….9
3. Классификация и типология личности преступника……………………….12
4.Практическое значение криминологического анализа личности преступника……………………………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………...…22

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки РФ                                           Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования                              Владимирский государственный университет                     имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых  


Кафедра «Уголовное право и процесс»

 

реферат

По дисциплине: Криминология

ТЕМА: «Понятие, структура и основные черты преступника».

 

 

                                                                                                      Выполнила:

                                                                                      студентка группы 3Юд-109

                                                                      Никитина М.А.

                           Проверил:

Кудрявцев А.В.

 

 

 

Владимир 2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие личности преступника  и ее криминологическая характеристика..5

2. Особенности зарождения (генезиса) личности преступника……………….9

3. Классификация и типология  личности преступника……………………….12

4.Практическое значение криминологического анализа личности преступника……………………………………………………………………....15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы…………………………………………...…22

 

 

Введение

 

В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать. Никаких общественно-научных методов исследования в это время еще не было и нельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности. Тем не менее, греческие философы высказывали мысли о причинах преступности, и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности – недостаточное воспитание.

В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление, что преступление – это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. Только в ХVIII веке перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально к таким явлениям, как отклоняющееся поведение и преступность. Практическое изучение состояния преступности, ее причин, личности преступника впервые годы Советской власти было сосредоточено в уголовном розыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры и даже Наркомпроса. При различных учреждениях – судебных, исправительно-трудовых, медицинских и пр. были созданы криминологические кабинеты и клиники, сотрудники которых совместно с практиками изучали на основе статистического, эмпирического и клинического материала различные виды преступлений и типы преступников. Так, Московский кабинет по изучению преступности и личности преступника в 1924 году опубликовал сборник "Преступный мир Москвы", содержащий большой фактический материал. В 1925 году был создан государственный институт по изучению преступности и преступника. На него были возложены следующие задачи: изучение причин и условий преступности в целом и отдельных видов преступлений, изучение методов борьбы с преступностью, разработка вопросов уголовной политики, средств

 

и методов воздействия на осужденных, а также "изучение отдельных лиц, представляющих интерес для выяснения преступности". Его работа была очень продуктивной, но особо отмечается издававшийся сборник "Современная преступность", в номерах которого содержался анализ данных уголовной статистики в сопоставлении с результатами первой всесоюзной переписи населения 1926 года. В 30-е годы криминологические исследования в нашей стране были практически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина, в частности ошибочное мнение о том, что в социалистическом обществе нет социальных причин преступности, и эта проблема якобы не представляет ни научного, ни практического интереса. В результате институт по изучению преступности и преступника, криминологические кабинеты на местах были ликвидированы. Анализ преступности приобрел чисто ведомственный ограниченный характер, а научных разработок практически прекращен. Следующий этап развития советской криминологии начинается с конца 50-х годов. Исследование преступности включается в планы некоторых научно-исследовательских правовых учреждений страны. Криминологическая проблематики стала разрабатываться на кафедрах юридических учебных заведений. В 1963 году создается Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, на который была возложена координация научных исследований в области криминологии. С 1964 года преподавание криминологии вводится в программы юридических ВУЗов. Со второй половины 80-х годов по настоящее время криминологи получили возможность пересмотреть многие положения науки криминологии. Важным шагом стало снятие грифа секретности со всех данных по преступности и уголовной статистики. Подводя итог изложенного можно сделать вывод, что советские криминологи считали – их предшественники лишь задумывались над сущностью преступности, ее происхождением, причинами и пр., но преимущество отдавали изучению личности преступника, а преступность рассматривали в основном как субъективно-личностный феномен.

1. Понятие личности  преступника и ее криминологическая  характеристика

 

Криминология – учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. "Crimen" – преступление, "logos" – учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное.

Криминология изучает преступность, виды преступности и преступления, их причины и иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами, а также результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого? На этой базе криминологи разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностью и методики криминологических исследований.

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.

Значение изучения этой проблемы очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей.1 Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.

Хочется обратить внимание на то, что для криминологии главное в личности преступника – ее природа и источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, то есть те особенности, которые порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что

может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки профилактики преступлений.

Объектом криминологического изучения являются:

1) отдельные лица, совершающие  преступления (например, при монографическом  их исследовании);

2) разные контингенты  преступников: несовершеннолетние, рецидивисты  и т. п.,

3) различные криминологические типы преступников.

Одновременно изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от реальных людей, живших и действовавших в аналогичных с преступниками условиях.

Выявление психологических признаков – задача специалистов-психологов и требует специальных познаний, психофизиологических – медиков и биологов. При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов допустимо ограничение только социологическим, социально-психологическим и этико-правовым исследованием.

Личность преступника, изучается криминологами одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой – как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности.

Предметом криминологического изучения являются следующие личностные характеристики:

1) "объективные", или  социальные, позиции и роли; деятельность  личности;

2) "субъективные": потребностно-мотивационная  сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания.

Имеет ли личность преступника присущие только ей специфические черты, отличаются ли преступники от не преступников – это уже другие вопросы, и при ответе на них используются иные понятия.

 

Существуют различные определения этого понятия, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала.2 И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, "очеловеченном" виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека – не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки.

Как уже говорилось ранее, личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Подобный подход к определению сущности личности сформировался в философии давно. Еще в 1844 г. К. Маркс писал: "Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность – сознательная.3 Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности".

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.

Наряду с учетом разных характеристик преступников надо разграничивать преступников, т. е. вменяемых лиц, достигших определенного возраста, и лиц, не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в криминологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  зарождения (генезиса) личности преступника

 

Можно выделить три стадии генезиса личности преступника:

1. Формирование криминогенности личности, которая в этот период совершает аморальные поступки и правонарушения не уголовного характера. В данном состоянии негативная направленность личности еще не занимает ведущих позиций. В генезисе личности преступника эта первичная криминализация личности образует стадию предкриминогенной личности;

Криминогенность личности представляет собой качественной выражение соотношения негативной и позитивной направленности личности. А преступление является объективным, реальным показателем криминогенности личности.

Криминогенность можно рассматривать с двух позиций. Исходя из первой, "криминогенность рождается и умирает вместе с преступлением".

2. Совершение преступления, которое становится фактом реальной  действительности. Как следствие – криминализация личности состоялась;

3. Далее идет посткриминогенная  стадия, когда лицо привлекается  к уголовной ответственности. Теоретически  в этот момент должна начаться  декриминализация личности, однако, это не единственный вариант:

·Первое – действительно возможно, что в личности преступника произойдут изменения в лучшую сторону, то есть на первый план вновь выйдет позитивная направленность личности.4 Тогда стадия посткриминогенной личности завершится формированием устойчивой социальной направленности, и личность преступника исчезнет как таковая;

·Второй вариант – осужденный совершает еще одно преступление, находясь в местах лишения свободы, либо после отбытия там положенного срока. В любом случае это означает вторичную криминализацию личности, т.е. декриминализация личности не происходит, и личность вновь возвращается в криминогенную стадию.

Генезис личности преступника имеет некоторые особенности тогда, когда преступник обладает физическими или психическими отклонениями. Криминологические исследования показывают, что подобные отклонения оказываю влияние на поведение человека, в том числе и на преступное.

В отечественной криминологической науке вопрос о роли психических или иных отклонений при совершении преступления нередко подменяется вопросом о соотношении социального и биологического в личности. Отечественные криминологи исходили, да и сейчас исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, т.е. что она социально обусловлена.

К психическим аномалиям, которые чаще всего исследуются в криминологическом аспекте, относятся психопатия, алкоголизм, наркомания, олигофрения, травмы центральной нервной системы, шизофрения в стадии стойкой ремиссии, эпилепсия.

Как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, почти 30 % людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости.5 При этом они встречаются в основном у несовершеннолетних преступников, лиц, совершивших тяжкие преступления против личности (убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения), рецидивистов.

По статистике среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, чаще всего встречаются такие аномалии:

- психопатии и психопатические  состояния – 33 %;

- органические поражения центральной нервной системы – 19 %;

- ушибы головного мозга  – 18 %;

Среди убийц – более 70 % лиц с психическими аномалиями. Среди рецидивистов – 75 - 90 % с психопатией, тогда как среди всех преступников этот показатель колеблется в интервале 15 - 65 %.

Психоаномалии существенно затрудняют усвоение социальных норм, регулирующих поведение. Поэтому подобные лица больше, чем кто-либо, отчуждены от общества. Круг их семейных, досуговых и деловых отношений достаточно узок и неустойчив, а иногда отсутствует вовсе. Как следствие – эти люди довольно конфликтны в общении.

Но, в то, же время, не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказали исследования, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Конечно, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.

Информация о работе Понятие личности преступника и ее криминологическая характеристика