Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:52, курсовая работа
Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова «crime» (преступление) и греческого слова «logos» (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает «учение о преступлении». Принимая во внимание то обстоятельство, что термин «преступление» практически равнозначен термину «преступность», более точно, можно обозначить криминологию как «науку о преступности».
Введение 3
Глава 1. Понятие криминологии и ее структура 6
1.1. История возникновения науки криминология 6
1.2. Понятие криминологии. система криминологии 11
Глава 2. Предмет криминологии 20
2.1. Элементы предмета криминологии 20
2.2. Характеристика предмета криминологии 23
Заключение 25
Список литературы 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа по дисциплине: «Криминология»
на тему: «Предмет криминологии и ее структура»
Улан-Удэ, 2014
оглавление
3 | |
Глава 1. Понятие криминологии и ее структура |
6 |
1.1. История возникновения науки криминология |
6 |
1.2. Понятие криминологии. система криминологии |
11 |
Глава 2. Предмет криминологии |
20 |
2.1. Элементы предмета криминологии |
20 |
2.2. Характеристика предмета |
23 |
Заключение |
25 |
Список литературы |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.
Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова «crime» (преступление) и греческого слова «logos» (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает «учение о преступлении». Принимая во внимание то обстоятельство, что термин «преступление» практически равнозначен термину «преступность», более точно, можно обозначить криминологию как «науку о преступности». Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.
Преступность в своих проявлениях многообразна, многолика, что создает огромные трудности, как для ее теоретического осмысления, так и для практики борьбы с ней. Она различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристике лиц, совершающих преступления, и по многим другим параметрам. Она нацеливает общество на трудную (и не всегда успешную) борьбу с преступностью, обязывает глубоко анализировать ее причины, условия, ей способствующие, изучать тех, кто совершает преступления, разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, предупреждения преступлений, определять те меры, которые связаны решением экономических, социально – культурных, воспитательных задач, осуществляемых обществом, государством, различными их ячейками.
Современный этап развития российского общества характеризуется стратегическим курсом на создание правового государства. В стране осуществляются радикальные социально-экономические реформы, идет процесс демократизации всех сторон общественной жизни, который невозможен без укрепления законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем в последние годы произошло резкое ухудшение криминальной обстановки, которая в настоящее время оценивается как чрезвычайно острая и сложная.
В первой части данной работы дается понятие криминологии, рассматриваются ее основные методы, задачи и функции. Во второй части сделана попытка дать определение преступности, причинам и условиям ее возникновения, рассмотрены меры предупреждения преступности.
Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, противоречащим требованиям нормам социального светского государства.
Изучение преступности включает установление и научное осмысление количественных и качественных показателей преступности, характеризующих ее состояние, структуру, динамику, территориальное распределение, особенности преступности в различных видах поселений, в различных социальных слоях и группах населения.
Криминология изучает данные о преступности в целом, а также по отдельным видам и группам преступлений и по отдельным криминологическим проблемам.
Например, преступность несовершеннолетних, рецидивная преступность, групповая преступность.
Помимо преступности, предметом криминологии являются также причины преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает их взаимосвязь с другими социальными явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию причин преступности1.
Криминология выявляет условия, способствующие совершению преступлений или затрудняющие, вскрывая механизм взаимодействия причин и условий преступности. Шаргородский М.Д. под причинами преступности в широком смысле считал все те обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность.
Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины. Причина преступности - это активная сила, которая порождает ее существование. Причины конкретного преступления - это те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения.
Глава 1. Понятие криминологии и ее структура
1.1. История возникновения науки криминология
Возникновение криминологии как самостоятельной науки относится к середине XIX в. В истории криминологии выделяют три периода (школы): классический, позитивисткий и плюралистический2.
Классическая школа возникла после появления в 1765 г. работы Ч. Беккариа (1738-1794 гг.) «О преступлениях и наказаниях».
Классической эта школа называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии.
Классическая школа отвергла религиозные истолкования преступления как проявления «греховности», «податливости силам зла».
Представители классической школы полагали, что совершение преступления – это вопрос свободной воли человека и его умысла. Наказание устрашает, поэтому уголовные законы должны широко обнародоваться в интересах единообразия и устрашения.
Классическая школа заменила принципы наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленными в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного. Классическая школа выдвинула лозунг «пусть наказание соответствует преступлению».
Принципы, рекомендованные Беккариа, сводились к следующему: основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей;
преступление должно рассматриваться как ущерб для общества;
предупреждение преступности значительно важнее наказания, а это означает, что закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность;
тайные обвинения и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми судебными процедурами, и дача показаний против соучастников в расчете на снисхождение есть «публичное удостоверение предательства», а потому должна быть упразднена;
цель наказания – удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть;
тюремное заключение следует применять значительно шире, но содержание в тюрьме нужно улучшить.
Ограниченность классической школы состояла в том, что ее представители недостаточно оценивали особенности личности, играющие существенную роль в совершении преступления, не видели необходимости учитывать их при реализации наказания и преступления. Классическая школа в малой степени опиралась на практику, на фактический материал о преступлениях и борьбе с ней.
Понимание природы преступного поведения как проявления свободы воли не позволяло представителям классической школы выработать представление о преступности как объективно существующем явлении. А без этого не может быть объекта научного исследования. Поэтому ни Ч. Беккариа, ни другие представители классической школы не могут считаться основоположниками криминологии.
Позивистской, или итальянской, школе начало было положено Ч. Ломброзо (1835-1909 гг.), когда в 1896-1897 гг. вышла в свет книга «Преступный человек».
Позитивистская школа криминологии придерживалась теории, в соответствии с которой преступное поведение не избирается правонарушителем свободно, а обусловливается биологической и социальной наследственностью и другими факторами.
Сторонниками позитивистской школы были Энрико Ферри (1856-1928), Рафаэль Гарофало (1852-1934), Габриэль Тард (1843-1904) и др.
Свое название позитивистская школа получила ввиду того, что стремилась заменить отвлеченные рассуждения и философствование, попытку представителей классической школы рационально, чисто теоретически объяснить, почему человек совершает преступление, юридическими выводами и наблюдениями, основанными на доказательствах.
От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к «причинности» преступления.
Позитивистская школа развивалась в двух основных направлениях: антропологическом (биологическом) и социологическом.
Плюралистический период длится с 30-х годов ХХ века по настоящее время.
Родоначальником антропологического направления в криминологии считается Ч. Ломброзо.
Методологическую основу его учения составлял позитивизм. На учение Ч. Ломброзо огромное влияние оказала эволюционная теория видов Ч. Дарвина. Перенося эволюционную теорию на область изучения преступности, Ч. Ломброзо утверждал, что у преступников имеются особые физические черты, которые сближают их с первобытным человеком. Следовательно, существование преступников является проявлением атавизма, т.е. внезапного воспроизведения на свет в наше время среди цивилизованных людей первобытных людей, близких к своим человекообразным предкам.
Он разработал классификацию преступников, включавшую следующие типы: 1) прирожденные преступники; 2) душевно больные преступники; 3) преступники по старости, к которым относятся также политические маньяки; 4) случайные преступники.
Мысль о том, что строение тела и другие особенности физической конституции человека составляют биологическую основу поведения, не нова. Еще в Vв. до н.э. Гиппократ выделял два типа людей: коренастых и плотных, подверженных апоплексии и сходным недугам, и стройных, худощавых, подверженных респираторным заболеваниям. Во ІІ в. до н.э. Гален говорил о четырех широко известных типах темперамента: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом, которые он связывал с преобладанием в организме одной из четырех жизнетворных жидкостей.
Подавляющее большинство криминологов видят истоки преступности в социальных условиях. Методологической базой такого рода объяснений являются социологические теории в криминологии.
Первым криминологом социологического направления считается бельгийский математик и астроном Адольф-Жак Кетле (1796-1874). Основываясь на анализе преступности и состояния морали во Франции, проведенном им в 1836 г., Кетле пришел к выводу, что общество само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, - это лишь инструмент, при помощи которого оно совершается.
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), разрабатывая основы переустройства общества, немало внимания уделили вопросам борьбы с преступностью.
Основными факторами преступности в капиталистическом мире Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали социальное неравенство и эксплуатацию трудящихся, естественными последствиями которой являются безработица, крайняя бедность и нищета, низкий уровень образования и воспитания в рабочей среде.
В «Манифесте Коммунистической партии» Карл Маркс и Фридрих Энгельс подчеркивали значение экономического детерминизма.
Исследования проблемы экономических условий и преступности не были плодотворными. Они показали, что имущественные преступления растут в периоды экономических спадов, а преступления против личности – в периоды процветания, хотя уровень преступности в целом остается относительно стабильным.
До октября 1917 года в России криминология изучалась в рамках уголовного права. Самостоятельной науки криминологии не было.
Основной школой было не антропологическое, а социологическое направление, в рамках которого выделялись правое и левое крыло.
Основанием выделения правого и левого крыла в социологической школе являлись различные методологические позиции криминологов в изучении закономерностей развития преступности.