Преступление и его исторические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:36, реферат

Описание работы

Своевременное и успешное предупреждение преступлений возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. «Личность – основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.12 Кб (Скачать файл)

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий, как часто они дают криминальный результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Изучение системы поступков личности и ее деятельности в целом помогает выявить определенные стереотипы поведения, ставшие для нее привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства. Это объясняет преступное поведение людей в ситуациях, не привычных для личности, или когда она действует почти импульсивно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные черты криминологической характеристики личности преступника.

Объектом криминологического изучения являются отдельные лица, совершающие преступления; различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты); различные криминологические типы преступников.

Задача такого изучения  вычленить круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки.

Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы7.

Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:

среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом, например, среди виновных в хищениях чужого имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением в сфере торговли и бытового обслуживания и некоторых других;

возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 1840 лет (до 7075%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 2529 лет, затем следуют 1824, 1417летние, и, затем, 3040 летние. Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет – это чаще всего кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта; 

семейное положение родителей и то, какими методами они осуществляют воспитание будущих членов общества, оказывает влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов девиантного поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание;

коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей). В целом распространенность преступности среди холостяков и одиноких, выше, чем среди лиц, имеющих семьи. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля8.

особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы в трудовой деятельности и пр.). Следует отметить большую категорию в их контингенте лиц без определенных занятий. Среди неработающих достаточно велика доля преступников-рецидивистов.

Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, с ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень образования преступников в целом немного ниже, чем у законопослушных граждан. Причем, особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Наименее низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – среди совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием, служебным положением.

Современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, социальной роли (положением в обществе и принадлежности к определенным социальным группам), социальному статусу (в соответствии с которым от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение же ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом, либо личностью и ее окружением);

среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности9. Преобладающую часть рецидивистов составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших ранее кражи;

особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям. лидерскими способностями и ярко выраженной индивидуальностью обладают немало преступных личностей. Эти качества в сочетании с негативно искаженными ценностными ориентациями, нравственными и правовыми взглядами обычно выделяют лидеров преступных групп и преступных организаций, являясь общественной характеристикой последних. Эти же качества могут быть основанием для классификации преступников, показателем их общественной опасности и общественной опасности того или иного вида преступного поведения. Лидерские качества означают не только умение руководить людьми и подчинять их себе любыми средствами, но и эмоциональную холодность, равнодушие к другим участникам преступной группы или преступной организации, общую направленность преступной активности группы10.

Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, расы, национальности и т.д. не должны становиться основанием для какой-либо дискриминации. Вот в чем суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций.

Поэтому и сам термин “личность преступника” весьма условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет к применению аморальных методов изучения и в конечном счете к античеловеческим выводам.

Криминология (генетика и криминолого-генетические исследования) может быть прогрессивна и гуманистична, когда она этична. Нельзя рассматривать человека как некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества “по полочкам” (способен  не способен, умен  не умен, предрасположен  не предрасположен), “приговаривая” его к той или иной роли в жизни и подчас лишая его тем самым какихлибо перспектив.

С учетом вышесказанного, возникает необходимость классификации и типологии преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение изучения этих проблем очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.

Как видим, учение о личности преступника имеет как научнопознавательное, так и практическое значение, конкретизируя в личности проблемы детерминации преступности и борьбы с ней11.

Комплексное изучение личности преступника не должно ограничиваться установлением отдельных признаков, которые часто поверхностно характеризуют личность, а должно проводиться с необходимой глубиной в их взаимодействии, что является гарантией более полного выявления составляющих генезиса личности преступника с целью применения адекватных средств для её коррекции и недопущения совершения ею новых преступлений.

Типология фиксирует не просто то, что чаще всего случается, а закономерное, что является логичным результатом социального развития личности. Она углубляет наши знания о преступниках, что способствует разрешению общих заданий борьбы с преступностью, в частности повышению эффективности индивидуальной профилактики преступников и ресоциализации осуждённых.

Диагностика личности как относящейся к криминогенному  типу не служит основанием для применения санкций,  ограничений прав и законных интересов человека. Основанием для этого должно быть только всегда реальное поведение. Характер применяемых правовых мер должен строго соответствовать характеру содеянного: за дисциплинарные правонарушения дисциплинарные санкции и т. д. Но такого рода диагностика служит основанием для выделения указанных лиц в качестве самостоятельного объекта при специальном, индивидуальном предупреждении преступности, в том числе для оказания позитивной социальной поддержки таким лицам в бытовом и трудовом устройстве; для своевременного пресечения их криминогенного влияния на детей; для полного выявления фактов их правонарушений и применения установленных законом мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеева А. И. Криминология и профилактика преступлений: учебник / А. И. Алексеева. – М.: Норма, 2003. – 537 с.
  2. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения: учебник /Ю. М. Антонян. - М.: Норма, 2004. – 631с.
  3. Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии: учебник / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин. - М.: Юристъ, 2004. – 643 с.
  4. Беляева Н. А. Криминология: учебник / Н.А. Беляева, В. В. Орехова. - М.: Изд-во «Норма», 2003. – 539 с.
  5. Долгова А. И. Криминология: учебник / А. И. Долгова. – М.: Норма, 2005. – 482 с.
  6. Кудрявцев В. Н. Криминология: учебник / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - М.: Юристъ, 2007. – 637 с.
  7. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения: учебник / В. В. Лунеев.- М.: Инфра-М, 2007. – 943 с.
  8. Стручков Н.В. Проблема личности преступника: учебник /Н. В. Стручков. – М.: Норма, 1998. – 647 с.

1 Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии: учебник / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин. - М.: Юристъ, 2004. – с. 89

2 Алексеева А. И. Криминология и профилактика преступлений: учебник / А. И. Алексеева. – М.: Норма, 2003. – с. 94

 

3 Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии: учебник / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин. - М.: Юристъ, 2004. – с. 123

 

4 Алексеева А. И. Криминология и профилактика преступлений: учебник / А. И. Алексеева. – М.: Норма, 2003. – с. 102

 

5 Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения: учебник / В. В. Лунеев.- М.: Инфра-М, 2007. –  с.56

 

 

6 Беляева Н. А. Криминология: учебник / Н.А. Беляева, В. В. Орехова. - М.: Изд-во «Норма», 2003. – с. 78

 

7.Стручков Н.В. Проблема личности преступника: учебник /Н. В. Стручков. – М.: Норма, 1998. –  с. 127

 

8 Долгова А. И. Криминология: учебник / А. И. Долгова. – М.: Норма, 2005. – с. 93

 

9 Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии: учебник / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин. - М.: Юристъ, 2004. – с. 215

10 Беляева Н. А. Криминология: учебник / Н.А. Беляева, В. В. Орехова. - М.: Изд-во «Норма», 2003. –  с. 267

 

11 Антонян Ю.М. Причины преступного поведения: учебник /Ю. М. Антонян. - М.: Норма, 2004. – с. 67

 


Информация о работе Преступление и его исторические аспекты