Преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:25, реферат

Описание работы

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности
Уголовный кодекс РФ закрепил особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установил возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу. Все это делает не только возможным, но и необходимым криминологическое изучение преступности несовершеннолетних, ее основных характеристик, причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами в возрасте от 14 до 17 лет включительно, разработку мер по их предупреждению.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних на современном этапе
Глава 2.. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
Глава 3. Причины и предупреждение данного вида преступности.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом направлении является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы такой концепции.

Политика предупреждения  преступности не имеет вполне сложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено  многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин  не «борьба», а «предупреждение».16

Так, государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

Государственная политика предупреждения  преступности не автономна. Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственной политики.

Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии. Эта особенность придает специфику целям  политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны, ее цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и правовой практики.

 С позиции формулирования  цели не вызывает сомнения  решения одной из важнейших  задач при разработке концепции  ювенальной юстиции – обоснование  комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются  в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их ответственности за совершенные проступки и правонарушения (одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики).17

Игнорирование двойного содержания  цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.18

Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

  • Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью несовершеннолетних;
  • Социально-психологического состояния общества,  его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью несовершеннолетних;
  • Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;
  • Социального контроля (формального и неформального, внутреннего  и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;
  • Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными,  правовыми) ее реформирования и развития.19

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:

Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;

Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.

Третий – последствия.  Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.

Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А, следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

  • разработка критериев определения профилактического потенциала права;
  • расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного, трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».
  • Увеличение числа профилактических норм в УПК РФ;
  • Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
  • Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.20

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».

Цель системы правоохранения – обеспечение безопасности в обществе (защита человека, общества и государства  от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.

Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:

1. Подход к проблеме с учетом  несовершеннолетних как особой  группы населения, которая нуждается  в повышенной защите.

  • Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
  • Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
  • Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
  • Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2. Подход к проблеме с учетом  ее приоритетности:

-  решение всех задач, связанных  с предупреждением преступности  несовершеннолетних, рассматривать  не как «расходы» общества, а  как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.

  • последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
  • Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
  • Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3. Подход к процессу модернизации  законодательства с учетом соблюдения  принципа повышенной юридической  защиты прав несовершеннолетних:

  • Усиление профилактического потенциала права.
  • Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.
  • Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
  • Специализация следователей, прокуроров, судей.
  • Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.
  • Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
  • Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
  • Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
  • Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.
  1. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
  • Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
  • Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.
  • Создание единого пространства профилактики.
  • Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.
  1. Подход к проблеме с учетом региональных условий.
  • Оценка криминогенной ситуации.
  • Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.
  • Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
  • Принятие законов и иных подзаконных актов.
  • Согласование программ предупреждения преступности на региональном уровне с программами  потребностями на местном уровне.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время в стране предпринимаются действия по устранению наиболее негативных процессов и явлений, которые долгие годы существенно осложняли борьбу с преступностью, способствовали правонарушениям детей и подростков. Однако тот социальный результат, который в конечном итоге будет получен, зависит от многих обстоятельств.

Рассмотрение дел о преступлениях и иных правонарушениях несовершеннолетних характеризуется рядом особенностей, обусловленных требованиями закона и практическими рекомендациями, что является существенным аргументом в пользу создания специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних

Это дало бы возможность поднять в целом качество рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, повысить уровень проводимой профилактической работы, использовать гражданско-правовые средства в борьбе с детской беспризорностью, в решении проблем раннего предупреждения преступлений несовершеннолетних и более четко ориентировать правосудие прежде всего на защиту их прав и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993 г.;
    2. Всеобщей декларации прав человека от 1948 г.;
    3. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г.;
    4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996 г.;
    5. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001 г.;
    6. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.

 

Научная и учебная литература:

    1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций / А.И. Алексеев. - М.: Юрист, 2007;
    2. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 2004;
    3. Богоявленский Д. Российские самоубийства и российские реформы // Население и общество. Информационный бюллетень ЦДЭЧ. 2001;
    4. Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен / В.В. Верин. - М.: Юрист, 2006;
    5. Вестник восстановительной юстиции. М., 2000;
    6. Восстановительное правосудие в России: Технология взаимодействия общества и государства. М.: Судебно-правовая реформа, 2001;
    7. Дети в тюрьме. М., 2001. Вып. 1; М., 2003;
    8. Дуйсекеев Г. Малолетняя преступность – порождение эпохи перемен / Г.  Дуйсекеев // Законность.2004;
    9. К вопросу о социальной реабилитации наиболее уязвимых групп тюремного населения (подростки, женщины). М.; Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2001;
    10. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 2005;
    11. Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования. М.: Центр содействия правосудию, 2002;
    12. Социальное сиротство в современной России: Аналитический доклад / ред. А. Реан. М.: ENSCW, 2002;
    13. Сухарев А. Л. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути, средства противодействия / А. Л. Сухарев - М.: Норма-М, 2006;
    14. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. — М.: Юристъ, 2004;
    15. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2005.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних