Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 12:40, контрольная работа
1. Особенности преступности несовершеннолетних.
2. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
ЧОУ ВО «Юридический институт»
Контрольная работа
по курсу: «Криминология»
Особенная часть вариант №
Санкт-Петербург – 2015
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ :КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общая преступность формируется под воздействием многочисленных факторов и преступность несовершеннолетних не исключение , но она имеет свою специфическую особенность она сама по себе является источником развития общей преступности.
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних предопределена самой формулой закона, кᴏᴛᴏᴩая в отдельной главе Уголовного кодекса РФ закрепила особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установила возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу преступников. При ϶ᴛᴏм, если учитывать, что ее нижние границы – 14 лет и верхние – 18 лет носят в определенной степени условный характер, хотя и связаны с требованиями возрастной психологии и уголовной политики, а также с тем, что до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетние совершают значительно большее -– в 4– 5 раз – число общественно опасных действий, аналогичных по объективной стороне уголовно наказуемым действиям, то понятно, насколько значительны сложности при изучении состояния, тенденций и генезиса преступности несовершеннолетних, изучении личности преступника, при разработке применительно к ϶ᴛᴏй возрастной группе лиц мер профилактики и уголовно-правового реагирования.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже традиционно значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.
Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием гендерных социальных связей со средой, в кᴏᴛᴏᴩой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общими характерологическими ϲʙᴏйствами мужчин.
В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По ϶ᴛᴏму признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им ϲʙᴏих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у их сверстников, не совершавших преступления. Так, среди несовершеннолетних преступников часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некᴏᴛᴏᴩые – во вспомогательных школах.
С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, так как в семье формируются социально значимые качества личности и ϲʙᴏйственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более двух третей несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Отметим, что каждого восьмого – десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники. Исключая выше сказанное, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с кᴏᴛᴏᴩыми дружат их дети. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.
Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников будут особенности их правового сознания. Стоит сказать, для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью (как населения в целом, так и несовершеннолетних) и негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, «незаконном» осуждении.
Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном его составляют ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.
Особой будет и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в два-три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. При всем этом, согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения ϲʙᴏбодного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше ϲʙᴏбодного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.
Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения. Ее основные признаки:
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних заключаются в возможности ее замены на применение принудительных мер воспитательного; необходимости учитывать ряд дополнительных обстоятельств при назначении наказания; ограничении видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним; возможности освобождения несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия либо помещением их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение; изменении условий условно- досрочного освобождения от наказания ; изменении сроков давности и сроков погашения судимости.
Выделяя особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, УК РФ исходит из того , что в Общей части ряд положений либо специально регламентирует ответственность несовершеннолетних , либо распространяется на несовершеннолетних , а именно :
Особенности социального статуса несовершеннолетнего делают невозможным применение таких видов наказания, как:
Личностные характеристики несовершеннолетних преступников
ов, разводы, жестокое обращение с окружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, преступность в целом, кᴏᴛᴏᴩые входят в комплекс социальных факторов, обусловливающих их отклоняющееся, в т.ч. и преступное, поведение.
Применительно к несовершеннолетним процессы и явления социальной действительности, создающие негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими преступлений, исследованы криминологами достаточно полно. К их числу, например, в разные годы были отнесены: значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу (в т.ч. и по происхождению); нарушение принципов оплаты труда, потребления денежных и иных материальных благ (жизнь не по средствам в родительской семье, низкая или уравнительная оплата труда воспитателей и педагогов и др.); различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия данных позиций на ближайшую перспективу; процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков; противоречие между субъективным стремлением детей и подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и др. ); противоречие между духовными и особенно материальными потребностями детей и подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения; низкий уровень правовой культуры, значительная деформация нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей, иных воспитателей; традиционное осуществление основных воспитательных функций в отношении несовершеннолетних лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки в ϶ᴛᴏй области; недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков и многие др. При этом в последние годы в результате коренных социальных преобразований, осуществляемых в стране, криминальный характер их влияния на судьбы подростков существенно возрос.
Специфичность воздействия перечисленных, как и иных социальных, процессов и явлений на поведение детей и подростков, в отличие от взрослых, заключается в более опосредованном через ближайшее окружение характере их как позитивного, так и негативного влияния. Часто именно ближайшее окружение, ослабляя, нейтрализуя или даже преобразуя негативные последствия данных процессовтрадиционно придает им иное, в основном благоприятное формирующее значение, защищает несовершеннолетних от жизненных трудностей и невзгод. Но именно ϶ᴛᴏ же окружение, ввиду сложного, подчас противоречивого характера отражения объективных процессов в сознании людей, сочетающегося с изоляцией детей от условий реальной жизни, одновременно способствует тому, что даже в общем плане положительные\ стороны социальных процессов действуют значительно медленнее и слабее, чем ϶ᴛᴏ крайне важно для позитивного формирования их личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Нередко они искажаются микросредой до такой степени, что действуют в негативно преображенном виде.
В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания. Этот вывод конструктивен и для теории, и для практики. Стоит заметить, что он позволяет рассматривать причины и условия, способствующие совершению преступлений, главным образом в плане выявления негативных сторон взаимодействия микросреды (применительно к отдельным институтам социализации детей и подростков) и личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Но при ϶ᴛᴏм не
только не исключает, а, наоборот,
обусловливает необходимость
В качестве издержек воспитания в причинном комплексе, детерминирующем преступное поведение несовершеннолетних, исследователи наиболее часто выделяют:
•криминогенное влияние трудностей и недостатков в деятельности социальных институтов, непосредственно ответственных за обучение, воспитание несовершеннолетних, их исправление и перевоспитание (постоянное использование антипедагогических форм и методов воспитательного воздействия;
•проведение воспитательной и профилактической работы без должного учета возрастных, психологических, нравственных, иных личностных особенностей несовершеннолетних и др.);
•криминогенное воздействие негативных условий микросреды (продолжительное и целенаправленное отрицательное воздействие на детей и подростков со стороны деморализованных лиц, включая прямое вовлечение их в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение);