Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 14:07, доклад
Вместе с этими причинами на формирование преступного поведения влияют некоторые условия, в виде воздействия со стороны общества: безнадзорности как отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений за связями и временем несовершеннолетних (более 90% случаев преступлений); низкий уровень работы школы и других учреждений; отсутствие системы трудоустройства подростков; отсутствие сети детского и подросткового досуга; увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.
НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов.
Анализ мотивации
преступного поведения
Анализ мотиваций преступного поведения подростков показал, что в большинстве случаев оно носит характер полимотивационного при наличии ведущего, доминирующего мотива. К примеру, мотивация удовлетворения первичных физиологических потребностей, характерная для одиночных сексуальных деликтов, формируется из совокупности мотивов – мотива получения собственно сексуального удовлетворения и неосознаваемого мотива утверждения себя как взрослой половозрелой личности; мотивация замещения при совершении групповых преступлений насильственного типа складывается из мотивов самоутверждения в глазах членов своей референтной группы в сочетании с неосознаваемыми гиперкомпенсаторными мотивами. Или: мотивация девиантной идентичности при совершении групповых корыстных преступлений включает в себя совокупность мотивов самоутверждения, соответствия установкам группы и неосознаваемые гиперкомпенсаторные мотивы и т.д.
Кроме того, вопреки бытующему мнению о том, что подавляющее большинство преступлений совершают «трудные» подростки из социально неблагополучных семей, результаты проведенного исследования со всей очевидностью продемонстрировали тот факт, что 58% преступных деяний осуществляются несовершеннолетними с различными социально-демографическими характеристиками – и «трудными», и «элитарными трудными». Например, религиозная, оккультная или националистическая направленность мотивации при совершении насильственных преступлений характерна именно для подростков из социально-благополучных семей, что вполне понятно. Несовершеннолетними преступниками данной категории являются и члены деструктивных культов (например, сатанисты), и члены националистических организаций агрессивного толка (скинхеды), и несовершеннолетние, вовлеченные в террористические организации взрослых преступников под «знамение чистого ислама». Данные преступные образования отличает устойчивость, большая или средняя численность, сплоченность, прочность общности «Мы», сформированной на упорно внедряемых в сознание подростков идеологических установках.
Так, члены группировок скинхедов – всегда подростки из социально благополучных семей, в их поведении не бывает признаков социально-педагогической запущенности, у них не возникает серьезных конфликтов с учителями и даже с родителями. Со сверстниками, не принадлежащими к их группировке, но и не вызывающими у них эмоций идеологической неприязни, такие подростки общаются хотя и формально, но бесконфликтно. Обычно они хорошо учатся, уровень развития их познавательной деятельности, как правило, достаточно высок, по крайней мере не ниже среднего, что также легко объяснимо – приверженность к подобной группировке предполагает полное погружение в ее идеологию с дальнейшим принятием последней, для чего подростку необходимо приложить достаточно волевых усилий (изучать соответствующую литературу с дальнейшим обсуждением ее постулатов в группе, заучивать множество цитат и т.п.). Понятно, что социально-педагогически запущенные подростки, отличающиеся низким уровнем развития познавательной деятельности, отсутствием мотивации к получению новых знаний, неразвитостью навыков усвоения школьного материала, – совсем «непригодный контингент» для вовлечения в подобные подростковые группы «избранных».
Проведенные исследования показали, что типичными для «трудных» подростков являются преступления, совершаемые с иными мотивациями: групповые корыстные деликты с мотивацией удовлетворения витальных потребностей для обеспечения жизнедеятельности при немедленном использовании полученных средств и с мотивацией девиантной идентичности; с мотивацией замещения или мотивацией вымещения при совершении насильственных преступлений в группе и с первичной насильственной мотивацией при осуществлении групповых деликтов корыстно-насильственного типа. К индивидуальным деликтам, совершаемым исключительно «трудными» подростками, можно отнести корыстные преступления с мотивацией удовлетворения витальных потребностей для обеспечения жизнедеятельности при немедленном использовании полученных средств; с первичной корыстной мотивацией при осуществлении преступных действий корыстно-насильственного типа и с мотивацией удовлетворения первичных физиологических потребностей – при сексуальных преступлениях.
Причем схожие по названию «мотивация удовлетворения гедонических потребностей, связанных с первичными сексуальными влечениями» при совершении групповых сексуальных преступлений и «мотивация удовлетворения первичных физиологических потребностей»,характерная для одиночных деликтов, несут совершенно разную смысловую нагрузку. Так, при совершении групповых сексуальных преступлений указанная мотивация включает в себя мотивы удовлетворения физиологических потребностей, связанных с первичными сексуальными влечениями; обусловленные пубертатным возрастом, сопряженные с сопутствующими им мотивами развлечения, – подростки получают наслаждение не столько от собственно сексуальных действий, сколько от глумления над беззащитной жертвой, самоутверждаясь в глазах друг друга. Безусловно, в подобных группах бывают подростки, участвующие в преступлениях, стремясь следовать установкам референтной группы, боясь показать, таким образом, свою личностную или физиологическую «слабость». Но, к сожалению, в большинстве случаев такие «начинающие» нерешительные преступники достаточно быстро соглашаются на совершение насильственных сексуальных действий, как правило, в отношении случайных и наиболее «доступных» для преступников жертв, в силу их незащищенности (чаще всего, в отношении малолетних мальчиков).
Преступлений подобного рода, к сожалению, множество, и они однотипны по механизму совершения, независимо от того, кто является потерпевшим – малолетний мальчик или несовершеннолетняя девочка, вынужденная выполнять требования насильников. Нередки случаи, когда несовершеннолетние преступники выбирают себе и «постоянных» жертв из числа малолетних или несовершеннолетних субъектов, не способных постоять за себя вследствие особенностей их личности: либо жертва страдает психическим расстройством, выявляя, как правило, признаки умственной отсталости; либо, наделенная определенным «ярлыком», является изгоем в среде сверстников. Жертвами таких преступлений бывают и несовершеннолетние среднего и старшего пубертатного возраста мужского пола, которые при первоначальном сексуальном насилии, следующем за систематически совершаемым над ними со стороны подростков физическим насилием без сексуального окраса, боясь оказать сопротивление, становятся в дальнейшем постоянными объектами собственно сексуальных надругательств.
К сожалению, преступления, совершаемые подростками единолично, по степени проявления жестокости достаточно часто не уступают групповым деликтам. Весьма показательными в этом плане являются преступления, совершаемые несовершеннолетними с мотивацией вымещения, характерной как для групповых, так и для индивидуальных деликтов. В основе подобного рода преступлений лежат неосознаваемые подростками механизмы реализации накопленного в течение жизни потенциала агрессии. Озлобленность несовершеннолетних и жестокость по отношению к окружающим являются результатом импринтинга травматического опыта, пережитого подростками в раннем детстве или переживаемого до исследуемого периода. Причем негативно окрашенные эмоциональные переживания могут быть связаны как с психотравмами в семье подростка, так и с его взаимоотношениями в среде сверстников (отвергаемый, унижаемый подросток или субъект, не получающий того признания в референтной группе, к которому он стремится).
Подростки с подобной мотивацией преступного поведения в группе всегда выявляют признаки социально-педагогической запущенности, формируясь с периода младшего или среднего пубертата как девианты с асоциальной направленностью поведения. По мере взросления асоциальная направленность поведения при соответствующих, как правило, неизменных внешних факторах закономерно трансформируется в антисоциальную, и подростки реализуют свою агрессию в насильственных преступлениях. Достаточно часто мизерная конфликтная ситуация с потерпевшим приводит к возникновению, на первый взгляд, спонтанной мотивации совершения особо тяжкого преступления. Подобные преступления, на первый взгляд, могут производить впечатление безмотивных, но, как известно, не существует таких деяний, которые не побуждались бы как внешними, так и внутренними детерминантами. Особенности осознания мотивов зависят как от личностного фактора, так и от специфики той конкретной ситуации, в которой выступает индивид, а сдерживающими факторами, препятствующими немедленной реализации возникших у субъекта побуждений, являются его взгляды и установки, отражающие социальные нормы. В исследуемых нами случаях совершения преступлений группой девиантных подростков социальные нормы отвергались, а установки как группы в целом, так и каждого ее члена носили ярко выраженный антисоциальный характер, поэтому мотивация совершения деликта под воздействием общности «Мы» возникала насколько быстро, настолько и легко, без участия каких-либо внутренних «тормозов».
Независимо от происхождения сверхагрессивных противоправных групповых действий подростков полагаем, что, исходя из реалий нашей действительности, говорить об отсутствии у подростков-правонарушителей, совершающих насильственные преступления, дальнейшего прогноза своих действий вследствие «инфантилизма», к сожалению, уже не приходится, на что указывает (в подавляющем большинстве случаев) как логичность, согласованность и последовательность групповых действий преступников, так и их поведение во время проведения следственных действий. Мы глубоко убеждены в том, что мотивация вымещения, являясь глубинной и носящей далеко не всегда осознанный характер, ни в коей мере не исключает наличия сознательно принятого, пусть даже спонтанно возникшего, решения подростков пойти на совершение группового преступления.
В основе преступлений с мотивацией вымещения, совершаемых «подростком-одиночкой», также лежат неосознаваемые механизмы реализации накопленного в течение жизни потенциала агрессии, являющиеся результатом импринтинга травматического опыта, пережитого им в раннем детстве или переживаемым до исследуемого периода. При этом психотравмирующее, как правило комбинированное, воздействие также исходит от микросоциального окружения подростка – семьи и ближайшего окружения сверстников (отвергаемый, унижаемый подросток). К психотравмирующему воздействию на личность подростка со стороны семьи мы относим не только действия родителей, направленные на унижение или притеснение личности ребенка, но и проявление безучастности к его проблемам, равнодушия к его переживаниям, то есть эмоциональную депривацию.
Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних
Профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних является существенной предпосылкой воспитания подрастающего поколения.
Несовершеннолетний преступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления. Как правило, антисоциальные свойства его личности формируются постепенно и задолго до совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки его личности как личности преступника.
Предупреждение преступлений – это, прежде всего, выявление и устранение факторов, их детерминирующих.
В предупреждении преступности несовершеннолетних большую роль играет общесоциальная система профилактики и раннее предупреждение правонарушений.
К общесоциальным профилактическим мерам относятся:
а) исполнение Закона о молодежи, который нацелен на разрешение или смягчение экономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних;
б) решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в маргинальных и нищих семьях;
в) существенное сокращение подростковой и молодежной безработицы;
г) материальное обеспечение детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга;
д) нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками с решительным устранением криминально-рыночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций славянской общности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов;
е) организация правового «ликбеза» средствами массовой информации, позволяющего в доступной, желательно увлекательной форме усваивать правовые знания, нормы правопослушного поведения;
ж) прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия, сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственнической психологии, материального успеха любой ценой – (не секрет, что содержание кинофильмов, книг и т.п. часто становится сценарием деликта, а поступки героев тиражируются в реальных противоправных действиях);
з) усиление индивидуальной результативной профилактики девиантного поведения со стороны подростков с психическими аномалиями.
Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних осуществляются, прежде всего, инспекциями по делам несовершеннолетних, подразделениями по предупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями по месту жительства.
Перспективным представляется участие церкви в воспитании трудных подростков, в формировании подростковой психологии; организационная и финансовая поддержка в восстановлении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-трудовых колоний.
В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех. У старших подростков ведущей активностью является общение в деятельности.
Включение несовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности (общения) является важной профилактической мерой.
Процесс деморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает в условиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.
Информация о работе Причины и условия преступности несовершеннолетних