Прокурорский надзор за ОРД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительно пресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на страже законности.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 4
Глава II. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 6
Глава III. Полномочия прокурора в ходе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 37.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Глава I.  Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 4

Глава II. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 6

Глава III. Полномочия прокурора в ходе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 9

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Конституция Российской Федерации, утверждая права и свободы  человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительно пресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на страже законности.

За последние годы в  России приняты законы и другие нормативные  акты, существенно изменившие реализацию правоохранительных функций государства  и условия надзора за их исполнением. Прежде всего это касается оперативно-розыскной деятельности (ОРД), впервые законодательно признанной в качестве самостоятельного предмета правового регулирования. Традиционно правовое регулирование ОРД отождествлялось с правовым регулированием дознания.

Новые законодательные  акты установили, что оперативно-розыскную  деятельность могут проводить службы внешней разведки, оперативные подразделения  Главного управления охраны Российской Федерации, т. е. структуры, не являющиеся органами дознания. Негласные операции могут проводить подразделения  ФАПСИ (Федерального агентства правительственной  связи и информации). Появилось новое понятие - органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность. Часть ОРД включена в рыночные отношения. Закон «О частной детективной и охранной деятельности» разрешает детективом проведение сыска, что является видом ОРД. В связи с принятыми законами оперативно-розыскная деятельность изменяется не только по числу субъектов ОРД, но и качественно. В ней появляются новые, признанные законом направления - обеспечение безопасности органов власти и высших должностных лиц, собственная защита органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, борьба с уклонением от уплаты налогов, нарушением таможенных правил. Изменяется территориальный аспект распространения ОРД. Если раньше только органы внутренних дел и государственной безопасности имели в структуре городские, районные и вышестоящие территориальные подразделения, то потом к ним прибавились органы Главного управления налоговых расследований, государственной налоговой службы.

В связи с принятием  Федеральных законов «О прокуратуре  Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной  деятельности» перед органами прокуратуры  поставлена задача осуществления постоянного  и непрерывного прокурорского надзора  за оперативно-розыскной деятельностью.

Глава I.  Прокурорский надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, является составной частью прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие. Выделение данной функции  прокуратуры в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено  тем, что при осуществлении оперативно-розыскной  деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, закрепленные в Конституции РФ. Ограничение  прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной  деятельностью – это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Нормы о прокурорском надзоре  за исполнением законов предусматриваются  в различных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Таким образом законодатель подчеркивает повышенную значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов. Об этом имеется прямое указание в ФЗ об ОРД.

Прокурорский надзор нацелен на то, чтобы:

1) способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;

2) содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Законом об оперативно-розыскной деятельности;

3) содействовать надлежащему документированию результатов оперативно-розыскной деятельности и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.

Задачи прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность:

  • охрана и защита прав и свобод личности;
  • обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности;
  • предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Правовую основу прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, составляют: Закон о  прокуратуре; ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности»; постановление Правительства  РФ «Об утверждении Инструкции о  порядке допуска должностных  лиц и граждан РФ к государственной  тайне»; приказ Генерального прокурора  РФ «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

Глава II. Предмет, пределы и объекты прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими ОРД

Предмет прокурорского надзора  за законностью ОРД – это соблюдение прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законом оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, соответствие требованиям закона решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Ранее из предмета прокурорского  надзора исключались сведения об организации, тактике, методах и  средствах осуществления оперативно-розыскной  деятельности, что существенно ограничивало возможности прокурора в ознакомлении с материалами, из которых можно  было бы получить информацию о нарушениях закона. После вступления в силу новой редакции ст. 21 ФЗ об ОРД появилась норма, обязывающая руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представлять уполномоченным прокурорам по их требованию оперативно-служебные документы, включая дела оперативного учета, материалы проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В предмет прокурорского  надзора не входит проверка законности и обоснованности возбуждения органом, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, ходатайства о проведении оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных  прав граждан. Так как принятие окончательного решения о проведении такого мероприятия  возложено на суд, прокурор не может  препятствовать обращению органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, в суд с соответствующим  ходатайством. Это распространяется и на случаи, когда оперативно-розыскные  мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, проводятся до судебного решения в порядке, предусмотренном ч. 3, 6 и 9 ст. 8 Закона об ОРД.

Если прокурор располагает  сведениями об ограничении или нарушении  в процессе оперативно-розыскной  деятельности прав и законных интересов  граждан, то органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, обязаны доказывать ему  законность и обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий. В случае непредоставления информации, подтверждающей законность решения и порядка проведения ОРМ, прокурор вправе расценивать это как нарушение закона, и принять соответствующие меры в отношении виновных должностных лиц.

При осуществлении надзора  необходимо помнить, что ограничение  конституционных и иных прав граждан  при проведении оперативно-розыскных  мероприятий может предприниматься  только в случаях и условиях, предусмотренных  ФЗ об ОРД, УПК РФ и другими федеральными законами.

Различают два повода прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью:

  1. в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении закона ОРО (его должностным лицом);
  2. по инициативе уполномоченного прокурора.

Оба вида законны и требуют  соответствующего реагирования со стороны  оперативников.

Предмет прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими ОРД, сформулирован  в Законе о прокуратуре:

1)   соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

  1.    законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Место, время, порядок проведения проверки прокурор согласовывает с  руководителем оперативно-розыскного подразделения либо с лицом, в  подчинении которого он находится, так  как обязанность представления  прокурору оперативно-служебных  документов возложена законом именно на руководителя соответствующего органа (ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД), который несет и персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 22 ФЗ об ОРД). Кроме того, должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику, поэтому к нему же должны быть обращены и требования прокурора, а при необходимости – к вышестоящему ведомственному руководителю.

В случае установления нарушений  закона и прав граждан прокурор обязан, с учетом характера этих нарушений  и конкретной ситуации, использовать предоставленные ему права по их устранению, а при наличии оснований  – по привлечению виновных к ответственности. В этих случаях он вправе внести протест, представление, решить вопрос о привлечении лица к административной ответственности или о возбуждении  в отношении него уголовного дела.

Указанные направления  детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства.

Объекты прокурорского надзора – оперативные подразделения государственных органов исполнительной власти, наделенных федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД:

  • органы внутренних дел РФ;
  • органы ФСБ;
  • Федеральные органы государственной охраны;
  • органы Федеральной таможенной службы РФ;
  • СВР РФ;
  • органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Оперативное подразделение  органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные  мероприятия только в целях обеспечения  собственной безопасности и в  случае, если проведение этих мероприятий  не затрагивает полномочий иных объектов надзора.

Перечень объектов прокурорского  надзора является исчерпывающим  и может быть изменен или дополнен только законом.

Пределы прокурорского  надзора определяются содержанием  закона об оперативно-розыскной деятельности, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

В предмет прокурорского  надзора не входят:

  • сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (напр., прослушивание телефонных переговоров);
  • сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;
  • сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности;
  • исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций, указаний).

Информация о работе Прокурорский надзор за ОРД