Прокурорский надзор за процессуальными решениями следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании процессуальной самостоятельности следователя.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процессуальный статус следователя;
раскрыть элементы процессуального статуса следователя;
охарактеризовать процессуальную самостоятельность следователя как гарантию защиты прав и свобод личности;
охарактеризовать контроль прокурора, руководителя следственного органа за процессуальными решениями следователя.

Содержание работы

Введение…………….……………………………………………………………………..3
1. Процессуальный статус следователя………………………………………..…..…….5
2. Процессуальная самостоятельность следователя…………………..…………..…….7
3. Прокурорский надзор за процессуальными решениями следователя……………..10
Заключение…………………………………………………………………………….…14
Список используемой литературы…………………………..……………………….…15

Файлы: 1 файл

прокурорский назор.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Оглавление

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что с принятием и вступлением в силу УПК РФ реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенным.

Уже принято  более двадцати федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в отдельные положения УПК  РФ, и имеются все основания  полагать, что в ближайшей и  отдаленной перспективах, эти тенденции сохранятся и получат дальнейшее развитие.

Изменение уголовно-процессуальной политики и законодательства, расширение состязательных начал повлекли пересмотр  процессуальной роли каждого из субъектов  уголовного судопроизводства. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации следователь представлен как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, наряду с прокурором, начальником следственного отдела, дознавателем и др.

Достаточно  негативная обстановка складывается с обеспечением процессуальной самостоятельности следователя.

Ее рамки  в действующем законодательстве значительно снижены, что отрицательно влияет на ход предварительного расследования, а соответственно и достижение задач  уголовного судопроизводства. Так, 75 % опрошенных нами следователей назвали ограничение процессуальной самостоятельности следователя негативной тенденцией1.

Цель данной работы состоит в исследовании процессуальной самостоятельности следователя.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. рассмотреть процессуальный статус следователя;
  2. раскрыть элементы процессуального статуса следователя;
  3. охарактеризовать процессуальную самостоятельность следователя как гарантию защиты прав и свобод личности;
  4. охарактеризовать контроль прокурора, руководителя следственного органа за процессуальными решениями следователя.

Объект  исследования - процессуальная самостоятельность следователя.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с исследованием процессуальной самостоятельности следователя.

 

 1. Процессуальный статус следователя

Под процессуальным статусом следователя понимается закрепленное нормами уголовно-процессуального  права положение указанного участника  уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности2

Следователь уполномочен  в соответствии со ст. 38 УПК РФ:

1) возбуждать  уголовное дело 

2) принимать  уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно  направлять ход расследования,  принимать решение о производстве  следственных и иных процессуальных  действий, за исключением случаев,  когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу  дознания в случаях и порядке,  установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять  иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

3. В случае  несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). С одной стороны, ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст.40 УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. С другой - следователь наделен такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Процессуальная самостоятельность следователя

Следователь —  это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом (ст. 5 УПК).

Его правовое положение  урегулировано ст. 38 УПК и другими  статьями УПК, нормы которых образуют его процессуальную самостоятельность. Казалось бы, следователь самостоятелен при использовании своих процессуальных полномочий. Однако действия следователя регламентированы помимо УПК  и другими подзаконными актами, приказами и информационными письмами, которыми он обязан руководствоваться при раскрытии и расследовании преступлений, что существенно ограничивает его процессуальную самостоятельность.

Процессуальная  самостоятельность и независимость  следователя заключается в том, что он, несмотря на внешнее влияние  кого-либо и чего-либо, вправе и фактически может произвести действия и принять решение по уголовному делу, согласуясь только со своим внутренним убеждением. При этом внутреннее убеждение должно формироваться на собранных в ходе предварительного расследования доказательствах и требованиях закона. В складывающейся в настоящий момент обстановке это возможно при наличии как минимум двух условий. Первое: если позиция следователя в силу определенных причин по конкретному уголовному делу расходится с мнением его руководителя, которое оформлено в виде письменного указания, то у него должно быть гарантированное законом право обжаловать его вышестоящему руководителю следственного органа. Второе: если вышестоящий руководитель соглашается с таким указанием, то он должен передать дело для дальнейшего расследования другому следователю или руководителю следственного органа, давшему указание. Конечно, это должно относиться не к любым действиям и решениям, а к тем, которые носят принципиальный характер и существенно влияют на промежуточные и итоговые решения по делу.3

Внесение изменений  Федеральным Законом от 05.06.2007 №87-ФЗ в УПК РФ формально повысили процессуальный статус следователя. Однако серия подзаконных  нормативных актов, которые вышли  сразу за изменениями в УПК  РФ, практически свели на нет законодательные нововведения, вопреки закону еще больше усложнив работу следователя. Например, в п.1.3 Приказа от 6 сентября 2007 года N 136 Генеральный прокурор РФ считает, что "необходимость подписи прокурора в учетных документах вытекает из требований уголовно-процессуального законодательства и является одним из способов осуществления его полномочий". Негативную роль в ограничении процессуальной самостоятельности следователя играет и начальник органа дознания. Начальник органа дознания ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, оказывая на него воздействие в основном через руководителя следственного органа.  Продемонстрируем это на следующем примере. По преступлениям экономической направленности проверку сообщения о совершенном или готовящемся преступлении обычно проводит специализированное подразделение органа дознания. Проведя проверку и усматривая в материалах достаточно данных, указывающих на признаки преступления, по которым проводится предварительное расследование, орган дознания передает сообщение с материалами предварительной проверки по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145).

В силу сложившейся  практики поступившие в орган  предварительного следствия материалы  проверки по делам экономической  направленности рекомендуется направлять в вышестоящий следственный орган для изучения и решения вопроса о наличии или отсутствии в собранном материале состава преступления. Обычно материал изучается сотрудником контрольно-методического отдела.

По результатам изучения материала вышестоящий следственный орган, не усматривая достаточных данных, указывающих на признаки преступления, согласно п. 26 Приказа МВД РФ от 26.03.2008 N 280 возвращает материал начальнику подразделения дознания (начальнику органа дознания) с письменными рекомендациями, содержащими перечень дополнительных мероприятий, выполнение которых необходимо для восполнения имеющихся пробелов, или возвращает материал в орган предварительного следствия с письмом, в котором указывает свое мнение о наличии состава преступления. По сути, подобное письмо вышестоящего следственного органа для руководителя следственного органа или следователя является указанием о решении, которое следует принять (возбудить уголовное дело по конкретной статье Уголовного кодекса или отказать в возбуждении уголовного дела). Очевидно, что следователь, не согласившись с предлагаемым решением вышестоящего руководителя, рискует оказаться в числе неугодных, неблагонадежных, не исполнительных сотрудников, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями в продвижении следователя по карьерной лестнице. Понятно, что подобный контроль со стороны вышестоящего следственного органа преследует своей целью соблюдение законности, защиту конституционных прав граждан, исключение принятия следователем незаконного или необоснованного решения. Однако подобный порядок возбуждения уголовного дела фактически исключает самостоятельность следователя на стадии возбуждения уголовного дела.4

Выходом из данной ситуации является то, чтобы руководители следственных подразделений не понуждали  следователей, у которых имеются обоснованные возражения на решение вышестоящего следственного органа, процессуально оформить уже принятое решение. Уголовно-процессуальное законодательство должно гарантировать правовое положение следователя. Если следователь пришел к определенному мнению, то никто не может его умолить, - это и есть самостоятельность следователя,  я так же придерживаюсь этого мнения. Полагаю, что имеется настоятельная необходимость совершенствования работы следственных аппаратов страны и возрождения процессуального статуса следователя, причем исторический опыт также должен быть учтен.5

 

3. Прокурорский надзор за процессуальными решениями следователя

Полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;
  4. давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  7. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;
  8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;
  9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
  10. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;
  11. продлевать срок дознания;
  12. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского  надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия  прокурор уполномочен применять  следующие средства правового реагирования.

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Информация о работе Прокурорский надзор за процессуальными решениями следователя