Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:11, контрольная работа
Цель данной работы состоит в исследовании процессуальной самостоятельности следователя.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процессуальный статус следователя;
раскрыть элементы процессуального статуса следователя;
охарактеризовать процессуальную самостоятельность следователя как гарантию защиты прав и свобод личности;
охарактеризовать контроль прокурора, руководителя следственного органа за процессуальными решениями следователя.
Введение…………….……………………………………………………………………..3
1. Процессуальный статус следователя………………………………………..…..…….5
2. Процессуальная самостоятельность следователя…………………..…………..…….7
3. Прокурорский надзор за процессуальными решениями следователя……………..10
Заключение…………………………………………………………………………….…14
Список используемой литературы…………………………..……………………….…15
Оглавление
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с принятием и вступлением в силу УПК РФ реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенным.
Уже принято более двадцати федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в отдельные положения УПК РФ, и имеются все основания полагать, что в ближайшей и отдаленной перспективах, эти тенденции сохранятся и получат дальнейшее развитие.
Изменение уголовно-процессуальной политики и законодательства, расширение состязательных начал повлекли пересмотр процессуальной роли каждого из субъектов уголовного судопроизводства. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации следователь представлен как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, наряду с прокурором, начальником следственного отдела, дознавателем и др.
Достаточно негативная обстановка складывается с обеспечением процессуальной самостоятельности следователя.
Ее рамки в действующем законодательстве значительно снижены, что отрицательно влияет на ход предварительного расследования, а соответственно и достижение задач уголовного судопроизводства. Так, 75 % опрошенных нами следователей назвали ограничение процессуальной самостоятельности следователя негативной тенденцией1.
Цель данной работы состоит в исследовании процессуальной самостоятельности следователя.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объект исследования - процессуальная самостоятельность следователя.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с исследованием процессуальной самостоятельности следователя.
Под процессуальным
статусом следователя понимается закрепленное
нормами уголовно-
Следователь уполномочен в соответствии со ст. 38 УПК РФ:
1) возбуждать уголовное дело
2) принимать
уголовное дело к своему
3) самостоятельно
направлять ход расследования,
принимать решение о
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). С одной стороны, ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст.40 УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. С другой - следователь наделен такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.
Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом (ст. 5 УПК).
Его правовое положение урегулировано ст. 38 УПК и другими статьями УПК, нормы которых образуют его процессуальную самостоятельность. Казалось бы, следователь самостоятелен при использовании своих процессуальных полномочий. Однако действия следователя регламентированы помимо УПК и другими подзаконными актами, приказами и информационными письмами, которыми он обязан руководствоваться при раскрытии и расследовании преступлений, что существенно ограничивает его процессуальную самостоятельность.
Процессуальная
самостоятельность и
Внесение изменений Федеральным Законом от 05.06.2007 №87-ФЗ в УПК РФ формально повысили процессуальный статус следователя. Однако серия подзаконных нормативных актов, которые вышли сразу за изменениями в УПК РФ, практически свели на нет законодательные нововведения, вопреки закону еще больше усложнив работу следователя. Например, в п.1.3 Приказа от 6 сентября 2007 года N 136 Генеральный прокурор РФ считает, что "необходимость подписи прокурора в учетных документах вытекает из требований уголовно-процессуального законодательства и является одним из способов осуществления его полномочий". Негативную роль в ограничении процессуальной самостоятельности следователя играет и начальник органа дознания. Начальник органа дознания ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, оказывая на него воздействие в основном через руководителя следственного органа. Продемонстрируем это на следующем примере. По преступлениям экономической направленности проверку сообщения о совершенном или готовящемся преступлении обычно проводит специализированное подразделение органа дознания. Проведя проверку и усматривая в материалах достаточно данных, указывающих на признаки преступления, по которым проводится предварительное расследование, орган дознания передает сообщение с материалами предварительной проверки по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145).
В силу сложившейся практики поступившие в орган предварительного следствия материалы проверки по делам экономической направленности рекомендуется направлять в вышестоящий следственный орган для изучения и решения вопроса о наличии или отсутствии в собранном материале состава преступления. Обычно материал изучается сотрудником контрольно-методического отдела.
По результатам изучения
материала вышестоящий
Выходом из данной ситуации является то, чтобы руководители следственных подразделений не понуждали следователей, у которых имеются обоснованные возражения на решение вышестоящего следственного органа, процессуально оформить уже принятое решение. Уголовно-процессуальное законодательство должно гарантировать правовое положение следователя. Если следователь пришел к определенному мнению, то никто не может его умолить, - это и есть самостоятельность следователя, я так же придерживаюсь этого мнения. Полагаю, что имеется настоятельная необходимость совершенствования работы следственных аппаратов страны и возрождения процессуального статуса следователя, причем исторический опыт также должен быть учтен.5
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования.
Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.
Информация о работе Прокурорский надзор за процессуальными решениями следователя