Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 05:33, реферат
В начале третьего тысячелетия человечество переживает один из наиболее сложных, противоречивых и болезненных этапов политического развития, связанных со значительным ростом угроз терроризма, ставшего одним из активных методов борьбы политических акторов за власть и влияние. Современный политический терроризм предстает как доминантный фактор дестабилизации политической ситуации в ряде стран и регионов. Он во многом отличается от терроризма предшествующих периодов истории по степени массовости жертв, разрушительному воздействию на общество. Реальной стала опасность катастрофических последствий в результате возможности применения террористами оружия массового поражения и использования ими других достижений техногенной цивилизации.
В данной связи под эгидой Национального антитеррористического комитета разработана программа и модульный сетевой учебно-методический курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической поддержки работников образования. Межрегиональной общественной организацией «Общество психологов силовых структур» разработан комплект учебных пособий для школьников под общим названием «Терроризм – зло». Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений (начальной, основной, старшей). Комплексная апробация комплекта учебных пособий в 2008 г. -2012 годах прошла в ряде школ Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан. По её итогам вынесено заключение, что они могут и должны быть использованы в учебном процессе школ ЮФО.
Значительные усилия следует прилагать для защиты информационного пространства и населения страны от распространения террористической и экстремистской идеологии.
Одна из форм такой работы – использование наряду с федеральными сетевыми ресурсами официальных Интернет-сайтов региональных и муниципальных администраций, ставших средством противодействия экстремистской пропаганде, создания информационной среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию населения.
Другим направлением работы по защите информационного пространства от террористической пропаганды является противодействие соответствующим экстремистским сайтам. В рамках международного сотрудничества Российская Федерация выступила соавтором принятой 30 июня 2008 г. резолюции Совета Безопасности ООН о недопустимости использования сети Интернет для распространения идеологии терроризма.
Под эгидой Национального
- Всероссийский конкурс студенческих и аспирантских работ «Религия против террора»;
- Всероссийский конкурс на лучшую работу по развитию толерантности в студенческой среде;
- Всероссийская обучающая антитеррористическая Интернет-олимпиада среди школьников старших классов, в том числе проведение отборочного Интернет-тура и очного финального тура. Общее число участников Олимпиады превысило 5700 человек в возрасте 14-17 ле В 2009 г. в рамках ФЦП «Антитеррор (2009 – 2012 годы)» организовано обучение по специальностям: «Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитеррористической деятельностью» – в Южном федеральном университете и «Стратегия и методы антитеррористической деятельности современного государства» в Нижегородском государственном университете.
Министерством культуры Российской Федерации
совместно с ФСБ России разработана
передвижная выставка «Терроризм –
главная угроза человечеству». После
успешной апробации в учебно-образовател
Приведенные примеры выборочны и призваны лишь иллюстрировать тот колоссальный объем работы, который проводится российским государством по противодействию распространению идеологии терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе.
Не следует забывать и о том,
что наряду с положительными результатами
в рассматриваемой области
Кроме того, к проблемным, по мнению Генеральной прокуратуры, вопросам относятся отдельные недостатки действующего законодательства. Так, например, неисполнение решений АТК, либо неисполнение длительное время запланированных мероприятий в ряде случаев обусловлено отсутствием до настоящего времени законодательного закрепления обязательности исполнения решений АТК всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Аппарат НАК поддерживает данную позицию, в связи с чем им разработан проект федерального закона, предусматривающий издание, в случае необходимости, для реализации решений антитеррористических комиссий актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, являющегося также по должности руководителем АТК в субъекте федерации. В этом случае закрепленное данным актом решение АТК будет реализовываться более эффективно. В настоящее время данный законопроект проходит установленную процедуру согласования в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Однако одновременно с этим требуют пересмотра подходы к организации работы АТК по профилактике экстремистских проявлений со стороны радикальных религиозных, националистических, молодежных организаций. У отдельных руководителей сложился стереотип, что общение с такими организациями является исключительной прерогативой правоохранительных органов и исключительно в контексте выбора мер ограничения и принуждения. Представляется, что в первую очередь, необходим диалог, который позволит выделить фанатиков-экстремистов (меньшинство) и тех, кто лишь заблуждается в поисках путей к правде и социальной справедливости (большинство), для дифференцированного подхода к работе с ними в последующем. Организовать такой диалог и сделать его постоянным – задача АТК.
Подводя итог, необходимо еще раз
подчеркнуть, что важнейшими путями
повышения эффективности
- дальнейшая оптимизация общегосударственной системы противодействия терроризму на основе постоянно поступающих по внесению изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу (в том числе и по таким частным вопросам как: направление молодых людей на учебу в зарубежные теологические образовательные заведения, совершенствование процедуры регистрации Интернет-сайтов и т.д.);
-совершенствование и
-осуществление повседневной
-постоянное изучение и анализ
российского и зарубежного
-развитие международного
-обучение кадров, участвующих в противодействии терроризму.
Важным направлением деятельности государства, институтов гражданского общества в противодействии терроризму является развертывание соответствующей работы по разъяснению гражданам целей, идеологии, практики применения терроризма. Она может проводиться в различных формах. В условиях высших учебных заведений наиболее приемлемой и действенной формой являются спецкурсы по данной тематике.
Наша общегосударственная
Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:
- совершенствование
- сочетание секретности
при проведении
- обеспечение полноценных
юридических прав всем
- осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.
- взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом;
- разработка и использование
общих и специальных методов
социальной профилактики
- использование в
Правовой контроль необходим для того, чтобы государство официально, могло оформить правовую базу для борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как:
1 законность:
2. приоритет мер предупреждения терроризма;
3. неотвратимость наказания
за осуществление
4. сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5. комплексное использование
профилактических правовых, политических,
социально-экономических,
6 приоритет защиты
прав лиц, подвергающихся
7. минимальные уступки террористу;
8. единоначалие в руководстве
привлекаемыми силами и
9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Институционный контроль
подразумевает собой создание систем,
которые нацелены на борьбу и противодействие
терроризму. В Российской Федерации
эта системы состоят из двух институтов:
институт уголовной юстиции и
система обеспечения
Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия террористическому насилию, которая включает в себя:
- сотрудничество между
правоохранительными,
- активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;
- обеспечение эффектного
контроля над оружием, боеприпа
- расширение сотрудничества
между различными
- разработка программ
общего правового просвещения
и расширения осведомленности
общества путем привлечения
- эффективная защита
свидетелей террористических
- разработка руководящих
принципов для средств
- определение направлений
сотрудничества между
Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан. Террористическая идеология и практика должны осуждаться, следует укреплять в сознании людей понимание того, что его потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан. Без одобряющего, поддерживающего отношения к террористам их социального окружения, населения, отдельных его групп, как подчеркивают ряд аналитиков, попросту немыслим ни националистический, ни религиозный терроризм.
Конспект составил:
Командир роты №2 ОБП ОВО по г. Саяногорску – филиала ФГКУ
ОВО МВД по Республике Хакасия
лейтенант полиции Д.В. Марчук