Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Криминология".
Вопрос 54
Групповая преступность несовершеннолетних
Повышается удельный вес групповых, организованных, заранее подготавливаемых, изощренных и технически оснащенных преступлений несовершеннолетних. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних (в зависимости от вида преступлений, возрастных категорий, территориального распределения) в 2—5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых, и составляет примерно 70%. Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления в составе групп. Причем самый высокий удельных вес групповой преступности у 14-летних, самый низкий у 17-летних несовершеннолетних.
Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2—3 чел. (около 70%), остальные объединяют более 4 чел. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеют место и смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые.
Доля преступлений,
совершаемых
различных видов
преступлений. Наиболее часто в группах
совершаются такие преступления
Вместе с
тем в последние годы появились
и совершенно новые преступные группировки
несовершеннолетних, возникшие на почве
расовой неприязни и
Именно в последнем случае несовершеннолетние объединяются не просто в преступные группировки, но в самые настоящие бандитские формирования, где есть лидер, оружие и, как правило, взрослый консультант.
В последнее десятилетие отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в сферу организованной преступности. Ежегодно более 1,5 тыс. несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности за участие в организованных преступных формированиях, регистрируется свыше 4 тыс. случаев совершения ими вымогательств, мошенничества в отношении частной собственности, насильственных преступлений.
Одновременно
проявляется тенденция
преступности несовершеннолетних. С одной стороны, все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием ранее судимых взрослых, происходит активное внедрение в подростковую среду «авторитетов» преступного мира. С другой стороны, заметна тенденция к автономизации преступности несовершеннолетних от преступности взрослых.
Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Эта особенность проявляется в наличии у них универсальной специализации, приобретении ими уголовной квалификации. Преступная деятельность становится для некоторых групп несовершеннолетних основным способом проведения досуга. По выборочным данным, полученным в ходе исследований, почти каждый десятый подросток, осужденный за грабеж и разбой, заявил о своем намерении продолжать преступную деятельность и после освобождения из мест лишения свободы.
Вопрос 55
Общие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних
В связи с
негативными тенденциями
Криминологические оценки тех лет к числу объективных условий, влиявших на рост преступности несовершеннолетних, отнесли увеличение детского населения; рост населения городов; слабые темпы выполнения мероприятий в области подъема материального благосостояния людей; недостаточный материально-бытовой жизненный уровень, прежде всего у одиноких и малообеспеченных многодетных матерей; чрезмерную занятость женщин-матерей, работающих на производстве и вынужденных одновременно нести тяготы бытового устройства семьи и воспитания детей, при крайней недостаточности детских учреждений, организаций бытового обслуживания; недостаточность учреждений внешкольного и дошкольного воспитания,
К причинам роста преступности несовершеннолетних в свою очередь были отнесены: неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях; слабая помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков; неудовлетворительные условия их воспитания во многих школах и других детских учреждениях, слабая подготовка кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях; неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях; неудовлетворительная работа комиссий по делам несовершеннолетних; формализм в деятельности многих общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а также милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних; недостатки в работе правоохранительных органов в данной сфере их деятельности.
Справиться с названными причинами и условиями преступности несовершеннолетних не удалось ни в те годы, ни сегодня. Во многом это связано с тем, что многочисленные правовые акты, хорошо проработанные в нормативном отношении решения по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков так и остались на бумаге. Исполнение их должным образом не контролировалось, предусмотренные профилактические меры не обеспечивались необходимыми кадрами, материальными и иными ресурсами.
По действующему законодательству координация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Они непосредственно призваны обеспечивать в организационно-управленческом отношении взаимодействие на региональном уровне различных звеньев функционирующей профилактической системы.
На практике эти комиссии все годы своей деятельности с большим трудом справлялись с обязанностями по рассмотрению конкретных материалов о правонарушениях детей и подростков, осуществляя и эту часть своей работы крайне неквалифицированно.
Такое положение имеет объективные причины. Объем деятельности комиссий по рассмотрению материалов о правонарушениях в несколько раз превышает нагрузку судебных органов. Подготовительное и исполнительное производство по этим материалам, включая канцелярско-техническое обеспечение данной работы, осуществляет один, часто не освобожденный от иных обязанностей, ответственный секретарь данной комиссии. При этих условиях создать, возглавить и функционально обеспечить комплексную систему охраны прав и интересов несовершеннолетних, профилактику правонарушений детей и подростков, систему оказания социальной помощи семье, они не могли.
Все это привело к тому, что в процессе воспитательной, профилактической и правоохранительной деятельности меры одного уровня часто использовались для решения задач другого уровня, на одно и тоже учреждение возлагались задачи, относящиеся к разным уровням их решения, к разным направлениям работы с семьями и подростками, а также комплексные задачи, требующие согласованных усилий нескольких органов.
В организационно-управленческом отношении причастность к воспитательной и профилактической работе с семьей и несовершеннолетними, организаций различной ведомственной подчиненности приводит к тому, что каждое решение комплексного характера требует бесконечных согласований, визирований, утверждений в 10-18 ведомствах одновременно. В результате любые мероприятия, при всей их очевидности, значимости, но выходящие за рамки интересов хотя бы одного из ведомственных учреждений, не включались в соответствующие нормативные документы без настойчивого вмешательства высших органов государственной власти или управления и даже включенные в итоге, как правило, не реализуются
Таким образом, несмотря на всеобщее понимание большой важности дела профилактики правонарушений, все звенья воспитательной и профилактической систем практикой организации и оценки результатов их деятельности (штаты, материально-техническое оснащение, показатели деятельности и т. д.) объективно поставлены в условия, заставляющие их передавать свой педагогический брак другому ведомству, искать и находить возможности избавляться от детей и подростков, требующих особого внимания, большой затраты сил и средств. В итоге вместо преемственности работы с несовершеннолетними правонарушителями, повышения ее уровня, постоянно идет всеобщий поиск той свалки, куда можно беспрепятственно собрать всех правонарушителей, не отвечая за их дальнейшую судьбу. Все это приводит к отсеву трудных подростков из учебных заведений, предприятий, к их чрезмерной концентрации в учреждениях, не имеющих условий для воспитания и исправления данного контингента, к росту числа фактически безнадзорных детей, совершающих правонарушения несовершеннолетних.
Сложилось явно ненормальное положение, при котором основную тяжесть профилактической и воспитательной работы, ответственность за нее несут органы МВД, прокуратуры, суда, по природе своей наделенные функциями и методами специальности в основном карательного характера, рассчитанными прежде всего на взрослое население страны, ведущее противоправный образ жизни.
Многие годы
наблюдается процесс
На законодательном
уровне борьбы с преступностью
Каждое заинтересованное ведомство спешит “себя показать” и предлагает законопроекты сырые, преследующие отраслевые интересы, во многом отражающие субъективное восприятие процессов общественной жизни их составителями, далекое от реалий повседневной социальной практики, психологии масс и отдельных личностей. В итоге работники органов народного образования, здравоохранения, культуры лишены необходимой нормативной базы для проведения эффективной воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними.
Сегодня фактически
не действует законодательство об инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних,
общественных воспитателях, приемниках-
Для координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основании данного указа образована межведомственная Комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской ФедерацииВажные направления совершенствования профилактической деятельности определены также Указами Президента Российской Федерации от 1 июля 1992г. №543 “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” и от 16 сентября 1992 г. № 1075 “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики”.
Основываясь на этих документах, в настоящее время разработан и реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на:
- существенное улучшение здоровья детей и подростков, их физического, умственного, психического состояния;
-законодательное и иное нормативное выделение деятельности семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в качестве особой сферы, требующей наибольших преимуществ и привилегий в сравнении с иными сферами производственной и социальной , инфраструктуры общества, на первоочередное и всемерное укрепление родительской семьи как наиболее важного и совершенного социального института;