Соотношение биологического и социального в личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о «биологическом» и «социальном» целесообразно рассматривать в контексте представлений о специфике человеческой деятельности и ее историческом становлении. «Биологическое» - это присущий животным (в определенном значении и растениям) тип существования, при котором наблюдается единство органических потребностей и врожденных способов их удовлетворения. «Социальное» же – это совсем иной тип существования, присущий только человеку.

Содержание работы

1. Соотношение биологического и социального в личности преступника………………………………………………………….
2. Предупреждение преступности несовершеннолетних…………..

3. Анализ личности…………………………………………………….
4. Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

криминология.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенными психическими аномалиями среди преступников являются алкоголизм и психопатия. Как установлено, психопатия, например, являются одним  из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Более того, она может стимулировать талант. Изучение причин совершения преступлений психопатами дает веские основание для вывода о том, что во всех случаях решающую роль сыграли неблагоприятно сложившиеся условия нравственного формирования личности психопатов. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.

Криминологами предпринимались  попытки выявить значение биологических факторов в личности преступника и путем изучения близнецов. Это изучение ориентируется на единое генетическое начало, а именно на сходство (идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степени совпадения иных, в том числе криминологических признаков. Значение близнецового метода состоит в том, что однояйцевые близнецы имеют идентичный генотип. Они рождаются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких близнецов и оценивая величину внутрипарной корреляции (соответствия), можно установить, какие их особенности детерминированы генотипом и какие – воздействием среды. Сопоставление данных различных исследований показывает частоту преступности второго близнеца, если первый был преступником. При этом, как оказалось, частота преступного поведения однояйцевых близнецов в два раза выше, чем у двуяйцевых. Однако это не может служить доказательством биологического происхождения преступлений. Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, может объясняться как общей средой формирования личности, так и сходными психофизическими особенностями изученных лиц. К тому же однояйцевых близнецов среди населения очень немного, а среди преступников практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы.

Таким образом, когда речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь о личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.

Тем самым подчеркивается, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет  социальный характер, социально обусловлена. Это не означает игнорирования биологических  факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.

 

 

 

2. Предупреждение  преступности несовершеннолетних.

 

Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.

Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных  условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к  нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).

Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная  угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как  показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.

Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных  условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие  о высокой степени вероятности  становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.

Главное здесь  – воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными  мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.

Третья группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.

Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной  меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:

- привлечение  к уголовной ответственности  подростка далеко не во всех  случаях означает его наказание  в виде лишения свободы и  осуществление в отношении него  воспитательно-карательного воздействия  в условиях воспитательно-трудовой  колонии;

- не всегда  совершивший преступление подросток  вообще привлекается к уголовной  ответственности;

- воспитательная  работа должна начинаться с  момента обнаружения факта преступного  поведения несовершеннолетнего  и продолжаться в процессе  всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.

Четвертая группа мер – это воспитательные и  карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

Пятая группа мер  – это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Работа с  такими подростками должна быть ориентирована  в первую очередь на то, чтобы  они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.

Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера  делятся на:

- Воспитательные, т.е. направленные на перестройку  нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными нормативными актами. Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.

- Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.

- Организационные  — специальные меры по улучшению  выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т.д., планирование работы с ними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа •субъектов предупредительной работы).

- Различные  виды помощи подросткам, оказавшимся  в сложных жизненных ситуациях:  устройство на работу или учебу,  разрешение семейных конфликтов  или конфликтов в учебных или  производственных коллективах.

Необходимость государственной политики по предупреждению преступности несовершеннолетних

 

Длительное  кризисное состояние общества, ведущее  к втягиванию больших контингентов несовершеннолетних, неизбежно порождает  у подростков, превращающихся сначала в молодежь, а затем во взрослых, эффект привыкания к противоправному поведению, к совершению преступлений, снабжает их криминальными навыками и связями, навыками круговой поруки, пренебрежения к честному труду и т.п. Это делает реальной опасность того, что для больших когорт молодого населения страны совершение преступлений станет нормой жизни, образом жизни и будет сопровождать их жизненный путь, а значит, и жизнь общества на протяжении десятилетий.

В жизни подростка 5-10 лет - большой срок, за который происходит формирование личности, возникают и укореняются социальные связи, профессиональные навыки. Поэтому нахождение подростка в течение 5-10 лет в криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Обществу, столкнувшемуся со столь масштабным и грозным явлением, понадобятся чрезвычайные и долговременные усилия для нейтрализации и позитивной трансформации такой крупномасштабной криминальной активности. В создавшемся угрожающем положении требуется адекватный ответ со стороны государства и общества, придется прилагать усилия и средства, не считаясь с затратами, для того чтобы общество и государство просто устояли. Иначе новое поколение граждан России окажется значительно хуже нынешнего, хотя скептикам и сейчас кажется, что хуже некуда.

Еще в Федеральной  программе по усилению борьбы с преступностью  на 1994-1995 годы было сказано: «Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью. Существовавшая в тоталитарном государстве система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой - снижением доверия населения». Однако за последние годы в лучшую сторону ситуация не изменилась, а продолжала усугубляться.

Неоспоримая сложность  социального явления, именуемого преступностью, и особенно сложность и многофакторность причинного комплекса, обусловливающего это явление, требует серьезной методической подготовки при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности вообще и ее неотъемлемой составной части - преступности несовершеннолетних - в особенности. Первое, что необходимо для грамотной разработки комплекса мер, охватываемых термином «государственная политика» и воздействующих на преступность несовершеннолетних, это дифференцировка их с учетом таких факторов, как возраст, место жительства, демографические особенности, социально-экономическая и криминологическая ситуация в регионе.

Криминологами доказана социальная природа преступности. Еще в 1831 году А. Кетле писал, что  «общество подготовляет преступление, а преступник есть только орудие». Из этого следует, что объектом профилактического воздействия должны стать основные, наиболее значимые в социальном отношении, сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Именно на них необходимо сосредоточить основные усилия разработчиков политики. Таких сфер жизнедеятельности можно взять всего семь; родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, поведение в криминальных ситуациях и, может быть, следует выделить как самостоятельную сферу - формирование у несовершеннолетних и молодежи жизненных, нравственных, трудовых и иных базовых ценностных ориентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Крестову нравится видеть страдания других. Ему это очень приятно. Даже когда он вспоминает о чем-то таком, у него улучшается настроение. А уж когда он сам бьет кого-то – «это настоящая жизнь»! Ему нравится угрожать, видеть, что человек его боится. Перед тем как избить, он наслаждается видом паники. Иногда у избитых он забирает вещи или деньги – право сильного. Но это не главное. Главное совсем в другом.

Величина криминогенности того или иного отрицательного качества человека зависит не только от его содержания, но и от степени устойчивости. Такой подход дает возможность нетрадиционно анализировать личность преступника, в определенной мере объясняет, почему человек, не имеющий негативных взглядов и убеждений, может совершить отрицательные поступки. Анализ степени устойчивости криминогенных убеждений позволяет более точно оценить интенсивность их влияния на выбор преступного поведения. Исследования показывают, что, если удается «раскачать» устойчивое криминогенное убеждение (поколебав у человека веру в его непогрешимость, правильность, объективность), вероятность совершения преступлений снижается. Структура личности преступника – совокупность личностных качеств преступника, поделенная в целях облегчения изучения и анализа на определенные группы.

Информация о работе Соотношение биологического и социального в личности преступника