Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 21:42, статья
.Ныне проблема судебного прецедента приобрела в России особую остроту.
Причины этого: наделение Конституционного Суда РФ правом толкования Конституции РФ и проверку соответствия ей законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле;
закрепление в Конституции РФ ее прямого действия и права обжалования в суд актов органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст.15 и 46); наличие общемировой тенденции сближения правовых систем; ориентация руководства страны на политико-идеологические стандарты “цивилизованных” стран, в первую очередь США, без учета национальных особенностей.
В этой связи правомерен вопрос о плюсах и минусах судебного прецедента и, главное, мере его оптимального применения.
Поленина С.В.
Судебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспектива
1. Юридическая наука
нашей страны занимается
2. Ныне проблема судебного прецедента
приобрела в России особую остроту.
Причины этого: наделение Конституционного
Суда РФ правом толкования Конституции
РФ и проверку соответствия ей законов,
примененных или подлежащих применению
в конкретном деле;
закрепление в Конституции РФ ее прямого
действия и права обжалования в суд актов
органов государственной власти, местного
самоуправления, общественных объединений
и должностных лиц (ст.15 и 46); наличие общемировой
тенденции сближения правовых систем;
ориентация руководства страны на политико-идеологические
стандарты “цивилизованных” стран, в
первую очередь США, без учета национальных
особенностей.
В этой связи правомерен вопрос о плюсах
и минусах судебного прецедента и, главное,
мере его оптимального применения.
3. Судебная практика - часть механизма
правового регулирования. Он цикличен,
начинается с правотворчества (выявление,
учет, взвешивание и отражение в законе
социальных факторов). За ним наступает
этап правореализации и правоприменения,
материалы которых в свою очередь дают
почву (основание) для нового витка правотворчества.
Структурным частям механизма правового
регулирования корреспондирует разделение
в соответствии со ст.10 Конституции РФ
законодательной, исполнительной и судебной
власти. Основная функция в рамках МПР
судебной власти правоприменительная.
Однако правоприменение смыкается с новым
витком правотворчества.В этом особую
роль играет судебный прецедент. Ныне
ряд авторов (Р.З.Лившиц, В.М.Жуйков, С.А.Иванов)
относят судебную практику к числу источников
права, тогда как другие (В.С.Нерсесянц)
видят суть правосудия и всей судебной
деятельности в применении права, то есть
во властной (и общеобязательной) юридической
квалификации определенного факта .
4. Полномочие Конституционного Суда РФ
давать толкование Конституции РФ реализуется
им при рассмотрении любых дел, входящих
в его компетенцию, и включает в себя обязанность
дать разъяснение Конституции в случае
запроса со стороны компетентных лиц и
государственных органов. Такое конституционное
толкование имеет высшую юридическую
силу по отношению к любым правоприменительным
актам. Не может оно быть проигнорировано,
в том числе законодателем, и в ходе любой
другой, в том числе правотворческой, деятельности,
и само является актом правотворчества. Толкование Конституции Конституционным
Судом РФ состоит в преодолении им неопределенности
в понимании конституционных положений,
выяснении объективного смысла и содержащихся
в ней правовых принципов. По существу,
толкование Конституции РФ есть ее конкретизация .
При решении конкретных дел Конституционный
Суд РФ рассматривает свои предыдущие
решения по аналогичным делам в качестве
судебных прецедентов, отказывая в таких
случаях в рассмотрении жалобы по существу,
и прекращает производство по делу (СЗ
РФ, 1999, № 1, ст.230, № 8, ст.1092 и др.).
5. Законодательство, регламентирующее
деятельность Конституционного Суда РФ
и практика его применения самим судом
вызывает ряд критических соображений
теоретического, практического и идеологического
порядка.
Решения Конституционного Суда РФ окончательны
и обжалованию не подлежат. Между тем они
нередко вызывают резкую критику не только
в доктрине, но и у самих конституционных
судей, высказывающих особое мнение. Наиболее
одиозный пример этого - постановление
Конституционного Суда РФ по вопросам,
касающимся вооруженного конфликта в
Чечне от 31 июля 1995 г. На наш взгляд, это
решение противоречит не только ст.80 Конституции
РФ, так как Президент и Правительство
действовали вне установленного Конституцией
порядка, о чем говорит ст.80, но и элементарной
юридической логике, согласно которой
ни один орган государственной власти
не вправе сам устанавливать для себя
процедуру реализации своих полномочий.
При всех условиях Конституционный Суд
РФ не должен подменять законодателя,
а тем более связывать его обязательными
установками о путях решения той или иной
проблемы в процессе конституционного
толкования. В этой связи необходимо скорейшее
внесение соответствующих уточнений в
конституционный закон о Конституционном
Суде РФ.
Параллельно с этим в целях выравнивания
значимости и возможностей каждой из ветвей
государственной власти необходимо расширение
контрольных полномочий обеих палат парламента
в отношении нормотворческой деятельности
органов исполнительной власти и субъектов
РФ.
6. Особая острота проблемы судебного прецедента
связана с деятельностью судов общей юрисдикции.
Как известно, в отличие от решений Конституционного
Суда РФ официально опубликованная практика
других высших судов РФ судебным прецедентом
не является. Вместе с тем, как и ранее,
она фактически учитывается нижестоящими
судами в качестве ориентира в вопросах
применения и толкования права, устранения
пробелов в нем, применения аналогии закона
и аналогии права. Основное новшество
состоит в данном вопросе в конституционном
закреплении возможности судебной проверки
соответствия нормативных актов Конституции
РФ, нормам и принципам международного
права и международным договорам РФ (ст.15
и 46). Реализуя эти нормы, Пленум Верховного
Суда РФ в своем постановлении “О некоторых
вопросах применения судами Конституции
РФ при осуществлении правосудия” (Рос.газета,
28 дек. 1995) впервые предложил судам не применять
нормы действующих законов, которые противоречат
вступившим для РФ в силу международным
договорам и конвенциям.
Важный шаг в сторону развития института
судебного прецедента был предпринят
Пленумом Верховного Суда РФ еще до принятия
Конституции РФ 1993 г. в связи с необходимостью
судебной защиты военнослужащих от нарушений
их прав со стороны воинских должностных
лиц. В своем постановлении от 18 ноября
1992 г. Пленум наделил военные суды компетенцией
рассматривать гражданские дела по жалобам
военнослужащих на действия органов военного
управления и воинских должностных лиц,
нарушающих их права, и определил порядок
рассмотрения дел по таким жалобам аналогично
общему порядку, установленному законом
для рассмотрения жалоб других граждан
на неправильные действия органов государственного
управления и должностных лиц. Это постановление
Пленума Верховного Суда РФ явилось источником
права в форме судебного прецедента и,
как правильно отмечает В.М.Жуйков, положило
начало функционированию в Вооруженных
Силах РФ судебной власти .
Характер прецедента имеют и судебные
решения высших судов РФ, раскрывающие
конкретное содержание оценочного понятия,
употребленного при конструировании уголовно-правовой
или гражданско-правовой нормы.
В литературе вносятся предложения признать
законодательно судебную практику по
конкретным делам высших судов РФ источником
права, придав им силу прецедента. Следует
согласиться с В.С.Нерсесянцем, что такое
судейское правотворчество - весьма опасный
и по сути своей неправовой симбиоз законодателя
и судьи в одном лице. Между тем система
прецедентного права имеет свою историю,
свою логику и свои строгие правила и процедуры
становления и функционирования, что и
отличает ее от континентальных систем
права, формирующихся и действующих иначе.
7. Как известно, значение и традиции судебного
прецедента очень велики в странах общего
права (США, Англия, Канада, Австралия и
др.),хотя закон занимает тем не менее ведущее
место в системе источников права этих
стран. Различие между США и Англией состоит
в основном в двух моментах. В Англии судебный
прецедент может быть установлен только
высшими судами, имеющими неограниченную
юрисдикцию.
В отличие от этого в США различают судебные
прецеденты, установленные федеральными
судами, и прецеденты, установленные судами
штатов. Последние обязательны лишь для
судов соответствующего штата. Кроме того,
в Англии нет писаной конституции и поэтому
ни один орган исполнительной власти или
судебной власти не может признать недействительным
акт парламента как неконституционный
или по какой-либо иной причине. В Англии
исключается возможность судебного контроля
за законодательством, понимаемого как
право судов выносить решения об отказе
в применении закона по мотивам его неконституционности.
8. Американские ученые подчеркивают правотворческий
характер судейского толкования законов.
Более того, суду вменяется в обязанность
при отсутствии статута, на основе которого
можно было бы решить дело, создать норму,
необходимую для его разрешения. При этом
имеется богатое разнообразие источников,
которые суд может использовать в целях
развития общего права: обычаи, традиции,
моральные принципы, социальная политика,
ранее имевшие место, но потом измененные
прецеденты, не являющиеся ныне действующими
законы и др. .
Что касается принципов толкования законов,
то важнейшими из них являются следующие:
Plain Meaning Rule- суды не должны изменять суть
закона под видом его интерпретации.
The Mischief Rule - смысл толкования состоит в
том, чтобы убедиться в действительном
намерении законодателя и усилить эффективность
его реализации. Для этого необходимо,
в частности, выяснить причину появления
закона; обстоятельства, при которых норма
была издана, вред, который хотели избежать
и цель, которую хотели достичь.
The Golden Rule - суд обязан применять закон
так, чтобы избежать возможности абсурдного
решения.
Дополнительные условия толкования :слова
должны применяться в их обычном значении
и должна учитываться вся история предыдущего
толкования этой нормы.
9. Английский подход к проблеме толкования
законов в своей основе близок к изложенному
выше, но детализирован значительно более
полно.
Так требование уяснить действительное
намерение законодателя раскрывается
следующим образом:
Надо уточнить принципы, которые можно
вывести из правовой политики;
Следует сформировать презумпции, которые
можно рассматривать в качестве намерения
законодателя;
Надо выстроить лингвистические каноны
конструкции таким образом, чтобы устранить
двусмысленность слов.
В последние годы в законотворческой практике России стали появляться главы, содержащие разъяснение терминов, используемых в конкретном законе. Такая практика представляет собой заимствование практики стран “общего права”. При наличии в России и других странах континентального права кодексов, разъясняющих применяемую в той или иной отрасли права или законодательства терминологию, снабжение каждого закона полным набором используемой в нем лексики представляется излишним, а подчас даже затрудняющим правоприменение.
Для сравнения следует помнить, что в странах общего права законодатель стремится к максимально более полному и развернутому изложению не только санкции, но и гипотезы, и диспозиции нормы, может быть, поэтому в Англии при парламенте имеется небольшая группа юристов высшей квалификации - специалистов по написанию текстов законопроектов (text writer,draftsman}, которые оплачиваются выше всех остальных юристов страны, находящихся на государственной службе. В задачу этих специалистов входит, помимо прочего, учет при написании законов любых возможностей их истолкования. В ходе последующего толкования перед судьей соответственно должна стоять задача выяснить мотивы и соображения, почему норма написана именно так, а не иначе.
3. В условиях излишней
декларативности российского
Судебная практика в советской правовой системе/ Отв.ред. С.Н.Братусь. -М., 1975.
Судебная практика как источник права. - М., ИГП РАН, 1997 г.
Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ: Теория и практика. - М., 1998. - С. 10-11.
Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М., 1997. - С. 454.
Судебная практика как источник права. - М., ИГП РАН, 1997 г. - С.21-23.
Боботов.С.В. Конституционная юстиция. - М., 1994. - С. 10.
Statsky W.P. Legislative Analysis & Drafting 2-d ed/,Pearson E.H., Jung P.M., Adams R.P. Introduction to the American Legal System, 1992.
Bennion F. Statutory Interpretation/London, 1984.
Сохранить как .rtf файл
Другие статьи в
разделе «2002 №5-6 (47-48)»
О противодействии
коррупции и отмыванию доходов, полученных
преступным путем
Парламентская
этика – путь к успеху политика
Подрегламентные
акты палат Федерального Собрания Российской
Федерации
Реформирование
судебной системы Казахстана: реальность
и перспективы
Женское
измерение безопасности России: решения
ООН и вашингтонские встречи
Обращение
ветерана к власти
О правилах
законодательной техники, используемых
при написании текста закона (часть 1)
К вопросу
о понятии юридической техники
Перспективы
развития налоговой реформы (законодательства)
в России (часть 1)
Контроль
за финансами государственных и муниципальных
унитарных предприятий и акционерных
обществ
Новый
американский закон «О демократии в России»
(Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121)
Британские
конституционные реформы: учреждение
региональных органов власти
На вопросы
отвечают адвокаты Адвокатского бюро
«Брагинский и партнеры»
Информация о работе Судебный прецедент в Российской Федерации – реальность и перспектива