Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 00:10, контрольная работа
Изучение личности преступник включает в себя множество направлений: исследование внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, психологические особенности, вменяемость. Детальное рассмотрение данных вопросов обеспечит решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, исправительно-трудовых проблем в каждом конкретном случае.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность и содержание понятия «личности преступника»………………...4
2. Структура личности преступника. Соотношение социального и
биологического…………………………………………………………………7
3. Основные черты характеристики личности преступника………………….12
4. Классификация и типология преступников…………………………………16
5. Значение, объем, способы и основные направления изучения личности
преступника в практической деятельности правоохранительных
органов………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………………27
Содержание
1. Сущность и содержание
понятия «личности преступника»
2. Структура личности
преступника. Соотношение
биологического…………………………………………
3. Основные черты характеристики личности преступника………………….12
4. Классификация и типология преступников…………………………………16
5. Значение, объем,
способы и основные
преступника в практической деятельности правоохранительных
органов……………………………………………………………
Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. С ними имеет дело жертва и негласный сотрудник, сотрудники правоохранительных органов государства, представители общественных объединений и религиозных организаций.
Для чего необходимо изучать каждое в отдельности и в общей массе «социальное лицо», совершившее преступление? Личность преступника должна изучаться в целях: - раскрытия преступления; - установления преступника; - избрания ему меры пресечения; - выбора тактики проведения следственных действий, в том числе правильной тактики допроса, правильной оценки и проверки полученных доказательств; - оказания воспитательного воздействия; - избрания меры наказания; - определения причин преступления; - внесения предложений по предупреждению совершения преступлений и др.
Изучение личности преступник включает в себя множество направлений: исследование внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, психологические особенности, вменяемость. Детальное рассмотрение данных вопросов обеспечит решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, исправительно-трудовых проблем в каждом конкретном случае.
С точки зрения русского языка слово «личность» определяется, как «человек... носитель каких-нибудь свойств...» или «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность...», «отдельный человек в обществе, индивидуум...» («Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека». Кон. Социология личности).
Слово «преступник» означает того, «кто совершил уголовное преступление» (в единственном значении) или «человек, который совершает или совершил преступление». Синонимами этого слова являются «уголовник» (разг.); правонарушитель (юрид.); злоумышленник, вор, тать (устар.); варнак (устар.,прост.); злодей, лиходей (устар.)
Итак, «личность преступника» можно представить, как «совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность».
У преступника можно изучать черты и свойства, присущие только ему одному и по этим данным говорить о характере его преступления, но так нельзя понять общую причину преступности. Поэтому нужно изучать личность преступника на групповом уровне, а также как своего рода совокупный «субъект преступности» в целом, т.е. используя типологию.
При таком подходе изучаются категории и типы преступников, выделяемые по сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных свойств субъектов деяний. Более конкретно на этих аспектах я остановлюсь далее.
Таким образом, личность преступника изучается на трех уровнях:
— индивидуальном;
— групповом;
— общим.
Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то, на этой основе, можно сформулировать понятие личности преступника в широком смысле. Здесь предлагается вариант понимания «личности преступника» (в широком смысле) как системы характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление, и определения причин совершения преступлений.
Общепринятыми постулатами считаются:
1. Совокупность интегрированных
в ней социально значимых
— члена общества;
— члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих);
— носителя социально типичных черт.
2. Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т.д. зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных обстоятельств. Здесь важно отметить постоянное взаимодействие социологического и психологического, каждое из которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать.
3. Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных.
4. Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.
5. Личность
преступника отличается от
6. Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания. Но чью же личность мы будем изучать, сталкиваясь по долгу службы с ранее судимыми коллегами, беря на работу в качестве вольнонаемного сотрудника бывшего осужденного? Так, например, «личность преступника, обвиняемого, подсудимого, осужденного» определяется в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, хотя речь будет идти об одном и том же лице1.
В научной литературе предлагается ряд названий, интересующих нас, но к ним можно придираться с точки зрения русского языка или ряда норм права. Вот некоторые из них: «предкриминогенная» (речь идет об этапе криминализации личности), «административно антисоциальная» (учебник под ред. Кузнецовой и Миньковского); «личность, представляющая общественную опасность» (Алексеев); девиантная личность; личность лица с отклоняющимся (девиантным) поведением; личность лица, входящего в группу «риска», и пр. Очень часто употребляющийся термин «лица, склонные к совершению преступлений» противоречит принципу презумпции невиновности и поэтому считается неудачным.
7. Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что важно изучить главное в личности преступника — ее природу и сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со средой или предпреступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления.
Теперь, имея общее
представление о понятии «
2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.
При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Криминологический анализ личности предполагает и максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:
— одна из них
включает в себя такие социально-
— уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;
— в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;
— четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
— пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).
Изъятие любой
из подструктур разрушает
Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника.
Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему говорят об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому науку особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и т.д., равно как и психологические особенности. Это, конечно, не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.
Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность — ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы — объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.
В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению его профессионального уровня, овладению новыми специальностями, упрочению материальной обеспеченности, лечению соматических заболеваний и психических расстройств.
Информация о работе Сущность и содержание понятия «личности преступника»