Теория опасного состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Впервые понятие опасного состояния было сформулировано итальянским криминологом Гарофоло в книге «Критерии опасного состояния» (1880). Опасное состояние понималось им как перманентная (изменчивая) и имманентная (внутренне присущая) человеку склонность к совершению преступления.
Активный сторонник теории опасного состояния Ж. Пинатель так обрисовывает это понятие. Опасное состояние – явление не юриспруденции, а клиническое, раскрываемое главным образом клиническими же методами. Всякая криминологическая диагностика, по мнению Ж. Пинателя, проходит 3 этапа: диагностика преступных способностей; диагностика социальной неприспособленности (адаптация) и диагностика опасного состояния.

Файлы: 1 файл

контрольная для сдачи.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

          Так утверждалось, что антропологическое изучение должно рассматривать функциональные и морфологические типические особенности преступников, должно исследовать его конструкцию, гигиеническое состояние (физическое развитие), расовые особенности, половые, возрастные признаки, плодовитость, мимику, производить измерения (силу рук, температуру и проч.), головные измерения, собирать генеалогию, фотографии, почерки и пр. Утверждалось, что глубочайшие корни преступности скрыты в конституции преступника, которая создается и изменяется под влиянием, с одной стороны, окружающих личность внешних и, прежде всего, социальных условий, а с другой стороны, того, что организм данного субъекта получил в наследство от предков.

             В этом определении понятия преступности отразились значительные социо-культурные перемены в понимании природы человека и общества, наметившиеся на рубеже XIX и XX веков. Рационализм в свое время успешно развеял миф о божественном происхождении природы, человека и общества. Он был этичен в том смысле, что предписывал человеку следование этическим категориям добра и зла, выводимым спекулятивным путем, т.е. логически и гносеологически. Развившиеся затем естественные науки отодвинули в сторону подобного рода экспериментально неверифицируемие (непроверяемые) категории, трактуя их как «метафизические» сущности, допуская их в сферу достоверного знания только в той мере, в которой они представлялись соответствующими естественнонаучному подходу. Биология, и, прежде всего, теория Ч.Дарвина, его учение о естественном отборе, вторглись в науку об обществе и создали предпосылку для биологизированного определение понятия преступности.

           Первые же проверки таблиц Ломброзо показали, что утверждение о наличии у преступников особых физико-анатомических черт, сближающих их с первобытным человеком, не более, чем миф. В 1913 году английский криминолог Горинг проверил исследования Ломброзо, сравнив заключенных преступников со студентами Кембриджа (1000 человек), с военнослужащими и с учителями колледжей (118 человек). Оказалось, что никаких различий между ними и преступниками не существует. Подобное исследование и с такими же результатами было осуществлено В. Хили в 1915 г.

 

ЗАДАЧА.

Н. быстро ехал на своем  автомобиле по трассе. Хороший водитель, отличная машина, почему бы и не прокатиться  с ветерком? Рядом сидит друг, на заднем сиденье –  жена. Субботний  вечер обещал быть приятным.

Что произошло в следующую  секунду – объяснить не может. На повороте автомобиль заносит, она  врезается в дорожный столбик и слетает с трассы.. В результате аварии друг погиб, жена стала инвалидом, сам Н. получил несколько переломов.

 

К какому типу относится данное преступление?

Данное преступление характеризируется как неосторожное. Центральным в характеристике этих преступлений является понятие неосторожности. В соответствии с уголовным законодательством неосторожность деяния предполагает, во-первых, легкомысленность виновного (предвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянный расчет на их предотвращение без достаточных к тому оснований); во-вторых, небрежность (непредвидение лицом возможности наступления указанных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло их предвидеть).

Неосторожная  форма вины является основанием для  признания совершенного преступления неосторожным. Кроме того, таким  преступлением в криминологическом смысле является и умышленно совершенное общественно опасное деяние, тяжкие последствия которого не охватывались умыслом виновного и наступили при наличии по отношению к ним неосторожной формы вины (так называемое преступление, совершенное с двумя формами вины).

 

 Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника.

Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они  относятся к категориям ситуативных  и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений соответствует типу злостных преступников (разумеется, с некоторыми отличиями от умышленных преступников этого типа).

Исследования  опровергают бытующее мнение, будто  лица, совершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим  свойствам не отличаются от законопослушных  граждан, что в автотранспортных преступлениях ведущей при взаимодействии личности и ситуации обычно оказывается последняя. Сама по себе дорожная ситуация, даже при ярко выраженной сложности, никогда, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как особый вид антиобщественной установки, негативное личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.

Характеристика  личности участников дорожно-транспортных преступлений - законных водителей транспорта и водителей-угонщиков - различна. Внутри первой группы по ряду показателей (например, возрасту, полу, образованию) имеются различия между водителями-профессионалами и водителями личного транспорта. Исследователями установлена непосредственная связь между противоправным поведением водителей, совершением ими административных проступков и неосторожными автотранспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности.

Анализ уровня образования и профессиональной подготовки преступников-водителей  показывает преобладание среди них  лиц с неполным средним образованием и низкой профессиональной квалификацией. Этим особенно отличаются автолюбители, на долю которых приходится большинство дорожно-транспортных происшествий.

Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются низким профессиональным и  образовательно-культурным уровнем, его  повышением они, как правило, не занимаются. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напитками. Социально-ролевая характеристика участников автотранспортных преступлений не имеет существенных отличий от аналогичной характеристики законопослушных участников движения. Среди водителей-профессионалов отмечается лишь значительно более высокая доля лиц, неоднократно менявших место работы. Доля лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди законных водителей невелика - 3%.

 

 

Возможно ли было предотвратить данное преступление?

Конечно, это  преступление можно было бы предотвратить. Достаточно было соблюдать Правила дорожного движения и быть более внимательным на дороге.

 

 Разработайте рекомендации по предупреждению таких преступлений.

Общесоциальные  меры предупреждения связаны с реализацией  программ социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведения, исходящего из осознания интересов общества. В стране последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водителей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, неранящие стекла, вдавливающееся рулевое управление).

Важнейшее направление  общесоциального предупреждения - обеспечение  надлежащей подготовки и повышения  квалификации водителей.

Специальные меры предупреждения автотранспортных преступлений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, способствующих возникновению аварийной обстановки (улучшение состояния дорог, транспортных средств, квалификации водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений; предупреждение рецидива; воспитательная работа с водителями, техническим обслуживающим персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом - несовершеннолетними).

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 1977.
  2. Жулёв В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989.
  3. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997, М., 2003.
  4. Квашис В.Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы. Владивосток, 1986.
  5. Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М., 1974.
  6. Криминология: Учебник / Под ред.  В.Д. Малкова. М., 1997.
  7. Лунеев. В.В. Преступность ХХ века. М., 1997.
  8. Решетников Ф.М. Современная американская криминология. М., 1965.
  9. Фокс В. Введение в криминологию. М., 1980.
  10. Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985.

1 Культура убивает инстинкт войны. Из переписки А. Эйнштейна и З. Фрейда // Литературная газета 1995 №7

2 Г. Уэллс Павлов и Фрейд. М. 1956. Стр. 589

3 H. Ellenberger Aspects biologiques et psychiatriques de la criminalite « Criminologie en action» Montreal 1968, pp. 45-78

4 Ю.И. Афанасьев, В.В. Королев, Е.Ф. Котовский Ядро клетки и некоторые вопросы цитогенетики М., 1970, с.16

5 «Природа», 1969, №11, с. 121-122

6 Решетников Ф.М. Современная американская криминология М., 1964, с.210




Информация о работе Теория опасного состояния