Терроризм и борьба с ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.
Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных.

Файлы: 1 файл

криминология.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Международный терроризм разрастается стремительно, в то время как мировое  сообщество явно опаздывает с противодействием этому злу. Государственная машина хотя и мощна, но с большим трудом набирает обороты. Террористам же бюрократические  преграды и рамки правового поля неведомы. Они легко находят общий язык, даже если их разделяют десятки тысяч километров. А если речь идет о материальной прибыли, то объединение интересов и слаженность в действиях происходят просто стремительно. Неслучайно лидеры и руководители террористических сетей и организаций, а также руководители стран, негласно поддерживающих терроризм, имеют на личных счетах колоссальные финансовые средства. Так, например, лидер террористической организации <Аль Кайда> Усама Бен Ладен лично распоряжается состоянием в 3 миллиарда долларов, а как сообщает <Московский комсомолец>, на счету лидера <Движения национального освобождения Палестины> Ясира Арафата - 2 миллиарда долларов.9 Если же учесть, что международный терроризм неразрывно связан с производством и незаконным оборотом сильнодействующих наркотиков, что дает гигантские прибыли, то вполне понятным становится и общий интерес. И только совместные действия может противопоставить террористической угрозе мировое сообщество. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Но, к сожалению, на международном уровне пока еще больше разговоров о необходимости борьбы с террором, нежели практических действий, или даже взаимодействий, в этой борьбе. К тому же те страны, которые сейчас активно борются с терроризмом, постоянно подвергаются критике со стороны крупных международных как политических, так и правозащитных организаций, якобы за нарушение прав личности. Хотя как можно говорить о соблюдении прав личности тех, кто взрывает дома мирных жителей, убивает людей, отравляет мир наркотиками. Мир должен понять, что идет пусть и необъявленная, но война. Либо мировое сообщество одолеет это зло, либо терроризм надолго останется повседневной угрозой и будет продолжать уносить тысячи жизней на планете.

Необходимо не только использовать опыт тех стран, которые практически  противостоят терроризму, но и вести  борьбу с ним на международном  уровне.

Терроризм сегодня охватил весь мир. И пока он угрожал лишь немногим странам, то в государствах, где все  было благополучно, за этим наблюдали без особой тревоги, понимая, что терроризм - зло и что с ним надо бороться, но, не принимая в этом участия. Сегодня же весь мир вынужден позаботиться о своей безопасности.

В этой связи хотелось бы отметить особую роль средств массовой информации в противодействии террористической угрозе. К сожалению, приходится констатировать, что их огромный потенциал используется в этом плане весьма неэффективно. Мало того, можно было бы привести целый ряд примеров, когда авторы некоторых передач или публикаций либо пытаются оправдать отдельные террористические акции, либо так обстоятельно описывают все этапы их подготовки и соответствующие действия противостоящих им сотрудников контртеррористических подразделений, что такого рода материалы можно давать под рубрикой "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас", посвящая их начинающим террористам и киллерам. В сложившейся ситуации необходимо сконцентрировать внимание зрителя и читателя на тех факторах, которые продуцируют терроризм и которые мы должны стремиться устранять из нашей жизни общими усилиями, или на последствиях противоправной акции для окружающих, самого террориста и его близких, наконец, на человеконенавистнической сущности самой идеологии терроризма. И ни в коем случае недопустимо раскрывать тактику подготовки и реализации контртеррористических мер спецподразделений10.

Определенная ответственность  за неэффективное участие печатных и электронных средств массовой информации в сфере борьбы с терроризмом  лежит и на российских спецслужбах и правоохранительных органах, которые зачастую не могут наладить цивилизованных отношений с представителями прессы, радио, телевидения и, опираясь на опыт неудачного, а порой и вредного для дела освещения журналистами аспектов и проблем контртеррористической деятельности, держат их на "голодном информационном пайке". Следует, однако, признать, что в последнее время отмечаются положительные сдвиги в этом направлении. Представители специальных подразделений, спецслужб и правоохранительных органов сами выступают с освещением этой щекотливой темы; в этих структурах выделяются подготовленные работники, ответственные за контакты с прессой. Однако и они, и журналисты, рассказывая людям о такой деликатной сфере деятельности специальных и правоохранительных органов, каковой является борьба с терроризмом, должны руководствоваться мудрой заповедью - "не навреди".

Многолетний опыт России, Израиля, других стран мира по противодействию международному терроризму показывает, что, во- первых, ни одно государство в одиночку с ним справиться не сможет, во-вторых, для этого недостаточно только боевых действий и силовых методов.

Масштабность и скоординированность  действий международных террористов, их транстерриториальный характер настоятельно диктуют необходимость объединения  усилий всего мирового сообщества, дальнейшего расширения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Необходимо формировать в сознании людей понимание того, что любой  террористический акт или угроза его совершения, чем бы это ни пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление, за которое неизбежно последует наказание.

Под эгидой ООН проводится работа по укреплению международно-правовой базы антитеррористического сотрудничества. Необходимо стремиться к расширению круга участников имеющихся договоров по борьбе с терроризмом и одновременно осуществлять разработку новых соглашений в этой области. Среди достижений ООН - Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.), а также принятая по инициативе России Резолюция № 1269 Совета Безопасности ООН (1999 г.), которая стала своего рода антитеррористическим манифестом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и безопасности на планете11.

Вместе с тем, несмотря на официальные заверения практически всех государств мира об осуждении терроризма как метода политической борьбы, реальная ситуация свидетельствует о том, что если не на государственном, то на частном уровне при попустительстве властей осуществляется не гласная, но очень эффективная экономическая и моральная поддержка как террористическим формированиям, так и отдельным террористам. Несмотря на ужас последствий террористических актов, современное мировое сообщество никак не может абстрагироваться от причин, вызывающих совершение террористических актов и исключить понимание и оправдывание террористов в их <борьбе за правое дело>. Понимание причин, вызывающих терроризм, должно являться лишь инструментом, искореняющим почву для терроризма, но ни в коем случае не должна служить оправданием античеловеческой деятельности террористических организаций. Дипломатические миссии ряда стран иногда используются, как убежища для террористов или как склады их техники, что является прямым нарушением Венской конвенции. С территории этих стран довооруженные и отдохнувшие бандформирования вновь забрасываются, в частности, на территорию российского Северного Кавказа, где продолжают сеять смерть и разрушения.

Ныне действующие международные  договоры об экстрадиции преступников исключают выдачу беглецов, разыскиваемых за "политические правонарушения", что, безусловно, является лазейкой для террористов, действия которых всегда объясняются политическими требованиями.

Именно поэтому полномасштабное  международное сотрудничество имеет определяющее значение для долгосрочного сдерживания и ограничения терроризма. При этом, если в силу каких-то причин прогресс в деле достижения крупных принципиальных международных соглашений идет медленно, необходимо энергично развивать международное сотрудничество через:

- общие резолюции или соглашения  в ООН и других специализированных  учреждениях по вопросам гражданской  авиации, морских перевозок и  туризма,

- усовершенствованные и ратифицированные  большим числом стран международные  конвенции по таким проблемам, как угон самолетов, захват заложников и защита дипломатов,

- неофициальные договоренности, доказывающие  единодушное стремление международного  сообщества к принятию эффективных  мер против терроризма,

- активизация претворения в  жизнь действующих соглашений о борьбе с терроризмом.

Необходимо сформулировать четкие намерения и планы совместной международной борьбы с терроризмом, а также, обозначить известные трудности  политического толка, о которых  говорил Президент Российской Федерации  В.В. Путин, что позволит осуществить совершенствование международных правовых актов о борьбе с терроризмом.

К очевидным "трудностям" следует  отнести сам процесс формулирования единого понятия терроризма, признаваемого  мировым сообществом (прежде всего, документами ООН).

Наиболее сложным также представляется поиск взаимоприемлемых решений  по вопросу быстроты отработки мер, направленных на парирование тех  или иных террористических действий.

Непростой частью работы будет установление правил, согласно которым не должно быть двойных толкований по вопросу отношений, связанных с экстрадицией подозреваемых или обвиняемых, их соучастников в планировании или совершении террористических актов.

Как представляется, в повышении  эффективности антитеррористической борьбы роль парламентов, межпарламентских объединений и институтов Гражданского общества пока недостаточна. Для её усиления, на наш взгляд, было бы целесообразным:

1. Использовать эти возможности  для активизации практической  работы по унификации национальных  законодательств государств в области борьбы с международным терроризмом и связанными с ним уголовными преступлениями, т. е. сближение законов разных стран по содержанию и технико-юридической форме. Это позволит преодолеть разночтения в правовой оценке юридических фактов, оперативно реагировать на акты терроризма вне зависимости от того, в какой стране они совершаются.

2. Разработать своеобразный кодекс  поведения государств в борьбе  с международным терроризмом,  свод принципов и базовых правил  взаимопомощи и взаимодействия в конкретных ситуациях. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере.

3. Включать вопросы коллективной  безопасности в области борьбы  с международным терроризмом  в повестку дня работы соответствующих  парламентских комитетов и в тематику межпарламентских контактов на международном уровне.

4. Наладить взаимодействие и  обмен информацией на уровне  рабочих групп при разработке  парламентами законодательных актов  в области безопасности и борьбы  с международным терроризмом в целях эффективного практического осуществления взаимодействия в законотворческой работе.

5. Изучить возможность создания  под эгидой ООН общественно-политического  органа из видных парламентариев, общественных деятелей, ученых, деловых  людей для обеспечения необходимой общественной поддержки процессу фронтального противодействия международному терроризму.

6. Мобилизовать институты гражданского  общества, средства массовой информации  с целью создания условий, резко  затрудняющих деятельность террористов, где бы они ни находились. Создать сайты в "Интернете", телефоны доверия, по которым могла бы собираться вся информация, имеющая отношение к возможной подготовке и осуществлению террористических акций12. (Хотя по нашему мнению, создание сайтов в Интернете даст террористам возможность знать об информированности властей о готовящемся теракте, а при наличии определенных навыков, поможет им установить конфиденциальный источник информации.)

Следует также остановиться и на проблемах взаимодействия и координации спецслужб государств, объединившихся в деле борьбы с международным терроризмом. Как считает депутат Госдумы РФ Ковалев Н.Д. необходимо:

1. Главам государств, сотрудничающих  в сфере борьбы с международным  терроризмом - принять и сообщить  всему мировому сообществу стратегический план совместной борьбы с терроризмом, план сотрудничества спецслужб. Необходимо, чтобы каждый террорист знал о существовании такого плана и нигде не чувствовал себя в безопасности.

2. Создать единый центр, который  бы собирал и анализировал информацию из всех источников, поступающую от спецслужб государств, сотрудничающих в сфере борьбы с терроризмом. Работа такого центра расширит совместные возможности, позволит предвидеть будущие угрозы терроризма, будет содействовать урегулированию кризисных ситуаций в национальном и международном масштабе и обеспечивать единую базу данных, доступную всем сотрудничающим государствам. Потенциально этот центр мог бы стать стержнем для подготовки кадров специалистов по анализу разведсведений конкретно в области международного терроризма.

3. Обеспечить беспрепятственный  доступ к общим базам данных  в реальном масштабе времени.  Необходимо, чтобы спецслужбы сотрудничающих  стран могли срочно получать  необходимую им информацию, например  установочные данные на лиц, подозреваемых в международном терроризме, данные по идентификации оружия, взрывчатки, по особенностям изготовления взрывных устройств и т.п.

4. Проводить в необходимых случаях  широкомасштабные оперативные и  следственные мероприятия с одновременным участием спецслужб нескольких стран. Такой фронтальный подход в борьбе с терроризмом должен порождать у боевиков понимание равного риска при совершении преступления, независимо от того, в какой стране они находятся.

5. Обеспечить строжайший государственный контроль за изготовлением и хранением взрывчатых веществ и оружия, так как многие теракты - это в первую очередь следствие того, что государства в определенный момент не сумели обеспечить сохранность взрывчатых веществ.

В заключение хотелось бы еще раз  подчеркнуть - успех в борьбе терроризмом возможен лишь в том случае, если в решении этой задачи консолидируют свои усилия мировое сообщество и все здоровые, прогрессивные элементы государства и общества внутри страны.

Борьба с терроризмом, прежде всего  политическим, требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры и экономического, и политического, и социального характера. Конечно, это долговременная программа, и ее реализация зависит от многих параметров. А ситуация такова, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня. Несмотря на то, что в последние годы Россия постоянно подвергается террористическим актам, к сожалению, до настоящего времени не выработано эффективной модели государственного механизма противодействия данной опасности. Представляется, что для решения этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать более узкий круг действий и включать в себя:

- срочное восстановление основных  административно-правовых мер (режимные  меры), по крайней мере, тех из  них, которые позволят поставить под контроль миграционные потоки;

- наведение порядка с хранением,  владением и распространением  оружия;

- разработку концепции антитеррористической  борьбы в современных условиях;

- тесную взаимосвязь борьбы  с уголовной преступностью, уголовным и политическим терроризмом;

- взаимодействие всех сил правопорядка  и спецслужб в антитеррористической  борьбе с выделением головного  органа, обладающего необходимыми  полномочиями и правами в организации,  координации и осуществлении  всей борьбы с терроризмом, и возложением на него ответственности за ее результативность;

Информация о работе Терроризм и борьба с ним