Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

Содержание работы

1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и администра-тивных правонарушений.
2. Виды и методы предупредительной деятельности органов внутрен-них дел.
3. Классификация мер предупреждения преступлений и администра-тивных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.
4. Особенности предупредительной деятельности сотрудников пат-рульно-постовой службы, их взаимодействие с другими подразделениями ор-ганов внутренних дел.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


План 

1. Понятие, правовое и организационное  регулирование деятельности органов  внутренних дел по предупреждению  преступлений и административных правонарушений.

2. Виды и методы предупредительной  деятельности органов внутренних дел.

3. Классификация мер предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

4. Особенности предупредительной  деятельности сотрудников патрульно-постовой службы, их взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел.

 

 1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

 

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной  деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний.1

Содержание и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения.2

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены. При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера. Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел.

 

Предупреждение преступлений может  быть трёх видов (форм):

- социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);

- собственно криминологическая  профилактика (предупреждение видов  и форм преступного поведения;  предупреждение преступлений отдельными  социальными группами лиц);

- индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами). 3

Общесоциальный уровень (общая  профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика –  это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности  частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений. 4

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления.

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности.5

Применительно к нормативно-правовому регулированию предупредительной работы необходимо отметить, что в соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках - законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью.6

 

3. Классификация мер предупреждения преступлений и

административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

В ходе предупреждения преступлений органы МВД могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры.

Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направлении, является  «Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в соответствии с которой можно отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений.7

Сотрудники подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных  мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

Проводят оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних.

Обеспечивают проведение оперативно-розыскных  мероприятий по контролю за лицами, состоящими под административным надзором полиции, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и условия  совершения преступлений в сфере  экономики, предварительное следствие по которым обязательно. Вносят предложения о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в экономической направленности.

Проводят оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.

Осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или  преступных сообществ (преступных организаций), действующих в сфере экономики.

Сотрудники подразделений собственной  безопасности осуществляют внутренний контроль и надзор за непосредственной деятельностью сотрудников органов внутренних дел (в частности, полиции).

Рассматривают поступающие заявления  граждан по фактам коррупции и случаях вымогательства со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия в отношении сотрудников, в отношении которых имеется информация о незаконных действиях и фактах коррупции.

Совместно с сотрудниками органов  ФСБ и прокуратуры выявляют лиц, потенциально допускающих как возможность дачи, так и возможность получения незаконного денежного вознаграждения. Осуществляют различного рода профилактические мероприятия с целью воспрепятствования совершению преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 293 УК РФ.

Участковые уполномоченные полиции:

Ежемесячно проводят анализ оперативной  обстановки на обслуживаемых участках.

Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес.

Информация о работе Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел.