Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:13, контрольная работа
В современной России особую опасность представляет деятельность организованных преступных структур. Наиболее опасным для общества и государства представляется их проникновение в воинскую среду с целью привлечения кадров (специалистов), завладения вооружением и боевой техникой, движимым и недвижимым имуществом войсковых частей и подразделений, создавания прикрытия из коррумпированных воинских начальников и командиров, а также легализованных, полулегализованных и нелегальных предприятий, мастерских для производства и ремонта оружия, техники, средств связи, автотранспорта, добытых и приобретенных в преступном «бизнесе».
1. Введение
2. Понятие и криминологическая характеристика
3. Специфика детерминации и причинности
4. Особенности борьбы, с воинской преступностью
5. Заключение
6. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Юридический факультет
Контрольная работа
по дисциплине: «Криминология»
на тему:
«Воинская преступность. Особенности профилактики воинских преступлений»
Выполнил: студент группы 13-3
Жадько Ю.И.
Проверил: __________________
___________________________
Чита -2013
Содержание:
1. Введение
2. Понятие и криминологическая характеристика
3. Специфика детерминации и причинности
4. Особенности борьбы, с воинской преступностью
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение.
Стремительный рост преступности в современной России является следствием серьезных проблем в политическом, экономическом, социальном, нравственно-психологическом, медико-биологическом и духовном развитии общества.
В современных условиях очевидно, что национальные и государственные интересы Российской Федерации требуют наличия мощной военной организации, достаточной для обороны и безопасности страны, обеспечения законных прав и свобод человека и гражданина, государственного конституционного строя, общественного порядка и мира в многонациональном государстве, а также предупреждения преступности против основ и устоев государства, общества и личности.
Значительное влияние на состояние общества и государства оказывают национальный экстремизм и международный терроризм. Примером тому могут служить современные ситуации в так называемых зонах национальных вооруженных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазия, Чеченская Республика, Северная Осетия).
Все эти проблемы и задачи, стоящие перед государством, свидетельствуют, что наше общество нуждается не только в современных видах вооружения, боевой техники, но и, особенно важно в обеспечении профессионально подготовленными военными кадрами.
Не менее важным в обеспечении безопасности государства является морально-психологический климат в армии. Только единство духа и силы может приносить желаемый результат в деле защиты Отечества от внешних и внутренних врагов.
За последние десятилетия преступность в Вооруженных Силах, в войсках и других воинских формированиях Российской Федерации относительно стабилизировалась и составляет от 12 до 18 тысяч преступлений в год, уголовному наказанию подвергаются более 10 - 12 тысяч военнослужащих ежегодно.
В современной России особую опасность представляет деятельность организованных преступных структур. Наиболее опасным для общества и государства представляется их проникновение в воинскую среду с целью привлечения кадров (специалистов), завладения вооружением и боевой техникой, движимым и недвижимым имуществом войсковых частей и подразделений, создавания прикрытия из коррумпированных воинских начальников и командиров, а также легализованных, полулегализованных и нелегальных предприятий, мастерских для производства и ремонта оружия, техники, средств связи, автотранспорта, добытых и приобретенных в преступном «бизнесе».
Одной из важнейших проблем для армии остается влияние неуставных отношений на состояние преступности в войсках, поэтому их профилактика среди военнослужащих является основой сдерживания правонарушений. На состояние преступности в исследуемой сфере серьезное влияние оказывает само поведение воспитателей, т.е. командиров и начальников, которые нередко скрывают, а иногда и поощряют неуставные взаимоотношения во вверенных им частях и подразделениях.
Все эти обстоятельства обусловили выбор темы данной работы.
2. Понятие и криминологическая характеристика.
Под воинской преступностью в широком смысле слова понимают систему преступлений, совершаемых военнослужащими, включающую:
а) общие преступления, т. е. те, применительно к которым уголовным законом не предусмотрен специальный субъект – военнослужащий, они могут совершаться и гражданскими лицами, и военнослужащими;
в) собственно воинские – преступления со специальным субъектом – военнослужащим. Специфичен и их объект – воинский правопорядок.
К собственно воинским относятся преступления против порядка подчиненности, против порядка прохождения военной службы, против порядка эксплуатации военной техники, несения боевого дежурства, караульной, пограничной и других специальных служб, а также воинские должностные преступления.
Во всех армиях мира доли этих видов преступности в воинской преступности примерно равны. В зависимости от социальных условий их более конкретное соотношение колеблется.
В.В. Лунеев по характеру мотивации выделяет шесть больших групп преступлений:
1) политической мотивации (измена Родине);
2) насильственные (убийство,
умышленное причинение
3) корыстные (хищение, взяточничество, злоупотребление служебным положением);
4) анархической мотивации (самовольное оставление части, хулиганство);
5) неосторожные легкомысленной мотивации (нарушение правил вождения, нарушение правил обращения с оружием);
6) воинские преступления трусливо-малодушной мотивации (совершаемые во время войны или в боевой обстановке по трусости: дезертирство, членовредительство, измена Родине).
В структуре воинской преступности выделяют группы на основе воинского звания преступников: преступность офицеров, прапорщиков, сержантского состава, преступность рядовых.
Используется критерий ведомственной принадлежности войск: преступность в войсках Министерства обороны, во внутренних войсках МВД, в пограничных и других войсках. В Министерстве обороны воинскую преступность анализируют по видам Вооруженных Сил (сухопутные войска, флот) и родам войск (ВДВ, строительные войска).
В 1995 году в Министерстве обороны и других ведомствах, имеющих войска, зарегистрировано 30 тыс. преступлений. 20% осужденных в 1995 году – офицеры, прапорщики и сержанты. Офицерами чаще всего совершаются такие преступления, как превышение власти, злоупотребление служебным положением, взяточничество, хищения оружия и боеприпасов. За взятки, хищения, злоупотребления служебным положением в год привлекается к уголовной ответственности более 5 тыс. военнослужащих, из них несколько сотен офицеров.
58% зарегистрированных
преступлений приходится на
Численность войск Министерства обороны – 1,7 млн., в войсках МВД проходит службу 264 тыс. человек, в погранвойсках – 200 тыс.
В 1995 году число зарегистрированных преступлений, совершенных в войсках, по сравнению с 1994 годом выросло на 24%, тяжких преступлений – на 76,3%. Число умышленных убийств, совершаемых военнослужащими, увеличилось в два раза. На 78,3% возросло количество хищений оружия и боеприпасов. Увеличилось число случаев взяточничества, мошенничества. Самый распространенный вид преступления – уклонение от военной службы.
В 1995 году наибольший рост преступности зафиксирован в ВДВ, среди военных строителей и в железнодорожных войсках. Судимость за дедовщину возросла в 1995 году в сухопутных войсках на 17%, в военно-строительных частях центрального подчинения и войсках противовоздушной обороны – почти на треть, в военно-воздушных силах – на 45%.
Официальную армейскую статистику преступности необходимо анализировать с поправкой на латентность, а также учитывать иные обстоятельства, способные влиять на 'абсолютные показатели преступности. Например, официальные статистические данные о преступности в армии за 1992 год показали, что преступность за год снизилась на 5,3%. В 1992 году в армии интенсивно шли процессы сокращения кадров. За период с 1991 по 1994 годы число военнослужащих уменьшилось вдвое: с 3,5 млн. до 1,7 млн.
В этих условиях следовало констатировать не снижение уровня преступности, но ее рост. Интенсивность необходимо было учитывать в расчете на 100 тыс. военнослужащих.
Кроме того, уровень преступности повысился (абсолютные данные) в некоторых видах Вооруженных Сил и родах войск, ряде военных округов, на всех флотах. Возросло число нарушений правил несения специальных служб. Поползла вверх кривая общеуголовных преступлений военнослужащих. В 2,3 раза в войсках вырос уровень хищений государственного и военного имущества. В 1992 году военнослужащими было похищено 4489 стволов огнестрельного оружия (это на 77% больше, чем в 1991 г.), на 41% увеличилось количество грабежей и разбоев, на 65% возросло число случаев взяточничества среди воинских должностных лиц (взятки брались в основном за освобождение от военной службы, отсрочки от призыва, за продажу устаревшей военной техники). Изменился и сам контингент преступников в погонах: все больший удельный вес среди них стали занимать офицеры, в том числе и старшие (командиры частей, их заместители, офицеры штабов).
Да и в первом полугодии 1992 года статистика преступности не давала поводов к оптимизму: в три раза возросло число хищений в особо крупных размерах, в два с половиной раза – количество преступных посягательств на оружие и боеприпасы. На 40% возросло число общеуголовных преступлений, а грабежей и разбоев – на 90%.
Официальная статистика о динамике преступности в армии в 1993 году также преподнесла больше загадок, нежели разгадок об истинной криминальной обстановке в войсках: по всем силовым министерствам зарегистрированная преступность снизилась на 28%, по армии и флоту – на 25%. Сомнения в достоверности этих данных возникают по ряду причин: в 1993 году Вооруженные Силы продолжали сокращаться; велик был и некомплект в воинских частях: штатные должности солдат и матросов заполнены почти наполовину.
По официальным данным, в 1993 году погибло 2572 военнослужащих, при этом в том же году было расследовано 4191 уголовное дело о гибели военнослужащих. Структура причин гибели военнослужащих такова: самоубийства – 17%з; нарушение мер безопасности, в том числе обращения с оружием – 14,8%; дорожно-транспортные происшествия – 11%; несчастные случаи – 9,6%; убийства – 2,9%; неуставные взаимоотношения – 2,3%; гибель в зонах конфликтов – 36%.
Косвенным подтверждением гипотезы о том, что снижение преступности имело место лишь в официальных отчетах, а не в действительности, служит и тот факт, что в 1993 году по сравнению с предыдущим годом военные прокуроры выявили в 2,5 раза больше фактов сокрытия командирами преступлений подчиненных. В 1993 году на 53% возросло количество хищений огнестрельного оружия военнослужащими, причем похищались не только пистолеты, автоматы и гранаты, но также противотанковые и зенитные ракеты, установки залпового огня «Град». В этом же году были зарегистрированы десятки тысяч нападений на воинские склады со стороны гражданских лиц.
Снижение уровня преступности среди военнослужащих в период сокращения Вооруженных Сил – статистический факт, противоречащий мировому и отечественному опыту. Во всех странах мира в период сокращения армейских штатов воинское рвение среди офицеров, обреченных на увольнение, становится редкостью. Как следствие падает дисциплина, растет преступность. Например, сокращение Вооруженных Сил СССР в период так называемых хрущевских реформ (1956–1961 годы) ознаменовалось самым интенсивным ростом преступности в войсках за послевоенное время.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что преступность в Вооруженных Силах России в первой половине 90-х годов стабильно росла. Снижение ее имело место лишь в документах официальной отчетности. Всплеск числа зарегистрированных преступлений в 1995 году – лишь свидетельство того, что резервы приукрашивания действительности к этому времени были исчерпаны.
Механизм лакировки криминальной ситуации прост. Реальный криминальный феномен состоит как бы из двух сообщающихся сосудов: зарегистрированной и латентной преступности. Когда преступность начинает снижаться вопреки всем – «криминологическим закономерностям» (на фоне неблагоприятных объективных условий и имитации борьбы с негативными социальными процессами), это есть лишь перелив криминала из «видимого сосуда» в «невидимый». Некоторые тайны данного механизма уголовной политики приоткрыл В. Ерин в бытность его министром внутренних дел: «Я, конечно, знаю, как манипулировать статистикой, знаю, как можно воздействовать на Президента, как сделать так, что преступность начнет «падать» у нас в государстве – правда, только на бумаге».
Однако бесконечно манипулировать цифрами невозможно, ибо латентная преступность является мощнейшим криминогенным фактором. Ведь за ней стоит безнаказанность и вседозволенность, поэтому рост латентной преступности неминуемо влечет за собой интенсивный рост всего криминального феномена, и скрыть это уже не удается.
Аналогичную ситуацию мы наблюдали в Вооруженных Силах во второй половине 80-х годов. В этот период документы официальной отчетности фиксировали не поддающееся никакому рациональному объяснению снижение преступности в армии на фоне интенсивного роста всей зарегистрированной преступности в стране. Единственным доводом было постановление ЦК КПСС 1985 года «О мерах по укреплению воинской дисциплины в Советской Армии и Военно-Морском Флоте». Через несколько лет статистика зафиксировала криминальный взрыв в войсках. В действительности же, вероятно, не было ни снижения, ни взрыва – в период перестройки преступность в армии стабильно росла.
Достаточно нерадужные выводы можно сделать и из анализа структуры преступности военнослужащих. Самый распространенный вид преступления в войсках – уклонение от военной службы. Их доля составляет 46% от всего криминального массива. Корыстные мотивы просматриваются в основе каждого третьего учтенного преступления. В структуре армейской преступности 1,6% составляют хищения в особо крупных размерах, 1% – убийства.
Информация о работе Воинская преступность. Особенности профилактики воинских преступлений