Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:31, доклад
Аристотель в своих трудах особое значение придавал равенству всех полноправных граждан перед законом. При этом он подчеркивал важную предупредительную роль наказания, ибо Полагал, что люди воздерживаются от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха наказания, и большинство склонно предпочитать свои выгоды и удовольствия общему благу. По мнению Аристотеля, чем значительнее были выгода и удовольствие, полученные в результате совершения преступления, тем более суровым должно быть наказание. Он был твердо убежден в том, что преступник становится испорченным по своей воле, но дух его должен господствовать над телом, а разум над инстинктом, как хозяин над рабом
Аристотель в своих
трудах особое значение придавал равенству
всех полноправных граждан перед
законом. При этом он подчеркивал
важную предупредительную роль наказания,
ибо Полагал, что люди воздерживаются
от дурных поступков не из высоких
побуждений, а из страха наказания,
и большинство склонно
При назначении наказания Аристотель считал важным учитывать обстоятельства совершения преступления и. не наказывать за преступления, совершенные при обстоятельствах, "превышающих обыкновенные силы человеческой природы". То есть правомерное поведение не должно требовать проявления героизма. В то же время существенными при назначении наказания считаются такие обстоятельства, как рецидив, особая жестокость виновного, нежелание загладить причиненный вред и ряд других.
Аристотель предлагал
разграничивать оценки проступков и
оценки тех людей, которые их совершили,
учитывать, какова роль внешних обстоятельств
и роль характеристик самого правонарушителя
в механизме противоправного
поведения. Он писал, в частности: "
Когда действуют сознательно, однако
не приняв решения заранее, то [перед
нами] неправосудное дело: случается
это между людьми из-за порыва ярости
и из-за других страстей, вынужденные
они или естественные. Причиняя этот
вред и совершая такие проступки,
люди поступают неправосудно, и имеют
место неправосудные дела, но из-за
этого люди все-таки в каком-то смысле
не "неправосудные"[по складу] и
не "подлые". Дело в том, что
причиненный вред не обусловлен их
испорченностью. Когда же [человек
причиняет вред] по сознательному
выбору, он неправосудный [по своему складу]
и испорченный. Суд поэтому правильно
расценивает совершенное в
Одновременно Аристотель
выступал против произвола судей
и призывал видеть в них слуг закона,
а не его творцов. Он писал, что
в целях недопущения
Таким образом, многие основополагающие идеи о причинах преступлений, принципах ответственности за них были заложены на заре человеческой истории. К сожалению, осведомленность о них далеко не всегда сочеталась со следованием этим идеям