Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:18, лекция
1 Взаимодействие юридической службы с другими подразделениями
2. Работа по укреплению законности
Т. 4. Взаимодействие юридической службы с другими подразделениями и работа по укреплению законности
ПЛАН
В. 1 Взаимодействие юридической службы с другими подразделениями
В. 2. Работа по укреплению законности
В. 1 Взаимодействие юридической службы с другими подразделениями
Существенное значение имеет вопрос о том, как – единолично или совместно с другими подразделениями выполняет обязанности ЮС.
Обязанности ЮС можно поделить на две группы:
В связи с этим ЮС выступает:
В Общем положение определены виды работ:
1) которые ЮС выполняет самостоятельно, собственными силами, неся ответственность за результаты;
2) в выполнении которых ЮС лишь участвует, но непосредственное исполнение и ответственность за результаты, которых также возложены на других лиц;
3) выполнение которых организуется юристами, но непосредственно осуществляется другими лицами.
Это закрепленное разграничение отражает и оформляет реально сложившееся на практике разделение труда, распределение обязанностей по ведению правовой работы между различными звеньями и сотрудниками организации, а так же свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений организации, а не только ЮС.
Разделение выглядит следующим образом:
Самостоятельно, собственными силами ЮС:
1) осуществляет правовую экспертизу, т. е. проверку соответствия закону, проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера и визирует их;
2) принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением законодательства;
3) обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации;
4) подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации;
5) обеспечивает подготовку
и передачу необходимых
6) представляет интересы организации в суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов, ведет судебные и арбитражные дела;
7) ведет работу по анализу и обобщению судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения договоров;
8) разрабатывает предложения
по соблюдению договорной
9) принимает меры по возмещению ущерба, причиненного организации;
10) готовит заключения по предложениям о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
11) контролирует соблюдение порядка сертификации продукции, приемки товаров по количеству и качеству;
12) обеспечивает информирование
работников о действующем
13) оказывает юридическую помощь.
ЮС взаимодействует с другими подразделениями в выполнении ряда обязанностей. Выполнение таких обязанностей одновременно возлагается на другие подразделения: бухгалтерию, кадровую, экономическую службы, складские подразделения и др. Однако юрист совместно выполняет (в своей части) данные обязанности.
Так, ЮС участвует:
1) в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера;
2) в подготовке и
заключении коллективных
3) в мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений;
4) в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой (расчетной) дисциплины, обеспечении сохранности имущества;
5) в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания.
ЮС организует выполнение другими подразделениями и лицами ряда обязанностей правового характера. Непосредственное их исполнение возлагается на другие лица и подразделения, но ЮС организовать их выполнение, оказав необходимую консультационно-правовую помощь.
Так, ЮС:
1) руководит подготовкой
2) организует
3) организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности.
При обслуживании предприятия внешней юридической организацией, в т. ч. адвокатской, указанные обязанности следует предусматривать в заключаемом договоре на юридическое обслуживание.
Необходимость постоянных контактов ЮС с другими подразделениями и должностными лицами при ведении правовой работы требует налаживания устойчивого взаимодействия между ними. В этих целях на практике используются разнообразные меры, прежде всего организационного порядка.
В положении о ЮС или должностной инструкции юриста следует установить обязанность юридических работников регулярно знакомиться в других подразделениях с состоянием хозяйственной деятельности (балансом, статистической отчетностью, финансовыми показателями по банковским счетам, данными о дебиторской задолженности, понесенных убытках и др.).
Необходимо обязывать другие подразделения оперативно передавать ЮС сведения о возникших затруднениях в деятельности и допущенных нарушениях для принятия правовых мер. Юриста следует привлекать на совещания, созываемые руководителями организации по вопросам, имеющим отношение к правовой работе. Необходимо включение юриста в состав комиссий по хозяйственно-финансовым вопросам; балансовой комиссии, комиссии по непроизводительным расходам, по оперативным вопросам и др.
Важной формой связи юриста с текущей деятельностью организации является установление обязанности визирования юристами проектов документов, имеющих правовое значение. Столь же значимо регулярное проведение юристами проверок по правовым вопросам в других подразделениях фирмы или в подчиненных организациях.
Способы взаимодействия юридической и других служб требуют закрепления в положениях об отделах и должностных инструкциях соответствующих работников. Они могут устанавливаться отдельными приказами руководителя организации.
В таких документах следует:
определить конкретные сроки и периоды проведения совещаний и заседаний комиссий;
устанавливать предельные сроки выполнения соответствующих действий: передачи документов юристу, рассмотрения им материалов и дачи своего заключения;
определять в фирме основные виды документов, требующих визы юриста;
устанавливать нормальные сроки для изучения и визирования документов, исходя из их сложности и объема, например, один день на каждые три страницы документа.
Основные сложности при выполнении совместных или организуемых юристами мероприятий создаются тем, что ЮС не наделена властно-распорядительными полномочиями по отношению к другим подразделениям и работникам. Это нельзя признать правильным. Локальными нормативными актами ЮС следует наделять возможностью предъявлять требования к подразделениям и работникам по выполнению обязанностей, установленных законом и относящихся к деятельности фирмы. В случае неисполнения такого требования юрист должен иметь право обращаться к руководителю организации.
Ведение ЮС организационной работы требует использования возможностей и полномочий руководителей, которые бы позволили:
1) готовить по инициативе ЮС приказы и распоряжения, предусматривающие обязанности других подразделений по участию в правовой работе;
2) включать по инициативе
3) включать по инициативе
Для проявления юристом инициативы по подготовке и изданию соответствующих документов целесообразно использовать ситуации, когда контролирующими органами в деятельности фирмы обнаружены недостатки или фирмой понесены убытки в результате нарушений.
В подобных случаях руководители организаций наглядно видят отрицательные последствия недостатков в постановке правовой работы и охотнее дают согласие на установление обязательных требований к персоналу, позволяющих предупреждать нарушения и их отрицательные последствия. Вместе с тем очевидно, что ряд мер по взаимодействию должен быть закреплен в законодательном порядке.
Устанавливаемые связи между ЮС и другими подразделениями и сотрудниками фирмы должны налаживаться не как односторонние, а как встречные, взаимонаправленные. Только при этом достигается взаимодействие различных субъектов при проведении правовой работы.
В. 2. Работа по укреплению законности
Законность определяется как единообразное понимание и точное соблюдение установлений закона всеми органами государства, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами.
Несмотря на призывы к соблюдению законов, уровень законности в хозяйственной сфере в советский период не мог признаваться достаточным.
С началом рыночных преобразований, когда лозунг законности был отодвинут в сторону под предлогом ограничения вмешательства государства в предпринимательство, фактически произошло обрушение законности. Это проявляется в массовом и повсеместном нарушении требований нормативных установлений. Огромные масштабы «теневой экономики», криминальные захваты чужих предприятий, браконьерское расхищение природных рессурсов, нарушения налогового законодательства и т. п. свидетельствуют о необходимости радикальных мер по исправлению положения.
Надлежащая постановка дела по соблюдению законности в организации позволяет добиться:
Серьезным просчетом законодательства является отсутствие правила об ответственности руководителя за соблюдение законов в возглавляемой им организации. Общую ответственность за соблюдение законов и иных правовых установлений должен нести руководитель организации. Это вытекает из положения руководителя как лица, наделенного распорядительными полномочиями в отношении нанимаемых работников и организующего всю деятельность. Если исполнение какого-то требования возложено руководителем на нижестоящее должностное лицо, то ответственность за совершенное нарушение также может возлагаться на это лицо.
Важным фактором укрепления законности в сфере экономики является деятельность ЮС. Усилия юристов в указанном направлении не должны рассматриваться как противостоящие интересам и устремлениям организации.
Изучение практики показывает, что нарушения руководителем правопорядка зачастую обусловливаются незнакомством с действующим законодательством, отсутствием навыков работать по правилам, недооценкой отрицательных последствий несоблюдения нормативных установлений.
В существующей обстановке работники ЮС обязаны прежде всего разъяснять руководителям положения законодательства по соответствующим вопросам, содействовать поиску законных вариантов решения хозяйственных задач. Позиция потворствования юристов нарушениям закона со стороны руководителей не только не соответствует служебным и нравственным требованиям к юридическим работникам, она нередко ведет к краху фирмы, тяжелым отрицательным последствиям для ее руководства и самих юристов.
Задача обеспечения законности должна признаваться основной в деятельности ЮС.
Ряд обязанностей по организации соблюдения закона закреплен в Общем положении:
проверка соответствия законодательству проектов приказов, инструкций и других документов правового характера;
принятие мер по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства;
обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел и подготовка предложений об устранении недостатков;