Задачи по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Предупреждение преступности – многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на:
1) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий;
2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений;
3) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижения этого риска;

Файлы: 1 файл

Криминология.docx

— 27.52 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

1.Понятие предупреждения  преступности, цели и задачи. Принципы  предупреждения преступности. 

1. Понятие предупреждения преступности, цели и задачи. Принципы предупреждения преступности.

Предупреждение преступности – многоуровневая система мер  и осуществляющих их субъектов, направленная на:

1) выявление и устранение  либо ослабление и нейтрализацию  причин преступности, отдельных  ее видов, а также способствующих  им условий;

2) выявление и устранение  ситуаций на определенных территориях  или в определенной среде, непосредственно  мотивирующих или провоцирующих  совершение преступлений;

3) выявление в структуре  населения групп повышенного  криминального риска и снижения  этого риска;

4) выявление лиц, поведение  которых указывает на реальную  возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего  и корректирующего воздействия,  а в случае необходимости –  и на их ближайшее окружение.

Цели предупреждения преступности.

1. Противодействие криминогенным процессам и явлениям в обществе на всех уровнях – глобальном, локальном, индивидуальном; сдерживание и сокращение преступности.

2. Упреждающее устранение угроз правам, свободам и законным интересам общества и государства в связи с возможностью перехода части членов общества на путь совершения преступлений.

3. Коррекция жизненной позиции и поведения этих членов общества, условий их жизнедеятельности для обеспечения ресоциализации; способствование созданию и укреплению в обществе демократической, экономической, политической, социальной и психологической стабильности, атмосферы спокойствия и безопасности.

Задачи предупреждения преступности

1. Выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению;

2. индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;

3. предотвращение замышленных и готовящихся преступлений;

4. снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Решая указанные задачи, предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью. Реализуя задачу общей и частной  превенции, оно пронизывает большинство  составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление  правосудия по уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных последствий преступлений.

Принципы предупреждения преступности.

1. Предупреждение преступности осуществляется в строгом соответствии с законодательством.

2. Проявление демократических начал в предупреждении преступности.

3. Социальная справедливость и гуманизм

4. Комплексный подход в осуществлении предупреждения преступности

5. Принцип дифференциации и индивидуализации.

6. Принцип своевременности и достаточности.

7. Научная обоснованность. 

2. Причины и условия, детерминирующие появление и развитие организованной преступности в России.

Огранизованная преступность является одним из сложных опаснейших видов преступности, посягающим прежде всего на экономические, политические, правовые и нравственные сферы общества.

Если подходить к явлению  организованной преступности через  понятия устойчивых групп (шаек, банд) преступников со свойственной им иерархией, планированием преступлений, внутригрупповых  норм межличностных отношений, то можно  сделать вывод о том, что данный вид преступности существовал с  незапамятных времен.

В царской России, например, были группы конокрадов, которые насчитывали  до 300 человек. Они имели свои деревни, где перекрашивали лошадей, связь  с полицией. Но это - единичные случаи, не система. Может быть, для полиции  тех времен они и являли собой  нечто вроде организованной преступности. Так же можно относиться и к 30-40-50-м  годам, когда действовала группировка  “воров в законе”. Однако в лучшем случае можно было говорить о профессиональной преступности и некоторых элементах  проявления организованной, ведь не было главного - экономической базы преступников, накопления капитала путем противозаконных  прибылей, не было влияния преступных шаек на государственную политику, органы власти и управления.

К тому же нельзя не учитывать, что в жестких условиях сталинского  тоталитарного государства не могли  появиться, а главное длительное время действовать, уголовные организации, а тем более оказывать какое-то влияние на политику. Тоталитарные режимы не терпят никаких организаций, угрожающих им.

Тем не менее распространена точка зрения, согласно которой организованная преступность в СССР была всегда. Согласиться  с ней трудно, поскольку это  явление имеет специфические  причины и присущие ей признаки.

В каждой стране, где сегодня  существует организованная преступность, процесс ее появления и развития имел свои особенности, но связан он и  с общими социально-экономическими условиями.

В условиях СССР развитие преступных кланов происходило под воздействием целого ряда социальных, экономических  и правовых факторов. Но прежде чем  они начали действовать, для них  была создана прочная криминогенная  база. С начала принятия нового уголовного законодательства (1960 г.) в стране осуждено 24 млн. человек, треть из которых  встала на путь рецидива. Преступность росла, опережая темпы прироста населения, создавая устойчивый и большой контингент профессиональных преступников (воры, мошенники, грабители, валютчики), живущих  за счет преступной деятельности. Они  не составили основу организованной преступности, а лишь стали катализаторами криминогенных процессов.

Процессы эти заключались  в следующем. В середине 60-х годов  явно обозначились сбои в экономике. Стали нормой показуха, безответственность, перестал действовать контроль за мерой  труда и потребления. Следствием этого явились крупные, сверхкрупные хищения государственного имущества. Появились лица и группы, незаконно  сосредоточившие в своих руках  огромные суммы денег и ценностей, которые стали вкладываться ими  в нелегальное производство. Так  начинала укрепляться криминальная часть теневой экономики. Появившиеся  мультимиллионеры окружали себя боевиками, боролись за рынки сбыта, подкупая должностных  лиц, проникали в государственный  аппарат.

Вовлекая в сферу преступных сделок все больший контингент служащих, они превращали отдельные отрасли  народного хозяйства в свою вотчину, в постоянный и неиссякаемый источник средств существования. Это особенно проявилось в торговле, в коммунально-бытовой  сфере, в хлопковой промышленности и т. д. Началось как бы стихийное  и уголовно-организованное перераспределение  национального дохода.

С этого периода в уголовном  мире прочно утверждается новая категория  преступников под названием цеховики. С целью расширения своего нелегального бизнеса и в связи с возникшей  конкуренцией они по объективным  законам экономики стали объединяться в сообщества и с помощью целой  системы взяток, иных противоправных средств создавать надежную защиту от социального контроля. Появились  преступные структуры, действующие  как по вертикали, так и по горизонтали. Таким образом, организованная преступность, трансформировавшаяся из СССР в Россию, появилась в виде кланов, различного рода дельцов и махинаторов в  сфере экономики. Фактически внутри государственных учреждений действовали  преступные организации, занимаясь  получением незаконной прибыли.

Но на этом не могло остановиться ее развитие, так как существовал  достаточно мощный “класс” профессиональных преступников. Началось вторичное перераспределение  государственных средств. Традиционные преступники-профессионалы и рецидивисты  в этих условиях переориентировались  и стали обворовывать, грабить  тех, кто сам жил награбленным. Началась, как выразился один из главарей московской преступной организации, экспроприация экспроприированного. Резко возросли различные виды игорного мошенничества, кражи, разбои, похищения  людей, стал развиваться рэкет.

Среди профессиональных преступников появились свои некоронованные короли. Они делили территории и сферы  влияния, облагали данью дельцов  теневой экономики. Все это стало  приводить к сращиванию дельцов  с главарями преступных групп. Причем этому предшествовали специальные  организационные меры. Договоры закреплялись на сходках лидеров уголовной  среды, где присутствовали и представители  экономической преступности. Одни обязывались  выплачивать 10-15% от суммы противоправного  дохода, другие гарантировали им безопасность. В дальнейшем блатные стали охранять дельцов от экономики, помогать им в  сбыте продукции и расправе над  конкурентами.

Таким образом, в отличие  от организованной преступности ряда западных стран, которая развивалась  на запрещенных видах услуг - проституции, азартных играх, сбыте наркотиков, наша организованная преступность сформировалась в сфере экономики. В дальнейшем интересы дельцов подпольного бизнеса  стали переплетаться с интересами традиционно уголовного элемента. Поэтому  в отечественной организованной преступности наиболее распространены экономическая и общеуголовная  преступность. Преступные организации, представляющие функционально-иерархическую  систему, стали являть собой криминальный симбиоз дельцов теневой экономики  с профессиональными преступниками  и продажными чиновниками государственного аппарата. 

3. Международные  криминолого-профилактические конвенции  о борьбе с незаконным оборотом  наркотиков, организованной преступностью,  терроризмом, коррупцией, незаконной  миграцией и торговлей людьми.

В начале XX в. была предпринята  попытка ограничить распространение  препаратов опия. В 1911 - 1912 гг. в Гааге  проводилась Международная конференция  по опиуму, в которой принимали  участие представители 12, в том  числе и Россия. На конференции  была выработана первая в мире Конвенция  о наркотиках. Конвенция предусматривала  меры, направленные на свертывание  производства, торговли и употребления опиума. Конвенция также предполагала контроль и за медицинским применением  наркотиков.

После I  Мировой войны  наркомания стала серьезной социальной проблемой, а в некоторых районах  потребление наркотиков приобрело  размах бедствия.

Было принято решение  возложить на международную организацию  Лигу Наций контроль за международным  сотрудничеством в области борьбы с распространением наркотиков, а  также было принято два международных  правовых акта:

1.   Женевское соглашение  о запрещении производства, внутренней  торговли и использования очищенного  опиума - от 11.02.25

2.   Международная конвенция  по опиуму, подписанная в Женеве 19.02.25. СССР присоединился к данной  конвенции 29.11.36 г.

Тем не менее вопросы уголовно-правового  преследования лиц, виновных в незаконном производстве и распространении  наркотических веществ регулировались национальным, внутренним правом каждой отдельно взятой страны.

Торговцы наркотиками  стали объединяться в международные  преступные организации, в связи  с чем и возникла необходимость  введения международных уголовно-правовых мер ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Женевская  конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами от 26.06.36 г. предусматривала возможность выдачи преступника иностранному государству для привлечения к ответственности.

Третий этап международного сотрудничества в области борьбы с наркоманией начался с момента  создания ООН.

В 1946 году ООН приняла  резолюцию, которой утвердила комиссию по наркотическим средствам. В 1961 г. этой комиссией был выработан  международный многосторонний договор  о наркотических средствах.  СССР его подписал 13.12.64 г.

Как завершающую стадию создания системы международного контроля за производством и распространением наркотических веществ, можно отметить подписание 21.02.71 года в Нью-Йорке  Конвенции о психотропных веществах.

Не менее интересными  и нужными, на мой взгляд, представляются вопросы, касающиеся истории Отечества. Рассмотрим вопросы исторического  развития правовых норм по контролю над  наркотиками в этом аспекте.

С первых лет существования  СССР нашим государством создавалась  система правовых мер, устанавливающих  контроль за наркотическими веществами. Постановлением ЦИК и СНК от 23.05.28 г. было запрещено свободное обращение  кокаина, героина, гашиша. Приказом Наркомздрава СССР от 11.11.38 г. были установлены Правила  приема, хранения, отпуска сильнодействующих  лекарственных препаратов в лечебных учреждениях страны.

Не стояли на месте и  уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. предусматривал несколько норм, устанавливающих  ответственность за незаконные операции с наркотическими веществами. Так, например, ст.104 предусматривала ответственность  за изготовление, хранение и сбыт одурманивающих веществ, а также ответственность  за содержание притонов, в том числе, в которых производится сбыт или  потребление перечисленных веществ. Уголовному преследованию подвергались также незаконные операции с наркотиками  и с сырьем для их производства.

Кроме того, уголовную ответственность  по “наркотическим вопросам” предусматривали  все УК всех союзных республик, принятые в 60-е годы.

Указом Президиума ВС СССР “Об усилении борьбы с наркоманией” от 25.04.74 г. в УК РСФСР были внесены  дополнения, конкретизирующие более  общие положения и предусматривающие  более строгую ответственность  “... за незаконное изготовление, хранение, приобретение, перевозку наркотиков...”.

Новое уголовное законодательство обобщает все наработки в этой сфере, делая новый конструктивный шаг в борьбе с наркотическими веществами их производителями и  распространителями.

Среди многих проблем, стоящих  сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее  выходит проблема наркомании как  глобальная угроза здоровью населения  страны и национальной безопасности.

Масштабы и темпы распространения  наркомании в стране таковы, что  ставят под вопрос физическое и моральное  здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского  общества в уже ближайшей перспективе.

Информация о работе Задачи по "Криминологии"