Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:11, контрольная работа
Общение представляет сторону социального бытия человека, его способ жизни. Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.
Аттракция — механизм познания другого человека, основывающийся на возникновении к нему положительных чувств от симпатии до любви. Основной причиной положительных чувств нередко бывает внутреннее и внешнее сходство.
Рефлексия — означает не просто понимание собеседника, а осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, коррекция своего поведения в связи с возможным поведением другого.
Рефлексия также является важным механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства и ценностные ориентации другого человека. Общение как рефлексивный процесс был описан в конце 19 века Дж. Холмсом, который, исследовав общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации существует не два, а шесть субъектов:
1. Я, каким я являюсь в действительности;
2. Я, каким я вижу самого себя;
3. Я, каким меня видит
И такие же три субъекта со стороны собеседника. Возникает зеркальная ситуация.
Для повышения эффективности
Первая задача решается путем постановки вопросов: "Что мой собеседник думает обо мне?", "Какой ему видится моя позиция в этом вопросе?", "Как он воспринимает и оценивает мои действия?".
Исходя из этого надо строить свое поведение: воздержаться от поступка или высказывания, которые могут вызвать неоправданную или нежелательную ответную реакцию. Вместе с тем необходимо учитывать и свои недостатки и принимать соответствующие меры.
Вопрос №3. Выделите существенные отличия всех перцептивных барьеров делового общения. Составьте их типологию
Перцептивные барьеры являются причиной возникновения ошибок восприятия.
Выделяют факторы, которые действуют при формировании первого впечатления о незнакомом человеке: факторы превосходства, привлекательности, отношения к нам, а также стереотипизация. Их объединяет то, что человек в начале восприятия выделяет наиболее важные для него в тот момент характеристики собеседника, и в действие вступают соответствующие факторы. Восприятие относительно более важных на тот момент характеристик точнее, чем остальных черт, возможны ошибки (их переоценка или недооценка). Стереотипизация в большей или меньшей степени действует практически всегда. Всю информацию о собеседнике человек вначале получает непосредственно при восприятии и в основе его суждений лежит обычно накопленный опыт общения.
Эффекты действуют после факторов. Выделяют эффекты ореола, проекции, первичности и новизны и многие другие. Их основное отличие в том, что эффекты действуют на основе какой-либо имеющейся первичной информации о собеседнике, ранее существовавшего конкретного образа (не обязательно верного). Например, человек уже определился, приятен ему собеседник или нет. В процессе социального восприятия эффект "ореола" весьма схож со стереотипом. Однако если при стереотипизации личность рассматривается в рамках ее социальной категории, то эффект "ореола" сказывается в восприятии личности на основе одной из ее черт.
Возникновение ошибок восприятия заложено в природе человека, от них не застрахован никто. Стереотипы возникают в результате стремления упростить общение, с определенной долей вероятности спрогнозировать поведение собеседника, уменьшить неопределенность и создать правила поведения. Все-таки, в основе стереотипов лежат многочисленные наблюдения. И в некоторых случаях, когда целью общения является дело, стереотипизация позволяет повысить эффективность общения. Например, при деловом общении, ведении переговоров на первом месте стоит дело, ради которого и ведутся переговоры, глубокое познание личностей и качеств собеседников не является основной целью. Частями стереотипа являются внешний вид, манера поведения — в данном случае это деловой этикет: своеобразные "правила игры". Не прислушиваться к ним неразумно: в этом случае, скорее всего вы произведете негативное впечатление.
Заключение
На основании данной контрольной работы можно сделать следующие выводы:
1. Деловое
общение выполняет контактную, инструментальную,
интегративную и информативную
функции. Деловое общение
2. Основными
механизмами взаимопонимания в
процессе межличностного
3. Перцептивные
барьеры делятся на факторы
и эффекты. В процессе общения
сначала действуют факторы,