Армянская свадьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 21:54, доклад

Описание работы

Прелесть армянских традиционных свадеб заключается в том, что они существуют и по сей день. Cегодня практически все армянские свадьбы проводятся по строго
определенным канонам, сформировавшимся очень и очень давно. Вообще, армянская свадьба - яркое, впечатляющее и запоминающееся зрелище.

Файлы: 1 файл

Армянская свадьба.docx

— 27.61 Кб (Скачать файл)

Армянская свадьба

 

                     Армянская свадьба 
 
Прелесть армянских традиционных свадеб заключается в том, что они существуют и по сей день. Cегодня практически все армянские свадьбы проводятся по строго  
определенным канонам, сформировавшимся очень и очень давно. Вообще, армянская свадьба - яркое, впечатляющее и запоминающееся зрелище. Несмотря на то, в какой части земного шара она справляется и несмотря на уровень обеспеченности собирающихся породниться семей, армяне готовы ради такого события выложить последнего барана. Потому что свадьба – самый главный и масштабный из всех семейных праздников. К нему готовятся долго и тщательно, впрочем, тщательность является одной из характерных черт армянского народа. 
К счастью, сейчас большинство браков заключается по взаимной договоренности молодых людей, поэтому процедура сговора  
(так называется у армян сватовство) зачастую носит формальный характер, однако считается обязательной процедурой.  
 
                             Сватовство 
 
Заручившись согласием девушки, юноша сообщает матери, о своем намерении жениться. Мать, в сою очередь, говорит об этом с мужем – отцом семейства. А после этого готовят сватов.В число сватов обычно входят в одних районах родственники жениха – мужчины: брат отца, муж сестры самого жениха, а в других районах родственники жениха – женщины: мать и кто-нибудь из родственниц отца. Со сватами обязательно отправляется также и человек, хорошо знающий обе  
семьи, так называемый посредник (миджнорд). 
В доме девушки родители обычно знают о прибытии сватов, и к тому времени ее отец, со своей стороны, также приглашает двух-трех близких родственников.При входе в дом после обычных  
приветствий сваты начинают говорить о совсем, казалось бы, посторонних вещах: оразличных новостях, об урожае в нынешнем году, о здоровье и так далее. Словно они пришли просто побеседовать и скоротать время. Родители невесты спокойно  
поддерживают ни к чему не обязывающую беседу и ждут, когда же гости заговорят посуществу… 
Наконец, разговор подходит к главному, и один из сватов сообщает о  
цели из визита: «Мы хотим взять вашу дочь для нашего парня». А иногда и такая фраза звучит очень поэтично, что-то вроде: «Мы пришли, чтобы взять из вашего очага горсть земли».Если отец девушки соглашается на женитьбу, то обязательно спрашивает согласия у своего брата, сыновей, жены и, что особенно важно, у самой дочери. В итоге, когда все заинтересованные лица дают свое  
согласие, мать девушки накрывает на стол, один из сватов достает бутылку конька и собравшиеся начинают выпивать за успех предстоящего дела. 
 
                               Стол для приема сватов 
 
Блюда на такой стол подаются в самом обильном количестве. Во многих районах не обходятся без всеми обожаемой долмы. Где-то еще хозяйка ставит на стол блюда посложнее, которые не готовятся каждый день.. При приеме сватов обходятся без сладостей. Хозяйка покрывает стол праздничной скатертью, выставляет красивую (не повседневную)посуду. Специально к этому дню печет свежий лаваш или даже праздничный хлеб. По традиции, на столе много зелени и фруктов.Примечательно то, что в основном вина при сватовстве не пьют, а предпочитают напитки крепкие – водку или коньяк. За таким столом сидят спокойно, без бурного веселья. ведь в ходе трапезы обсуждаются все предсвадебные мероприятия. Все тосты имеют значение загадываний и добрых пожеланий, чтобы свадьба удалась на славу и молодые жили вместе долго и счастливо. Кстати сказать, раньше за таким столом места для матери невесты не было – она лишь подавала блюда, не принимая участия в застолье и обсуждении всех вопросов. Однако этот обычай ушел в далекое прошлое. Руководит застольем отец девушки. 
После этого родители, юноши, в свою очередь, приглашают родителей  
девушки к себе и угощают их. Вся эта процедура аналогична предыдущей.. Мать девушки также раньше не имела права принимать участия в застолье, частенько она даже не могла прийти в дом родителей юноши, но теперь она полноправный (а то и главный) участник переговоров. 
Через несколько дней отец жениха вместе с тремя-четырьмя молодыми мужчинами идут в дом невесты. Там они договариваются о дне обручения и о числе гостей с обеих сторон. По обычаю эта встреча должна пройти без застолья, но практика показывает, что без него не обходится.

 
                              Обручение 
 
В назначенный для обручения день в доме жениха собираются близкие родственники и обязательно приносят с собой подарки. К этому дню отец жениха режет барана или теленка и покупает много вина. Обручение- обряд очень торжественный, в нем принимает участие достаточно много народу, приглашается много родственников и гостей, поэтому подготовка к обручению лишь немногим уступает по размаху подготовке к самой свадьбе. 
Сначала все собираются в доме жениха – отец, кавор, близкие родственники, музыканты и холостая молодежь. После угощения жених вместе с отцом, кавором и близкими родственниками в сопровождении музыкантов и молодежи отправляются в дом невесты. Кавор – центральная фигура на любой  
армянской свадьбе. Так называют посаженого отца, который становится и крестным отцом при рождении и крещении детей. Теперь вместе со всеми идет иногда и мать жениха, чего раньше не позволялось. Молодежь, держа на головах сини – специальные подносы с подарками, сладостями и фруктами, по дороге танцует и  
поет. 
К этому времени уже накрыт торжественный стол в доме невесты, куда  
гости входят только после того как будет закончен обряд передачи обручального подарка или залога – ншана. Ншан – золотое кольцо, цепочку или наручные часы –отец жениха передает сыну. Жена кавора (каворкин) приводит невесту, которая и берет из рук жениха золото. Кавор наполняет бокалы, и все, поздравляя друг друга с  
обручением, пьют до дна. Затем начинается общее веселье с песнями, танцами, провозглашением тостов, которое длится около 4-5 часов. По окончании торжества отец жениха и кавор договариваются о дне свадьбы. 
 
                        Застолье при обручении 
 
Так как обручение - обряд довольно важный, то стол в таком случае накрывается обильный и разнообразный, соответствующий масштабу  
торжества. Блюд подается огромное количество. Следующим послеобручения является обряд «кройки платья» невесты.  
Сейчас этот обряд часто сливается с обручением либо выполняется за несколько дней до свадьбы, а зачастую и вовсе отсутствует.  
 
                              «Кройка платья невесты» 
 
В этот день в дом невесты отправляются, со стороны жениха, его мать, жена кавора с купленным для свадебного платья отрезом и родственницы с различными подарками и сладостями. 
Сам же обряд заключается о том, что жена кавора берет ножницы с  
целью кроить платье, но потом заявляет, что ножницы тупые, тем самым, требуя вознаграждения за свой труд. И только получив подарков (выкуп), она начинает кроить платье для невесты. Этот обряд, как и предыдущие, сопровождается угощением и весельем. 
Через несколько дней после обручения родители невесты  
приглашают жениха к себе домой. Он обычно идет с одной из своих родственниц. Они приносят всевозможные сладости и подарки для младших сестер невесты. 
На следующее утро мать невесты раздает принесенные юношей сладости соседям. Это посещение называется видение обрученной. После него жених свободно навещает невесту вплоть до самой свадьбы. В это время близкие родственники невесты приглашают ее вместе с женихом к себе домой, угощают и преподносят им небольшие подарки. Спустя некоторое время, дней за 15-20 до свадьбы, отец жениха вместе с тремя-четырьмя близкими родственниками идут сначала к кавору, а потом к родителям невесты, чтобы договориться о предстоящих свадебных расходах и о числе приглашенных. Отец жениха заранее готовит пригласительные билеты на свадьбу. 
 
                                        Свадьба 
 
Сейчас свадьба обычно начинается в субботу вечером и заканчивается в понедельник утром. Бывает и так, что начинается свадьба в пятницу, потому что понедельник является рабочим днем и большинство приглашенных гостей не смогут принять участие в третьем дне торжества. 
В назначенный день в доме жениха собираются его гости, а в доме  
невесты – ее гости. В обоих домах начинается веселье – играют, поют, танцуют.  
После этого в доме жениха все садятся за стол избирают тамаду и часов до 11-12 вечера пируют и веселятся. В дом невесты в этот вечер относят часть вина, мяса и других продуктов. Человек  
(обычно молодой), который относит все это угощение, называется агвес – вестник.  
Однако в последнее время родители девушки часто отказываются от того, чтобы отец жениха посылал в их дом мясо, напитки, и все расходы праздничного стола берут на себя. 
В прошлом на второй день свадьбы, утром, обычно совершался обряд  
«бритье жениха», который теперь почти исчез, поскольку с изменением брачноговозраста жених еще до свадьбы начинает бриться, (стоит заметить, что в былыевремена практически всегда женихи были настолько молодыми, что первое бритьесовпадало с периодом свадьбы).Во время этого обряда жених сидел в окружении  
холостой молодежи, которые держали в руках зажженные свечи. Рядом сженихом становился кавор и глава холостой молодежи. Специально приглашенный для этой цели парикмахер начинал брить жениха, несколько раз  
останавливая работу, ссылаясь на тупую бритву. После получения выкупа – халата – он продолжал бритье, а в конце работы нередко оставлял часть невыбритою, пока  
опять не получал выкупа. Обязательная деталь свадебного костюма жениха – красный бант слева на груди. В армянских традициях красный бант символизирует непорочность.На второй день свадьбы, то есть в воскресенье, жених и близкие ему родственники, взяв с собой вино или коньяк, в сопровождении музыкантов идут сначала в дом кавора. Там уже накрыт стол, присутствующие немного закусывают, выпивают, а затем торжественно ведут кавора в дом жениха. Кавор берет с собой сини, на котором лежат подарки, сладости, а также свадебную одежду невесты.Примерно в середине этого дня жених, его отец, брат жениха, кавор с женой, а также молодежь в сопровождении музыкантов отправляются из дома жениха в дом невесты, где продолжается всеобщее веселье. Затем жена кавора и остальные женщины удаляются в отдельную комнату, где с песнями облачают невесту в одежду, принесенную кавором. Раньше свадебный наряд невесты был обычным армянским женским костюмом, только более богато украшенным. Теперь же армянские невесты предпочитают классический свадебный стиль – белое платье и фату.Кавор, жених, сестра невесты  выводят ее к гостям. Жених и невеста впервые вместе садятся за общий стол. Через некоторое время кавор напоминает, что невесте пора уходить в дом жениха. При выходе участников свадьбы из дома невесты ее младший брат обычно преграждает им дорогу, пока не получит от кавора подарка.Затем мать жениха кладет на пороге дома под ноги жениху и невесте по тарелке. Они должны одним ударом разбить их, но первым, согласно обычаю, это должен сделать жених, чтобы быть главой в семье. В это время мать жениха перекидывает по одному лавашу через плечо невесты и жениха, а на их головы сыплет изюм, орехи, конфеты. Невесту молодые женщины,  
жена кавора ведет в отдельную комнату, где она не садится на предложенное сиденье до тех пор, пока не получит от свекрови подарок. Затем невеста вместе с женихом, кавором, его женой, садится за общий стол рядом с женихом. Веселье вновь возобновляется и происходит в таком же порядке, как и во время обручения, с той лишь разницей, что стол бывает обильнее, а приглашенных гостей больше. Со стороны невесты приходит человек 7-10.В старину мать невесты должна была оставаться у себя дома и не принимать участия в свадебном пиршестве.Во время танцев обычно дают шабаш в пользу музыкантов.  
Особенно большая сумма собирается во время танца жениха и невесты.По поводу шабаша стоит особо отметить традицию, при которой гости вручают деньги,предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. Пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной  
невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. Эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. Кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день. 
Вечером того же дня во время круговых танцев родственники жениха преподносят невесте подарки..Свадебное пиршество продолжается до поздней ночи, после чего гости расходятся и остаются только близкие родственники. 
Третий день свадьбы - это день хаша.В тот день в доме жениха собираются кавор, отец невесты, близкие родственники жениха и невесты, а также молодежь.Гостей угощают специально приготовленным хашем, мясными блюдами, сладостями, вином. На этом, собственно, и кончается сама свадьба. 
 
                         Послесвадебные обряды и обычаи 
 
Продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданного невесты.

Так, значительно сократилась продолжительность самой свадьбы (с 7 до 1-3 дней), а также изменилось и время между обручением и свадьбой, составлявшее в прошлом от года до нескольких лет, а теперь равное обычно месяцу, и только иногда, в случае ухода жениха в армию, срок увеличивается.. Сохраняется также в качестве обязательного обряд дарца, т.е. возвращения молодой невестки спустя некоторое время после свадьбы в дом своих родителей, прежде на месяц, а сейчас уже обычно дней на 15-20. В прошлом обычай «возвращения домой» совпадал с рождением ребенка. Сейчас дарц большей частью приурочивают к какому-нибудь празднику, однако прежде свое значение он утратил, поскольку теперь невестка вместе с мужем часто ходит в гости к своим родным, а те в свою очередь посещают их. Если невестка решает навестить родителей раньше установленного срока, то это считается плохой приметой – значит, долго в доме мужа она не проживет и снова вернется в родной дом. 
Важно заметить, что если в традиционной свадьбе жених и невеста почти не играли никакой роли, а иногда и вовсе отсутствовали во время свадебного торжества, находясь в отдельном помещении, то в дельном помещении, то в современной свадьбе они занимают почетное место, к ним обращены многочисленные тосты присутствующих с добрыми пожеланиями счастливой жизни и.т.д.В то же время кульминационный момент свадьбы – переход невесты в дом жениха (хапснаар) уже не обставляется множеством обрядов, как было раньше. 
По-прежнему центральной фигурой армянской свадьбы остается кавор. Однако если раньше его «должность» передавалась по наследству по отношению к данной семье, то теперь кавором может быть любой, кто пожелает – близкий родственник либо товарищ..Новой чертой является также и то, что свадьба освободилась от  
душераздирающих причитаний матери, родственниц и подружек невесты.Правда, вовремя увоза невесты музыканты и сейчас, по традиции, играют грустную мелодию, ноуже не производит прежнего тяжелого впечатления.

 


Информация о работе Армянская свадьба