Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение товароведной характеристики фруктово-ягодных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ потребительского рынка фруктово-ягодных кондитерских изделий
2. Изучить химический состава и пищевую ценность фруктово-ягодных изделий на основе литературных источников.
3. Изучить классификацию фруктово-ягодных изделий на основе литературных источников.
4.. Изучить факторы, формирующих качество фруктово-ягодных изделий, в том числе сохраняющих (упаковка и хранение).
ВВЕДЕНИЕ
Кондитерские товары - это изделия, большая часть которых состоит из сахара или другого сладкого вещества (меда, ксилита, сорбита), а также патоки, различных фруктов и ягод, молока, сливочного масла, какао-бобов, ядер орехов, муки и других компонентов. В основном это сладкие продукты, отличающиеся приятными вкусом и ароматом, красивым внешним видом, высокой пищевой ценностью, калорийностью и хорошей усвояемостью.
Разнообразные кондитерские
товары подразделяют на две группы:
сахаристые и мучные. К сахаристым
относят фруктово-ягодные
Фруктово-ягодные кондитерские изделия — это продукты переработки плодов и ягод с добавлением большого количества сахара (60—75%) и другого сырья. В отличие от большинства сахаристых кондитерских изделий они обладают более высокой биологической ценностью, так как для их производства используется сырье, богатое витаминами, минеральными веществами и др.
Фруктово-ягодные кондитерские изделия можно подразделить на изделия с жидкой или слабой неоформленной желеобразной структурой (варенье, джем, желе, повидло) и изделия с плотной оформленной желеобразной структурой (мармелад, пастила, цукаты). Желеобразная структура обусловлена наличием в плодах и ягодах пектиновых веществ, которые обладают способностью образовывать студни при нагревании в присутствии сахара и органи-, ческих кислот. Для образования плотной желеобразной структуры, кроме того, используют такие студнеобразователи, как агар-агар агароид, цитрусовый, яблочный или свекловичный пектин, фур-целларан, модифицированный крахмал, желатин
Тема «Товароведная характеристика фруктово-ягодных кондитерских изделий » является достаточно актуальной, поскольку на рынке представлено бльшое количество продукции, произведенной как фабричным способом, так и кустарным, ассортимент постоянно расширяется и обновляется.
Цель курсовой работы – изучение товароведной характеристики фруктово-ягодных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ потребительского рынка фруктово-ягодных кондитерских изделий
2. Изучить химический состава и пищевую ценность фруктово-ягодных изделий на основе литературных источников.
3. Изучить классификацию фруктово-ягодных изделий на основе литературных источников.
4.. Изучить факторы, формирующих качество фруктово-ягодных изделий, в том числе сохраняющих (упаковка и хранение).
5. Провести анализ ассортимента
фруктово-ягодных изделий,
6. Изучить требования к качеству фруктово-ягодных изделий. Характеристика дефектов, причины их возникновения и методы обнаружения, на основе существующих стандартов.
7.Проанализировать
8. Сделать выводы и предложения на основе проведенного анализа.
Объект исследования: фруктово-ягодные кондитерские изделия
Предмет исследования: ассортимент и потребительские свойства фруктово-ягодных изделий.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Современное
состояние и перспективы
Кондитерская промышленность — отрасль, производящая высококалорийные пищевые продукты, в составе которых, как правило, содержится большое количество сахара.
В состав кондитерской промышленности входят две группы производств по выработке сахаристых и мучных кондитерских изделий. Эти группы, в свою очередь, включают в себя ряд производств: карамельное, конфетное, шоколадное, пастило-мармеладное, вафельное, производство печенья, крекеров, галет, тортов, пирожных и др., различающихся по технологии, применяемому оборудованию и конечной продукции.
Кондитерская отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей пищевой промышленности. За последние четыре года потребление кондитерских изделий возросло с 8,5 кг до 10 кг в год на человека.
В силу специфики «кондитерка» относится к отраслям, тяготеющим к потребителю. Это приводит к тому, что потребность населения в кондитерских изделиях в регионах, имеющих дефицит мощности, обеспечивается за счет завоза их из других регионов России или по импорту. Анализ потребления кондитерских изделий показывает, что среднедушевое потребление по регионам России колеблется в большом диапазоне. Одним из основных факторов, влияющих на уровень душевого потребления кондитерских изделий, является соотношение городского и сельского населения, а также платежеспособность населения.
По регионам России размещение производственных мощностей крайне неравномерно:
50 % всех мощностей приходится на Центральный и Северо-Западный регионы, 15 % — на Поволжский регион, 13 % — на Северо-Кавказкий. На остальные регионы приходится по 2-7 % .
Следует отметить, что существенный рост производства отмечается, в основном, в тех областях, где расположены предприятия, построенные с участием иностранного капитала. К факторам, сдерживающим рост производства, относится и массированный импорт кондитерских изделий как из дальнего зарубежья (в частности, дорогие элитные сорта), так и из Украины (более дешевые изделия, например, печенье, карамель). Доля Украины в общем Российском импорте кондитерских изделий — свыше 70 %
В 2009 г. Выработано
2847,7 тыс. т кондитерских изделий
с темпом роста к 2008г. -104%. В
наибольшей степени прирост
Кондитерская промышленность остается одной из бюджетообразующих и инвестиционно привлекательных особенно для иностранных компаний . Средняя отраслевая рентабельность составляет порядка 12%. Инвесторов привлекает масштабность отечественного рынка кондитерских изделий .высокие темпы роста в будущем, даже более низкими темпами. За последние годы организован целый ряд новых предприятий и цехов. Увеличилось число специализированных предприятий . Их насчитывается около 200, свыше половины из которых –небольшие( мощность дл 5 тыс. т в год). Вместе с тем растет число предприятий, располагающих мощностью свыше 20 тыс. т , на которых коэффициент использование мощности значительно выше среднеотраслевого (около 70%).
Предприятие кондитерской промышленности контролирует по физическому объему примерно 87% потребительского рынка. Внутренний рынок остается доя российских кондитеров по сути единственным. Доля экспорта в общем производства продукции весьма незначительна-8,1%,или порядка 230 тыс. т(экспорт за 5 лет увеличился более чем в 2 раза).
В основном продукция
экспортируется в страны СНГ.
В страны дальнего зарубежья
осуществляется небольшие «
Чтобы не потерять своей доли на внутреннем рынке ,необходимо проводить политику создания для отечественных товаропроизводителей равных с зарубежными конкурентами условий производства и реализации продукции, надежной защиты внутреннего рынка от чрезмерного импорта кондитерских изделий , в том числе уменьшения пошлин на сырье и оборудование ,аналоги которых не производятся в России.
В целом в настоящее время кондитерскую промышленность страны можно характеризовать как успешно функционирующее звено агропромышленного комплекса. В отрасли насчитывается около 1500 специализированных и прочих пищевых предприятий, выпускающих кондитерские изделия общей среднегодовой производственной мощностью 3,3 млн т. Коэффициент использования мощностей за 2008 год составил 64,3%- потенциальные возможности увеличения объемов производства продукции неисчерпаны.
1.2.Химический
состав и пищевая ценность
фруктово-ягодных кондитерских
Фруктово-ягодные кондитерские изделия отличаются высокой пищевой ценностью за счет содержания углеводов, приятным фруктово-ягодным ароматом, кисловато-сладким вкусом. Производство этих изделий позволяет обеспечивать потребителя углеводным комплексом с использованием компонентов, содержащихся во фруктах и ягодах, которые в свежем виде долго хранить нельзя. Такая переработка позволяет в значительной степени сохранить и донести до потребителя ценные составные вещества плодов, однако, витамины( С и др.) при этом недостаточно сохраняются. Жир и белки в них почти отсутствуют. Количество сахара достигает 60-75%. Энергетическая ценность этих изделий 1047-1466 кДж на 100г.
Химический состав разных
видов фруктово-ягодных
Таблица 1
Химический состав некоторых
видов фруктово-ягодных
Продукт |
Вода |
Белки |
Жиры |
Углеводы | |
Моно-и дисохариды |
Крахмал и др. полисахариды | ||||
Мармелад желейный формовой |
21,0 |
Сл. |
0,1 |
68,2 |
9,5 |
Мармелад фруктово-ягодный |
22,0 |
0,4 |
Сл. |
74,8 |
1,2 |
Пастила |
18,0 |
0,5 |
Сл. |
76,8 |
3,6 |
Зефир |
20,0 |
0,8 |
Сл. |
73,4 |
4,9 |
Повидло абрикосовое |
32,2 |
0,4 |
0 |
63,9 |
62,4 |
Повидло яблочное |
32,9 |
0,4 |
0 |
65,3 |
65,3 |
Варенье из айвы |
27,0 |
0,4 |
0 |
71,2 |
68,15 |
Варенье из грецкого ореха |
25,5 |
0,4 |
0 |
72,7 |
68,3 |
Варенье из груши |
27,0 |
0,4 |
0 |
71,3 |
70,7 |
Джем из абрикосов |
25,9 |
0,5 |
0 |
71,9 |
68,8 |
Джем из мандаринов |
26,1 |
0,3 |
0 |
72,1 |
67,8 |
Повидло абрикосовое |
34,2 |
0,4 |
0 |
63,9 |
62,4 |
Повидло яблочное |
32,9 |
0,1 |
0 |
65,3 |
65,2 |
1.3. Классификация
фруктово-ягодных кондитерских
К фруктово-ягодным изделиям относятся мармелад, пастила, варенье, джем, повидло, конфитюр, желе, цукаты.
Мармелад- изделие студнеобразной структуры, изготовленное из фруктово-ягодного пюре или водного раствора желирующих веществ, сахара и других компонентов. В зависимости т используемого сырья мармелад делят на фруктово-ягодный и желейный, а по способу формования – на формовой, резной, пластовый.
Мармелад фруктово-ягодный готовят из пюре плодов и ягод, сахара, патоки. Желирующей основой его является пектин, содержащийся в плодах и ягодах. На изломе он мутноватый, полупрозрачный. Фруктово-ягодный мармелад бывает:
- формовой – изделия различной формы с основой из яблочного или сливового пюре;
- резной – в виде
брусков прямоугольной формы
с основой из яблочного или
других видов фруктово-
- пат – в виде лепешек или полушарий с основой из абрикосового пюре, обсыпанных сахарным песком;
- диетический – с добавлением порошка морской капусты .
Мармелад желейный готовят из сахара, патоки, пищевых кислот, ароматических эссенций. Желирующая основа – агар, агароид или пектин. По вкусовым достоинствам этот мармелад уступает фруктово-ягодному, но отличается более красивым внешним видом, прозрачностью, стекловидным изломом. Желейный мармелад выпускают следующих видов:
- формовой – изделия
различной формы, обсыпанные
- резной – в виде апельсиновых и лимонных долек, брусочков и других фигур;
- фигурный – в виде ягод, фруктов, фигурок животных.
Мармелад любого вида может быть покрыт шоколадной глазурью .
Пастила - имеет пенообразную структуру, изготовляется из фруктово-ягодного пюре с сахаром, пенообразователя и других добавок. В зависимости от вида студнеобразующей основы пастила бывает клеевая и заварная.
Пастилу клеевую готовят с применением в качестве студеобразующей основы агаро-сахаро-паточного или пектино-сахаро-патачного сиропа (клея). Она менее прочная и стойкая в хранении по сравнению с заварной.
Пастилу заварную готовят
на заварке из горячей яблочно-сахаро-
В зависимости от способа формования различают пастилу:
- клеевую и заварную резную – в виде изделий прямоугольного сечения;
- клеевую отливную (зефир) – изделия шарообразной, овальной или иной формы, из одной или двух половинок;