Интерьер на предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

К торговым помещениям в ресторане относятся торговые, банкетные залы, бары и залы ожидания. Сюда также входят буфеты и подсобные помещения. Когда посетитель заходит в ресторан, перед тем как сесть за стол, ему необходимо снять верхнюю одежду, помыть руки, если все столы заняты, то подождать, пока освободится место.

Файлы: 1 файл

Интерьер ресторанов.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

К торговым помещениям в ресторане относятся торговые, банкетные залы, бары и залы ожидания. Сюда также входят буфеты и подсобные  помещения. Когда посетитель заходит  в ресторан, перед тем как сесть  за стол, ему необходимо снять верхнюю  одежду, помыть руки, если все столы  заняты, то подождать, пока освободится  место. Для этого в каждом ресторане  предусмотрены специальные помещения, такие как вестибюль, гардероб, туалетная  комната. Вестибюль в обязательном порядке должен быть оснащён зеркалами, так как перед тем, как зайти  в зал, может понадобиться поправить  причёску или осмотреть свой костюм.

Для удобства гардероб должен быть расположен перед входом в вестибюль, а туалетные комнаты  дальше, в направлении торгового  зала. Количество мест в гардеробе  должно быть рассчитано, исходя из количества всех посадочных мест, и оборудовано  металлическими вешалками. Интерьер гардероба  должен вписываться в общую картину  ресторана. Аванзал необходим для  того, чтобы посетители имели возможность  спокойно посидеть, дожидаясь друг друга или ожидая свободный столик в ресторане. Оформление аванзала должно гармонировать с интерьером зала ресторана, а также быть оборудовано  самым необходимым: диваном, несколькими  креслами, журнальным столиком и цветами. Кресла обязательно должны быть удобными, чтобы посетитель уютно себя чувствовал; они должны быть с подлокотниками и мягкими подушками. Журнальные столики могут быть различной  формы, главное, чтобы они вписывались  в интерьер помещения.

Одну из доминирующих ролей в интерьере ресторана  играет мебель. Она должна вписываться  в общую идею дизайна, быть эстетичной и прочной. Форма и цвет подбираются  согласно архитектурному решению зала.

Известен факт, что  мебель оказывает напрямую влияние  на человека, его настроение и расположение духа. Исходя из этого, ресторанная  мебель, прежде всего, должна быть удобной.

При планировке помещений  ресторана необходимо соблюдать  следующие требования: должна быть организована связь между торговым залом и производственными помещениями  – раздаточной, сервизной, моечной  и буфетами. Один из вариантов –  это соединение раздаточной с залом ресторана двумя арками, которые одновременно служат и проходами. Через один проход официанты могут выходить на производство, а через другой – выносить готовые блюда в зал ресторана на подносах. Благодаря тому, что построены две арки, официанты не мешают друг другу, что ускоряет процесс обслуживания. Могут быть и другие варианты, но объединять их должно то, что необходима чёткая взаимосвязь зала ресторана с производственными помещениями, что способствует повышению эффективности труда обслуживающего персонала.

Для оформления торговых залов используются различные материалы, которые зависят от стиля ресторана  и задуманного дизайна. Могут  использоваться дорогие породы дерева или современные материалы различной  структуры и цвета. Для того чтобы  в зале практически не ощущался шум, применяются звукопоглощающие плиты. А для лучшего акустического  эффекта, если в торговом зале планируется  проводить концерты, лучше всего  использовать специальные акустические панели.

К покрытию ресторана  существуют особые специальные требования: оно не должно быть скользкими, должно быть прочным и влагоустойчивым. Лучше всего подходят паркетные  полы, но они требуют тщательного  ухода, чаще всего используется половое  покрытие.

Торговый и банкетный  залы ресторана должны быть оборудованы  специальной мебелью. Необходимы обычные  столы, столы для банкета и  фуршета, а также кресла, стулья, подсобные столы для официантов и прочее оборудование.

По сравнению  с другими предприятиями общественного  питания, к ресторанной мебели предъявляются  повышенные требования. Она должна быть не только красивой и прочной, но и удобной и комфортной, максимально  предоставляя посетителю возможность  расслабиться и отдохнуть.

Столы, которые используют в ресторанах, должны быть с большой  крышкой с учетом полной сервировки. Можно использовать как круглую, так и прямоугольную форму  крышки. Практика показывает, что наиболее оптимальный вариант - прямоугольная  крышка, так как она позволяет  экономно использовать площадь и  более удобна для сервировки. Ещё  одно достоинство таких столов - их можно сдвигать в один ряд. Возможен и вариант комбинирования столов. В центре зала располагаются круглые  столы, а по краям - квадратные либо прямоугольные.

Во многих ресторанах столы предпочитают покрывать скатертью, но крышка, имеющая красивую текстуру, может обходиться и без неё. Достаточно накрыть стол небольшими салфетками.

К ресторанным столам относятся также столы для  фуршета и банкета. Фуршетный  стол несколько выше обычного, а  банкетный стол значительно длиннее. Но вместо банкетного стола вполне можно сдвигать обычные столы, что  часто происходит на практике. Фуршетные  столы используются на приёмах, когда  гости едят и пьют стоя, а также  их можно использовать для «шведского стола».

Также должное внимание следует уделить стульям и  креслам. Если в ресторане используются кресла, то они должны быть удобны не только для принятия пищи, но и для  отдыха. Кресла должны быть средних  размеров, но глубже, чем стулья. Если в ресторане большая площадь  зала, то можно применять диваны, с их помощью можно создать  изолированное ложе. Гармонично смотрится  сделанные из одного материала каркасы  столов и стульев либо кресел, сделанных  из одного материала.

Тщательно следует  подходить к размерам столов и  стульев, так к большим столам, которые накрывают скатертями, не рекомендуется ставить маленькие  стулья. Вследствие этого, столы будут  казаться огромными, а стулья, наоборот, ещё меньше, что негативно скажется на общем интерьере.

В оформлении интерьера  помещения также играет существенную роль освещение. Ведь свет способен на многое. Он может сделать помещение  более просторным и уютным, зрительно  шире или выше. Свет влияет на настроение человека и может расположить  либо к шумной вечеринке, либо к тихой  и приятной беседе.

В разных ситуациях  используется различное освещение. Если необходимо быстрое обслуживание, то включается яркий свет; если же посетители хотят отдохнуть, то освещение включается не полностью. А для танцев можно  использовать цветные лампочки.

В первую очередь, освещение  должно гармонично подходить к интерьеру  помещения, передавая его дух  и подчёркивая достоинства. Он должен быть ненавязчив. На практике обычно применяется  комбинированная система освещения. Общий свет приглушен, а в необходимых  местах включается более яркий. 
 

 

 


 

 

1. Понятие интерьер и  его элементы 
 
Слово интерьер происходит от французского "interieur" – внутренний. Оно использовалось в архитектуре, как внутреннее пространство. В наше время, под этим понятием, мы подразумеваем определенным образом организованное и благоустроенное внутреннее пространство помещений. 
 
 Интерьер – это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека. 
 
Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой воздействия на человека. 
 
Интерьер можно подразделить на 2 основные группы — общественный и жилой. Жилой интерьер — это своеобразный портрет человека, живущего в нем. Он может многое рассказать о характере своего хозяина, о его интересах и вкусах, социальном статусе и психологическом типе. Жилые интерьеры могут создаваться стихийно, а могут быть выполнены профессиональным дизайнером. И тут основная задача дизайнера состоит в том, чтобы как можно подробнее выяснить пожелания заказчика, его характер и тип. Высшая награда для мастера заключается в том, чтобы полностью воплотить пожелания заказчика, так как жить в этом интерьере предстоит именно ему. При разработке общественного интерьера учитывается прежде всего назначение интерьера, его функциональные требования. Так торговому залу необходимы просторные проходы и удобные стенды - витрины для покупателей и посетителей, ресторану - создание умиротворенной, спокойной обстановки, где человек может отдохнуть и расслабиться, офису же наоборот — четкого зонирование пространства, хорошее освещение и удобные рабочие места. 
 
У интерьера своя богатая история, которая развивается наравне с архитектурой, чуть отставая или опережая ее. Множество известных классических стилей — классицизм, барроко, модерн, а также новых — хай-тек, минимализм, этнический стиль, дают огромные творческие возможности в разработке жилых или общественных интерьеров. 
 
Создание интерьера, который полностью отвечал бы всем функциональным и эстетическим требованиям, был бы оригинальным и гармоничным — главная задача дизайнера по интерьеру. Профессиональный дизайнер знает, что нужно, чтобы новый интерьер пришелся по вкусу заказчику.  
 
Казалось бы, кому как не заказчику знать, каким должен быть ваш дом или отдельная комната? Тем не менее, ремонт и дизайн помещения требуют грамотного подхода специалиста 
 
Знания дизайнера распространяются не только на эстетические компоненты интерьера — всевозможные стилевые решения дизайна, подбор мебели и разработку эксклюзивных проектов по ее созданию, но также и на все многообразие современных строительных материалов. Дизайнеру по интерьеру одновременно известно и то, что можно осуществить в конкретном помещении с точки зрения интерьера в различных модификациях его стиля и оформления, и главное то, как это осуществить. Пожелания и соображения заказчика, таким образом, призваны натолкнуть дизайнера на след самого верного и красивого решения интерьера.  
 
Именно поэтому ремонт по дизайн - проекту позволяет заказчику вдоволь помечтать о своем доме, представить свое жилище изнутри в мельчайших подробностях, нюансах и красках. В обязанностях дизайнера — искусное воплощение этой мечты в жизнь.[9] 
 
Благоприятные условия времяпрепровождения человека обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании ресторана, так и на территории, прилегающей к нему. Общий комфорт внутреннего пространства является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения.  
 
Экологический комфорт создаётся оптимальным для организма человека сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла. Например, в состоянии покоя или при выполнении лёгкой физической работы температура зимой не должна превышать 18–22, а летом 23 - 25°С; скорость движения воздуха зимой должна составлять 0,15, а летом 0,2–0,4 м/с; относительная влажность –   40–60%. 
 
Важным компонентом микроклимата любого помещения является инсоляция (облучение помещений солнечными лучами и естественное освещение). В помещениях ресторана, где люди проводят много времени, должен быть всегда чистый и свежий воздух и нормальный шумовой режим. 
 
Функциональный комфорт определяет удобство эксплуатации любого помещения. Он обеспечивает защиту от окружения, безопасность и осуществление всех функциональных процессов жизнедеятельности человека: питание, отдых, личная гигиена, развлечения, деловые контакты и др. Разделение всех процессов жизнедеятельности человека в помещениях осуществляется приёмами функционального зонирования как общего пространства ресторана с выделением функциональных блоков, так и микрозонированием. 
 
Микрозонирование осуществляется также посредством рационального набора оборудования и его оптимального размещения в любом интерьере. 
 
Эстетический комфорт предопределяет положительный эмоциональный настрой человека. Это обеспечивается благодаря средствам и приёмам, с помощью которых достигается объединение всех элементов интерьера в единое для восприятия целое. Эстетический комфорт интерьера зависит, в первую очередь, от гармоничности предметно-пространственного окружения, от того, насколько достигнута целостность и согласованность его элементов. 
 
Эстетическая организация среды, или достижение красоты интерьера, включает множество разнообразных задач. Главные из них – это композиция пространства, цветовое решение и отделка поверхностей, хозяйственная (дизайнерская) форма оборудования и мебели, решение декоративных деталей, освещение, озеленение и др. 
 
Таким образом, интерьер любого помещения ресторана должен обладать экологическим, функциональным и эстетическим комфортом  
 
Экологический комфорт в интерьерах создаётся, в основном, благодаря системам инженерного обеспечения ресторана: вентиляция, кондиционирование воздуха, централизованные пылеудаление, отопление и др. 
 
Функциональный комфорт в основном обеспечивается оптимальным набором мебели и оборудования. Мебель является одним из активных компонентов в формировании интерьеров помещений ресторана. 
 
От того, какова мебель, как она расставлена в помещении, как окрашены стены, каковы полы и т. п., зависит настроение человека, его "психологический комфорт", чувство уюта. Необходимые условия комфортабельности интерьера – удобство и красота. Все элементы интерьера должны гармонично сочетаться друг с другом, а весь интерьер в целом – быть законченным и выразительным.  
II 
. Основные требования к оформлению интерьера жилых и общественных помещений ресторана. 
 
Интерьер представляет собой внутренне организованное пространство помещений  предприятий питания, одновременно выступающее средой действия (в нем осуществляется технологический чикл обслуживания гостей) и средой восприятия (обладает способностью оказывать сильное эмоциональное воздействие). 
 
К помещениям предприятий питания, в которых происходит обслуживание посетителей, относят залы, бары, коктейль-холлы, буфеты. Входную группу помещений, где начинается обслуживание, составляют вестибюль с гардеробом, аванзал (помещение для сбора, ожидания и отдыха гостей), санузел. 
 
Залы — это основные помещения предприятий питания, где обслуживают гостей. Их расположение влияет на планировочное решение, объемную композицию и архитектуру всего здания. Очень важно обеспечить рациональную связь торговых залов с производственными и вспомогательными помещениями, которая обусловлена технологическим процессом и функциональными требованиями. В частности, зал должен быть расположен таким образом, чтобы в него не проникали шумы производственных помещений и запахи кухни. 
 
В решении интерьера учитывается специализация предприятий питания, контингент клиентов, на который они рассчитаны, применяемые методы обслуживания и ряд других факторов. При всем этом важно максимально раскрыть связь интерьера и окружающей предприятие среды: ландшафта, городского района, улицы. Это достигается применением различных архитектурных приемов, что часто играет для предприятия не меньшую роль, чем хорошая кухня. 
 
При разработке интерьера ресторана, бистро или кафе, баров или клубов очень важно найти гармонию между функциональностью и эстетикой. Создание эксклюзивного дизайна бара и ресторана зависят от множества факторов, но посетителям запоминаются именно детали. Почему мы, например, любим какое-то определенное кафе? Ведь кофе и ассортимент блюд не так уж сильно различаются. Может быть, за особую атмосферу комфортности и приятное глазу оформление интерьера в характерном заведению стиле. Возможно, нам нравятся какие-то особенные детали в дизайне кафе, приятное освещение, удобные стулья и столики. Далеко не все симпатии посетителей можно объяснить сервисом и ценами.  
 
Настоящий специалист подходит к разработке дизайн-проекта интерьера не только исходя из целей и задач заведения, где человек будет отдыхать, общаться и принимать вкусную пищу. Общая атмосфера, фирменный стиль и качество оформления интерьера должны учитываться в дизайне ресторана. Не столы и скатерти будут перед глазами клиента, а стены, пол, даже двери и окна. От выбора доминирующего материала чистовой отделки помещений зависит многое.  
 
Оформить поверхности в стекле и металле, обить деревом или имитировать натуральный камень? Распределить освещение по зонам, устроить искусственный фонтан в углу или центре? Не концепцией единой определяется дизайн бара или кафе. Планировка и особенности помещения диктуют правила, которые необходимо учитывать, иначе неизбежно возникнет диссонанс. Стиль хай-тек для дизайна бара или ресторана будет неуместен в помещении с невысокими или сводчатыми потолками. В узком и длинном помещении отделку деревянными или мраморными панелями лучше заменить на зеркала.  
 
В свободных и хорошо видимых зонах важно расположить связующие элементы стиля: декоративные панно из искусственного камня или дерева, светильники викторианской эпохи или яркий галогеновый свет. Вариантов дизайна ресторанов сегодня достаточно, чтобы выбрать лучшее из возможного. Интерьер ресторана или небольшого кафе строится от общей концепции, которая должна включать все аспекты. Современные тенденции оформления интерьера противоречивы – нельзя создать хороший дизайн кафе или дизайн бара без учета эргономичности и стиля. Любой дизайн-проект интерьера планируется исходя из особенностей помещения.  
 
2.1.Решение проблемы цвета в интерьере 
 
Особое значение для оформления интерьера помещений предприятий питания имеет решение проблемы цвета и освещения. Цвет и свет должны быть подчинены процессу обслуживания клиентов. Пребывая в зале ресторана, кафе, бара, клиенты испытывают на себе воздействие цвета.  
 
Цветовое решение помещений – окраска стен, полов, отделка их различными материалами (пластик, керамика, гипрокартон и др.) – один из важнейших элементов интерьера. Цветовое решение интерьера создаётся с использованием принципов контраста и нюанса. В практике используются оба приёма. 
 
Цвет является активным средством архитектуры интерьера. Сочетанием яркости и цвета формируют пластику интерьера, а также его пространственную композицию. 
 
Цвет – это средство создания композиции интерьера, а основными цветовыми носителями являются архитектурные поверхности: стены, пол, потолок. Окраска предметов и элементов оборудования (дополнительные носители цвета) решается в цветовой гармонии по отношению к основным цветам. 
 
Цветовое решение может  компенсировать неблагоприятный микроклимат помещения, улучшить санитарно-гигиенические условия и ориентацию в пространстве. 
 
В зависимости от пространственной ориентации помещения на север или юг используется либо теплые, либо холодные цвета. Применение светлых цветовых тонов обеспечивает поддержание санитарно-гигиенических условий, связанных с чистотой помещения. Цветом обеспечивается удобство ориентации в пространстве с помощью цветового выделения функциональных зон – путей комуникационного движения, технологических групп с определенным процессом. 
 
Научно доказано, что цветовое окружение в значительной степени влияет на эмоциональное состояние человека, его настроение, самочувствие и работоспособность. Очевидно, что влияние может быть как благоприятным, так и отрицательным. Цветовая гамма должна быть тщательно продумана с целью создания в залах обслуживания атмосферы уюта, комфорта, безопасности и спокойствия. 
 
Цветовые предпочтения индивидуальны. При дизайне собственной квартиры каждый волен выбирать приятные для него цвета и цветовые композиции. При дизайне пространства общественных помещений следует исходить из научно обоснованных данных о воздействии каждого цвета на психологию человека. 
 
Особенности психологического воздействия цвета на людей потребовали пристального внимания специалистов различных направлений — художников, психологов, искусствоведов, врачей, архитекторов. В частности, установлено, что голубой и зеленый цвета вызывают впечатление шири, дали и безграничности. Голубой цвет снимает возбуждение, устраняет бессонницу, рассеивает навязчивые мысли. Зеленый расширяет капилляры и успокаивает. Синий цвет уменьшает частоту пульса и мускульное напряжение. Холодные оттенки (данный факт доказан в ходе специальных исследований) вызывают сокращение ритма сердечной деятельности и понижение температуры тела, поэтому благоприятно воздействуют на людей в жаркое время и в душных помещениях. Теплые оттенки красного и желтого обладают терапевтическим действием, в частности хорошо воздействуют на аппетит. Оранжевый цветявляется самым физиологически благоприятным, он тонизирует и вызывает радость. Красный учащает сердцебиение и повышает кровяное давление, возбуждает и стимулирует мозг. Желтый цвет – цвет хорошего настроения, способен успокоить нервную систему.Желтый цвет – льющийся, никогда не прикрепленный  к поверхности. 
 
Лимонно – желтый, теплый абрикосовый, почти шафрановый – эти цвета хорошо смотрятся там, где нет солнца, на северной стороне, – Вы оказываетесь в приятном, как бы зовущем за собой пространстве. 
 
Неблагоприятное воздействие на человека оказывают очень темные тона в больших количествах. Печаль и отрицательные эмоции парализуют произвольные движения и способствуют возникновению чувства усталости и утомленности. 
 
При отделке помещений необходимо учитывать, что наиболее благоприятное воздействие на зрение и нервную систему человека оказывают желтые, желто-зеленые, зеленые, зеленовато-голубые и серебристо-серые цвета.  
 
Их и рекомендуется применять в качестве основных. Красный, фиолетовый и синий цвета возбуждают нервную систему, утомляют зрение, поэтому их целесообразно использовать только для отделки небольших поверхностей. 
 
У красного цвета есть почти что пальцами ощущаемая сила, происходящая из его теплоты. Красный цвет не только уменьшает пространство, но и поглощает, подавляет многие другие краски. Из всех других цветов он – самый неотделимый от поверхности, поэтому использовать его надо очень осторожно, небольшими цветовыми пятнами в оформлении гостиных, кухонь, коридоров. 
 
Зеленый и голубой цвета действуют на человека благотворно, способствуют успокоению нервной системы, увеличивают работоспособность, не утомляют зрение, повышают слуховую чувствительность, дают ощущение свежести и влажности. Зеленый цвет, как и все в природе, не смотрится один, ему «идет» быть фоном для теплоты желтого или прохлады синего. Лучше всего, когда зеленый сочетается с деревом, а особенно – с живыми пейзажами. 
 
У синего или голубого – словно два «лика» с одной стороны, эти цвета символизируют природу, небо, море, безоблачные летние вечера, поэтому хороши для отдыха. С другой стороны, голубой  –  холодный цвет, дающий психологическую и визуальную отстраненность, раздвигающий архитектурное пространство. Он подходит для спальни или гостиной с большими окнами и хорошим видом из них. 
 
Решая, в какой цветовой гамме будет выдержан интерьер, важно учитывать размеры и освещенность помещения. Для большого ресторанного зала можно использовать насыщенные цвета, в то время как в малом банкетном зале этот вариант вряд ли применим. Недостаток площади можно зрительно компенсировать (т.е. иллюзорно расширить), используя холодные оттенки, а большому помещению придать уют и ощущение защищенности, оперируя теплыми оттенками цвета. 
 
Низкая комната с потолком, окрашенным  светлым холодным цветом, зрительно кажется более высокой. Если комната очень вытянута в длину, дальнюю стену нужно окрасить несколько более интенсивно. Таким образом можно стену «приблизить», и комната  утратит впечатление вытянутости. Небольшие по размеру комнаты лучше окрашивать в светлые пастельные тона. Тогда комната будет казаться просторнее.  
 
Важно определить также и использование композиционных принципов. Так, цветовое решение, основанное на контрастах, несколько будоражит и повышает жизненный тонус. Композиция, построенная на тонких нюансах, способствует поддержанию атмосферы спокойствия, отдыха и настраивает на приятные размышления. 
 
Активную роль в цветовой композиции играют стены. Они могут быть однотонными, но создать однотонный интерьер сложно, так как  в условиях  естественной освещенности стены освещаются неодинаково. 
 
С помощью цвета можно выделить одну стену, сделав ее главной в композиции. Расположением цвета на стене можно корректировать пропорции помещения (расширить его или сузить), а также расчленить помещение на горизонтальные и вертикальные уровни. 
 
Цвет стен влияет на выбор цвета пола. Пол, одинаковый по яркости со стенами, создает впечатление единства внутреннего пространства. Если стены решены по цвету однотонно, то пол может быть орнаментированным. При этом мелкий орнамент создает впечатление однотонности рисунка и его  цельности, а крупный – иллюзию расширения площади пола. 
 
Выбор цвета потолка определяется нормами освещенности помещения. Если необходимы высокие уровни освещенности, то рекомендуется белая окраска потолка, так как потолок  является не только ограждающей, но и основной отражающей поверхностью. Потолок может решаться в цвете стен или контрастно по отношению к ним. Одним цветом может быть решен потолок и часть примыкающей к потолку стены. 
 
Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета – символа[1]. Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали «холодными».  
 
      На этой основе образовались новые ассоциации: радостный – печальный, легкий – тяжелый, громкий (звучный) – тихий, динамичный – статичный и т.д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами[2].  
 
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.  
 
Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых – холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых – ахроматические цвета пастельных тонов.  
 
     Цвет может успокоить и взволновать, радовать и печалить. Цветом можно лечить, вызвать чувства голода и холода, легкости и тяжести[3]
 
Для рационального цветового решения интерьера необходимо для каждого помещения выбирать цветовую гамму с учетом её психологического воздействия на человека: 
 
1)  При решении пространственной композиции интерьера большое значение имеют явления выступания и отступания цветов. 
 
Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) отступают назад. Это явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются выступающими, темные — отступающими.  
 
Таким образом, явление выступания—отступания цветов имеет немаловажное значение как средство зрительного изменения пропорций и размеров помещений. 
2)  Объединяющее и расчленяющее свойство цветов. Большое практическое использование в отделке помещений имеет объединяющее свойство цвета, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который окрашены пятна, или в более насыщенный и темный. Если, например, стену, у которой стоит мебель, висит зеркало, бра и др., окрасить, скажем, в оранжевый цвет, то она станет композиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней. Интерьер помещения станет организованнее и лаконичнее. 
 
При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их расчленения, особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте. Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске в цвета, различные по тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при окраске длинных коридоров. Отдельные участки коридоров, окрашенные в разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора. 
3)  На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона. Если яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и потому воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необходимо учитывать при окраске стен и пола и выборе цвета предметов убранства. Последние должны быть ярче, чем пол и стены; выделяясь на общем фоне, они будут усиливать декоративность интерьера. 
4)  При решении многих задач интерьера ресторана имеет значение способность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета. В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых размеров, один из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой — по вертикали. В данном случае первый кажется нам вытянутым в вертикальном направлении, а второй — в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и оборудования. 
 
Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же можно создать впечатление различной высоты помещения — горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот, вертикальным членением стен увеличить его высоту. 
5)  В восприятии интерьера большое значение имеет расположение цветовых пятен в соответствии с понятием «тяжелые» и «легкие»цвета. Психологи путем экспериментальных исследований установили, что тяжесть цвета зависит главным образом от его светлоты: чем темнее цвет, тем он тяжелее. Это правило относится ко всем цветам: и к ахроматическим, и к хроматическим, и к цветам одного и того же тона и разных цветовых тонов. Согласно экспериментальным исследованиям американского ученого Монро тяжесть цвета зависит также и от его насыщенности; из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светлоты более насыщенные кажутся более легкими. 
 
Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры материала: цвет материала с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее цвета материала с гладкой поверхностью. 
 
В ресторанах используется большой ассортимент отделочных материалов, различных по цвету и фактуре их поверхности. Поэтому при решении интерьера следует выбирать материалы с учетом «тяжести» и «легкости» их цвета. 
 
Впечатление от интерьера складывается не только по отдельным цветам, но также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разному воздействуют на зрителя: одни воспринимаются легко, другие вызывают чувство напряжения и тяжести. 
 
Различают три группы сочетаний в зависимости от размера интервала между цветами в цветовом круге: малые и большие интервалы в большинстве случаев являются легкими, а средние — трудными сочетаниями. 
 
При выборе цветовой гаммы интерьера ресторана следует ориентироваться на использование легких сочетаний. 
 
На восприятие цвета большое влияние оказывает: 
 
-         Другой цвет, который наблюдатель видит одновременно с данным цветом или на который он смотрел непосредственно перед этим. В известных сочетаниях возникают явления одновременного и последовательного цветовых контрастов. 
 
Одновременным цветовым контрастом называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Если цвет окружен хроматическим фоном, то он изменяется в сторону цвета дополнительного к цвету фона. Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности; находясь на фоне одинакового с ним цвета, но большей насыщенности, теряет в насыщенности. 
 
Одновременный цветовой контраст используется для приглушения одних элементов интерьера или, наоборот, для усиления декоративного звучания других элементов. 
 
Суть явления последовательного цветового контраста сводится к тому, что если в течение некоторого времени задержать взгляд на каком-либо цветном предмете, а затем отвести в сторону, то создается впечатление, что мы видим этот же предмет, но окрашенный в менее интенсивный дополнительный цвет. То же самое произойдет, если мы из окрашенного, скажем, в красный цвет помещения перейдем в помещение, окрашенное в белый или серый цвет; цвет последнего нам покажется слегка зеленоватым. Если же помещение будет окрашено в зеленый цвет, то его окраска будет нам казаться еще насыщеннее.  
 
     Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. В повседневной жизни мы рассматриваем цвет как свойство материалов.  
 
2.2. Решение проблемы освещенности интерьера 
 
Важнейшим фактором, который, наряду с цветовым решением интерьера, определяет комфортные условия обслуживания на предприятиях питания, является правильная организация освещения. Естественное природное освещение способно влиять на настроение людей. То же происходит и с искусственным светом. Из-за плохого освещения может возникнуть состояние угнетенности. 
 
2.2.1. Классификация искусственного освещения 
 
 
Современные принципы устройства искусственного освещения зависят от объёмно-пространственного решения помещения и его функций. Функции помещения влияют на выбор приёма освещения, который определяет виды источников света и светильников, их светораспределение и месторасположение, декоративность и систему освещения. В помещениях ресторана могут использоваться как общие, так и местные систем освещения.  
 
Общее освещение – это освещение всего помещения в целом. Оно может быть равномерным (одинаковым) для всех частей помещения или локализованным (усиленным) над какой-либо одной его частью. 
 
Местное освещение служит для освещения рабочих поверхностей.    Подобное освещение может использоваться как дополнительное в торговых залах помещений общественного питания. 
 
В одном помещении возможно одновременное применение общего и местного освещения, в этом случае система освещения называется комбинированной. 
 
 
2.2.2. Роль искусственного освещения в помещениях общественного назначения 
 
Выполняя утилитарное назначение, искусственное освещение участвует одновременно в общей композиции интерьера. Освещение влияет на зрительную оценку интерьера — восприятие его пространственного и планового решения. Роль света как художественного средства особенно велика в архитектуре интерьера столь сложного комплекса, какими являются помещения общественного назначения. 
 
Решающее значение для художественной и психологической оценки искусственного освещения имеют следующие факторы:насыщенность помещения светом, яркость поверхности и ее распределение. 
 
Различные варианты насыщенности светом и распределения яркостей придают помещению индивидуальный характер, благодаря чему один и тот же интерьер может восприниматься при разных системах освещения по-разному. 
2.2.3. Общие требования к созданию освещения 
 
Некоторые дизайнеры утверждают: можно создать интересное освещение — и больше ничего не делать. Они несколько преувеличивают, но подобное утверждение не лишено смысла. Искусственные источники света сегодня столь разнообразны, их дизайн и технические возможности столь совершенны, что можно удовлетворить вкусы и потребности любого клиента. 
 
Выбирая источник искусственного света, следует исходить из того, насколько он гармонирует по стилю и цвету с интерьером. Не следует также забывать и о его функциональности, то есть достаточно ли он дает света, приятен ли свет для глаз. 
 
Каждый светильник не существует в помещении обособлено. Свет всех осветительных приборов образует целое, которое называется общей композицией освещения. Ее надо тщательно продумать. Данный аспект проблемы наиболее актуален при организации освещения в больших залах ресторанов и кафе. 
 
Со вкусом подобранные и разумно расположенные источники света создают атмосферу уюта и делают пребывание гостей комфортнее. Природа света такова, что при грамотном использовании он освещает, наполняет, структурирует пространство, заставляет его жить, акцентирует композиционные и смысловые центры, привлекает внимание к удачным элементам интерьера и отдельным деталям, маскирует изъяны планировки. 
 
Специалисты считают: чтобы помещение было уютным и комфортным, в нем должно быть не менее трех источников искусственного света. Причем желательно использовать все виды освещения (фоновое — общее, рабочее, акцентирующее — декоративное). 
 
Общая композиция света является удачной, если светильники располагаются на разных уровнях, имеют различную интенсивность света и освещение можно варьировать в зависимости от ситуации. Например, в ресторане, кафе особенно ярким освещение должно быть во время завтрака, чтобы клиенты могли читать газеты, журналы. В вечернее время освещение должно способствовать созданию атмосферы праздничности, торжественности или уюта. Также целесообразно использовать освещение, характеризующееся сочетанием зон с достаточно ярким освещением и затемненных. Ярким (акцентирующим) освещением можно выделить наиболее интересные элементы интерьера. 
 
С помощью света можно преобразить интерьер ресторанного зала. Например, подсвечивая его различными способами, можно "раздвинуть" стены, раздробить плоскость стены лучом света, придать ей динамику и визуально увеличить помещение. Также с целью увеличения пространства можно создать эффект "парящего" потолка, как бы увеличив высоту помещения. Для этого за карнизом вдоль стены располагают в ряд равномерно светящиеся источники света. Когда они включаются, потолок как бы отрывается от стен и кажется выше. 
 
Особое внимание следует уделить организации наружного освещения, которое способствует привлечению посетителей. Наружное освещение самого здания, вывесок и подходов к нему должно гармонировать с окружающей средой и в то же время привлекать внимание. Если предприятие расположено на шумной городской магистрали, то и освещение должно быть динамичным, ярким. Если ресторан или кафе располагаются в тихих уголках города, вдали от транспортного шума, то предпочтительнее спокойное освещение, гармонирующее с уютным интерьером. 
2.2.4.Освещение и декоративное убранство интерьера  
 
Освещение необходимо для выделения декоративных элементов интерьера. Вместе с тем свет сам может быть декоративным элементом. В последнем случае используются такие его свойства, как яркость, световой ритм, цветность, с помощью которых можно создать иллюзию декоративной отделки поверхности. Если ровная поверхность ассоциирует у нас с неизменной ее яркостью, то рельефная кажется нам разной по яркости (грани рельефа образуют резкий переход яркостей, криволинейные формы — постепенный переход от одной яркости к другой). 
 
Использование цветности освещения всегда привлекало внимание архитекторов, работающих над интерьерами общественных зданий. 
 
В современных ресторанах широко используются элементы монументально-декоративного и прикладного искусства и озеленение, в восприятии которых большое значение имеет освещение. 
 
Для подсвета элементов декоративного убранства интерьера целесообразно использовать общее освещение помещения или зоны.Специальное (локальное) освещение декоративных элементов целесообразно лишь в том случае, если оно является органической частью композиции декоративного убранства интерьера. 
2.3. Мебель, как элемент интерьера. 
 
Основным организующим и функциональным элементом интерьера предприятий питания, оказывающим влияние на создание комфортных условий обслуживания, является мебель.  
 
Современная мебель по характеру конструктивной структуры подразделяется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и  трансформируемую (в том числе секционную). 
 
К номенклатуре и видам используемых в ресторанах, кафе, барах мебельных изделий кроме общих (функционально-технологических, эргономических, эстетических) предъявляются следующие специальные требования: 
 
v          соответствие мебели характеру работы предприятий, поскольку самообслуживание или обслуживание официантами влияет на площадь стола, рассчитанную на одно место за ним; 
 
v          соответствие типу торгового зала (ресторан, кафе, банкетный зал, бар), от чего зависят вид мебели и ее размеры; 
 
v          удобство — соотношение между высотой стола и высотой сиденья стула, высотой подлокотников и спинкой кресла (наиболее комфортным считается размер 20-31 см — расстояние от сиденья кресла до столешницы); 
 
v          гигиеничность, которая обеспечивается использованием соответствующих этому требованию отделочных материалов. 
 
Главным предметом меблировки предприятий питания являются столы. Основные конструктивные элементы стола — это столешницы и опоры. Столешницы могут быть различной конфигурации (круглые, квадратные, прямоугольные) и размеров. По виду опоры столы могут быть одно-, двух-, трех-, четырех-опорные. Размеры столов определяются их назначением: для ресторанов — обеденные, фуршетные, банкетные; для кафе и столовых; для кафетериев и т.д. 
 
При организации интерьера не следует забывать о том, что современного человека сегодня волнуют проблемы охраны окружающей среды и собственного здоровья. Такая позиция накладывает определенные ограничения на полет фантазии архитектора и дизайнера. При оформлении интерьера наблюдается тенденция использования экологически безопасных материалов, изготовленных на экологически чистых производствах. 
 
Дизайн интерьера также успешно используется в качестве маркетингового и брендингового инструмента. Особенность и индивидуальность интерьера ресторана, кафе, бара становятся важнейшими акцентами в рекламе этих предприятий, помогают создать собственный неповторимый имидж, сформировать в общественном питании образ высоко комфортного, надежного, солидного предприятия. 
2.4.  Декоративные и мебельные ткани 
 
Большое декоративное значение в интерьере ресторана имеют занавеси, гобелены, ковры, обивка мебели. Они во многом определяют цветовое решение и эмоциональную окраску помещений. 
 
Одним из существенных элементов интерьера являются занавеси. Они выполняют практические функции и одновременно влияют на композицию и колорит интерьера. Практические функции занавесей заключаются в регулировании естественного освещения, тепла и инсоляции, поглощении шума. 
 
Применяются два вида занавесей: прозрачные и плотные. Первые рассеивают и смягчают дневной свет. Рассеянный свет создаёт комфортные условия для зрения. Для прозрачных занавесей применяют сетчатые ткани, при сильном освещении – тонкие ткани. Материал для прозрачных занавесей может быть белым или чуть окрашенным, гладким или иметь малозаметные узоры. Выбор цвета зависит от цветового решения интерьера. 
 
Плотные занавеси изолируют помещение от различных внешних влияний. Цвет плотных занавесей, их фактура и рисунок, как правило, подбираются с учётом всей композиции интерьера, а также размеров помещения и занавесей. 
 
Занавеси могут быть короткие и длинные. Нижняя кромка коротких занавесей должна касаться подоконника; длинные занавеси не должны доходить до пола на 5см. Ширина занавесей должна составлять при тканях средней плотности и тонких от 1,5 до 2 ширин фронта подвески или окна. 
 
Занавеси бывают раздвижные и подъёмные. Наиболее распространены раздвижные занавеси, которые располагают с одной или двух сторон окна.  
 
В зависимости от декоративных качеств ткани подразделяют на две группы: «пассивные» и «активные». Рисунок и цвет первых носит фоновый характер. К активным, т.е. более ярким цветным тканям, относятся по преимуществу набивные. В отличие от тканных занавесей, где рисунок непосредственно связан со структурой материи, набивной рисунок как бы накладывается на ткань. 
 
Рисунок тканей для ресторана может быть геометрический и изобразительный. Но характер рисунка должен соответствовать общему характеру интерьера, лучше выбирать лаконичный с небольшим количеством цветовых отношений. 
 
Фактура занавесей должна быть легче и проще фактуры мебельной ткани, которая в свою очередь должна быть контрастной к фактуре ковра. 
 
Для мебели наиболее применимы фактурные и гладкие однотонные по окраске ткани, без рисунков и орнаментов. Обитая такими материалами мебель наиболее органично входит в интерьер, отвечая общему убранству.  
 
Наряду с функциональными требованиями к декоративным и обивочным тканям, во многом определяющим цветовое решение и эмоциональное звучание помещений, предъявляется ряд требований как к художественному средству оформления интерьера. 
 
Первое требование, которое необходимо выполнять в любых случаях, – это комплексный подбор рисунка цвета занавесей, ковров и обивки мебели, применяемых в одном помещении. Из всех возможных вариантов можно к примеру рекомендовать следующий приём комплектации тканей. 
 
Занавеси из ткани с крупным рисунком, ковёр – с мелким. Обивка мебели гладкая разных цветов. Часть мебели решается в колорите занавесей, другая – в колорите ковра и т.п. 
 
Высокие декоративные свойства, экономичность, массовость, транспортабельность, звукотеплоизоляционные свойства тканей делают их одним из самых широко доступных элементов убранства интерьера гостиниц. Нужно лишь отнестись к ним при проектировании интерьера как к полноценному его художественному средству. 
III 
Основные направления совершенствования интерьера ресторана 
 
Безусловно цвет и свет играют важнейшую роль в восприятии интерьера. Благодаря удачному сочетанию цветов  и их оттенков, можно создать потрясающий интерьер, а если еще и подобрать соответствующее освещение, то можно получить впечатление торжественности и роскошности. 
 
Такой интерьер, на мой взгляд, будет привлекать потенциальных посетителей и клиентов.  
 
Немаловажную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства, а особенно озеленение. 
 
Я считаю, что наличие в интерьере элементов озеленения только создаст более выигрышную и совершенную обстановку помещения ресторана. Ведь растения могут дать нам почувствовать себя на предприятии общественного питания, как дома. А это, согласитесь, немаловажно. Ведь если ты будешь чувствовать себя уютно и комфортно, желание посетить данное заведение еще раз непременно возникнет. 


Информация о работе Интерьер на предприятиях общественного питания